Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в освобождении от прохождения процедуры таможенного оформления, признании собственником транспортного средства
Документ от 01.06.2010, опубликован на сайте 18.06.2010 под номером 17401, 2-я гражданская, Обязать освободить от прохождения процедуры таможеного оформления, о признании собственником транспортного средства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***/2010                                                                 Судья Тихонова О.П.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

01 июня 2010 года                                                                                              г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шлотгауэр Л.Л.,

судей Костенко А.П., Маслюкова П.А.,

при секретаре судебного заседания Покачайло Н.Ю.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя истца А*** Р*** А*** – С*** И*** П*** на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 апреля 2010 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований А*** Р*** А*** к УГИБДД УВД по Ульяновской области, Ульяновской таможне об освобождении от прохождения процедуры таможенного оформления в отношении транспортного средства, признании собственником транспортного средства отказать.

 

Заслушав доклад судьи Маслюкова П.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

А*** Р*** А*** обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к УГИБДД УВД по Ульяновской области и Ульяновской таможне об освобождении от прохождения процедуры таможенного оформления в отношении транспортного средства, признании собственником этого транспортного средства.

В обоснование своих требований истец указал, что 01 октября 2008 года в ООО «П***» г. Тольятти на условиях комиссионной торговли им было приобретено транспортное средство - автобус вагонный «VAN HOOL», государственный регистрационный знак ***, идентификационный номер (VIN) ***, модель (№ двигателя) ***. Прежним собственником автобуса являлся житель г. Тольятти Ф*** В.В. До совершения сделки купли-продажи автобус находился на регистрационном учете в МРЭО ГИБДД УВД г. Тольятти Самарской области. 07 октября 2008 года данный автобус был поставлен на временный регистрационный учет в МОГТО и РЭР ГИБДД УВД по Ульяновской области до 07 апреля 2009 года на время проведения проверок. В ходе проверки было выявлено, что автобус при ввозе на территорию России таможенного оформления не прошел, в связи с чем 18 апреля 2009 года регистрация принадлежащего ему транспортного средства на праве собственности была признана недействительной и аннулирована.

Истец указывает, что на момент ввоза автобуса на территорию России в 2005 году он собственником данного транспортного средства не являлся, соответственно, не являлся участником таможенных отношений. Он пытался в досудебном порядке с ответчиками урегулировать вопрос о своем праве владения и распоряжения автобусом, однако таможенный орган, ссылаясь на положения ТК РФ, а МОГТО и РЭР ГИБДД УВД по Ульяновской области, ссылаясь на нормы закона, регулирующие безопасность дорожного движения, отказали ему в удовлетворении данных требований.

Истец находит действия ответчиков незаконными, противоречащими решениям Конституционного Суда РФ.

С учетом уточненных требований истец просил освободить его от обязанности по прохождению процедуры таможенного оформления в отношении вышеуказанного транспортного средства «VAN HOOL» и признать  его собственником данного транспортного средства.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица были привлечены представители ФМРЭО-6 ГИБДД Василеостровского ГУВД г. Санкт-Петербурга, ООО «П***» г. Тольятти Самарской области и Ф*** В*** В***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, Засвияжский районный суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель истца С*** И*** П*** не соглашается с решением суда, считает его незаконным, необоснованным и просит отменить.

В кассационной жалобе её автор ссылается на обстоятельства, изложенные истцом в исковом заявлении и ставшие предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Кроме того, автор жалобы указывает, что А*** Р.А., приобретя спорный автомобиль через комиссионный магазин, получил ПТС № *** от 18 июля 2005 года, который на момент совершения сделки купли-продажи от 01 октября 2008 года признавался действительным. Следовательно, А*** Р.А., являясь добросовестным приобретателем, не должен нести ответственность за виновные действия третьих лиц. Данная позиция подтверждается судебной практикой, изложенной в Бюллетенях Верховного Суда РФ № 11 за 2000 год, № 5 за 2004 год и решениями Конституционного Суда РФ по данному вопросу.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Ульяновкой таможни просит оставить состоявшееся по делу решение без изменения. Находит доводы жалобы несостоятельными, основанными на неверном толковании материального закона.

В судебную коллегию А*** Р.А., а также его представитель не явились, несмотря на надлежащее их извещение о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции. Причин неявки в судебную коллегию не сообщили.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение явившегося в судебное заседание представителя Ульяновской таможни П*** В.В., поддержавшего доводы возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Как усматривается из представленных суду материалов дела, А*** Р.А. является собственником автобуса модели «VAN HOOL», 1986 года выпуска, идентификационный номер (VIN) ***, двигатель № ***, шасси № ***, цвет белый. Данный автобус был приобретен им 01 октября 2008 года в ООО «П***» г. Тольятти Самарской области на условиях комиссионной торговли.

Из ранее выданного паспорта транспортного средства следует, что указанный автомобиль был ввезен на территорию Российской Федерации до приобретения его А*** Р.А. и, кроме того, был зарегистрирован в органах ГИБДД.

После приобретения А*** Р.А. данный автобус был поставлен органом УГИБДД УВД по Ульяновской области в г. Ульяновске на временный регистрационный учет. В отношении указанного автомобиля органом ГИБДД была проведена проверка, в ходе которой выяснилось, что автомобиль не прошел таможенного оформления, паспорт транспортного средства таможенным органом не выдавался, в связи с чем первичная регистрация данного транспортного средства в ГИБДД г. Санкт-Петербурга была признана недействительной.

В частности, из сообщения ФМРЭО ГИБДД по г. Санкт-Петербургу от 07 апреля 2009 года следует, что 18 июля 2005 года была произведена операция по аннулированию регистрационного учета автомашины «VAN HOOL», ПТС № ***, на том основании, что первоначально выданный ПТС № *** на данное транспортное средство не распределялся и ГТД поддельная.

Из письменного уведомления УГИБДД УВД Ульяновской области от 21 апреля 2009 года № ***, направленного А*** Р.А., следует, что регистрация указанного транспортного средства в соответствии с п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств в ГИБДД МВД России признана недействительной и аннулирована 18 апреля 2009 года в МОГТО и РЭР ГИБДД УВД по Ульяновской области (г. Ульяновск) в связи с отсутствием сведений о таможенном оформлении, свидетельство о регистрации ТС, ПТС и регистрационные знаки внесены в базу «Розыск», и  А*** Р.А. указано на необходимость сдать регистрационные знаки и свидетельство о регистрации в МОГТО и РЭР ГИБДД УВД по Ульяновской области (г. Ульяновск).

Как следует из материалов дела, ранее А*** Р.А. обращался в суд с иском к УГИБДД УВД по Ульяновской области, Ульяновской таможне Ульяновской области о постановке указанного автомобиля на регистрационный учет, в котором просил обязать УГИБДД УВД по Ульяновской области поставить на постоянный учет принадлежащий истцу спорный автобус «VAN HOOL».

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 24 июня 2009 года ему было отказано в удовлетворении исковых требований.

Данное решение суда не было обжаловано сторонами, оно вступило в законную силу.

Кроме того, А*** Р.А. неоднократно обращался в суд с заявлениями об обжаловании действий (бездействия) УГИБДД УВД по Ульяновской области и Ульяновской таможни.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 06 августа 2009 года в удовлетворении заявления А*** Р.А. о признании незаконными действий УГИБДД УВД Ульяновской области по признанию недействительной и аннулированию регистрации автомобиля было отказано.

Определением судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 сентября 2009 года данное решение суда было оставлено без изменения, а кассационная жалоба А*** – без удовлетворения.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 21 января 2010 года А*** Р.А. было отказано в удовлетворении его жалобы о признании незаконными действий (бездействия) Ульяновской таможни по невыдаче ПТС на автомобиль «VAN HOOL», освобождении от процедуры таможенного оформления транспортного средства и уплаты таможенных платежей.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 02 марта 2010 года данное решение суда было оставлено без изменения, а кассационная жалоба *** Р.А. – без удовлетворения.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 17 февраля 2010 года в удовлетворении иска А*** Р.А. к УГИБДД УВД по Ульяновской области, ГИБДД ГУВД по г. Санкт-Петербургу о восстановлении регистрационного учета транспортного средства, выдаче документов и знаков было отказано.

В настоящее время А*** Р.А. предъявлены исковые требования к УГИБДД УВД по Ульяновской области и Ульяновской таможне об освобождении от прохождения процедуры таможенного оформления указанного транспортного средства и о признании его полноправным собственником приобретенного транспортного средства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с п. 7 указанного Положения о ГИБДД МВД РФ территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов РФ являются структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов РФ и руководят деятельностью подчиненных и специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции. Госавтоинспекция безопасности дорожного движения МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности движения.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств. В силу п. 3 ст. 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:

- изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов, дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- при обнаружении признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);

- при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно указанным Правилам, для совершения регистрационных действий с транспортным средством, кроме документов, подтверждающих право собственности на автомобиль, собственник обязан предоставить в орган ГИБДД паспорт транспортного средства.

Таким образом, обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении является наличие паспорта транспортного средства.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01 июля 1997 года. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов транспортных средств выдаются таможенными органами на незарегистрированные транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации после 01 июля 1997 года.

Согласно п. 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств от 23 мая 2005 года паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.

В силу ст. 14 Таможенного кодекса РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Выдача паспорта транспортного средства производится таможенным органом после завершения таможенного оформления ввезенного транспортного средства на имя собственника транспортного средства. Таможенное оформление предполагает уплату таможенных платежей.

Как было установлено судом первой инстанции, спорный автомобиль не прошел таможенного оформления, паспорт транспортного средства таможенным органом не выдавался, Ульяновской таможней в выдаче А*** Р.А. паспорта транспортного средства было отказано в связи с незавершением процедуры  таможенного оформления транспортного средства.

Доводы кассационной жалобы о необходимости освобождения А*** Р.А. от прохождения процедуры таможенного оформления в связи с тем, что он не участвовал в незаконном перемещении автомобиля через таможенную границу и при приобретении транспортного средства не знал и не мог знать о его незаконном перемещении через таможенную границу, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку процедура таможенного оформления автомобиля включает в себя не только уплату таможенных пошлин и сборов за ввезенный автомобиль, но и проверку соответствия транспортного средства требованиям экологии, выдачу паспорта транспортного средства, к чему, по сути, и сводятся требования истца, то есть к выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль без таможенного оформления.

Согласно п. 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел РФ № 496, Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития и торговли России № 134 от 23 июня 2005 года, таможенными органами паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации.

Выдачу ПТС таможенные органы производят после завершения таможенного оформления ввезенного транспортного средства. При  этом таможенное оформление предполагает обязательную уплату  таможенных платежей.

В соответствии со ст. 328 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом иными федеральными законами возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В силу положений ч. 1 ст. 131 ТК РФ транспортные средства, в отношении которых не завершено таможенное оформление, не могут быть выпущены для свободного обращения, ими никто – ни собственник, ни любое иное лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу, не может пользоваться и распоряжаться.

Судебная коллегия полагает, что изложенная в кассационной жалобе позиция представителя истца находится в противоречии с собранными по делу материалами дела, а также постановлениями судов по многочисленным искам и жалобам А*** Р.А. и потому является несостоятельной.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил решение в соответствии с требованиями материального и процессуального закона, поэтому находит его законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя истца А*** Р*** А*** – С*** И*** П*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи