Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О внеочередном предоставлении жилого помещения
Документ от 25.05.2010, опубликован на сайте 08.06.2010 под номером 17255, 2-я гражданская, о внеочередном предоставлении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело-33-***/2010 г.                                                                  Судья Петрова И.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

25 мая  2010 года                                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего                       Болбиной Л.В.,

судей                                                       Трифоновой Т.П. и Нестеровой Е.Б.,

при секретаре                                         Рабчук Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе П*** Г*** С*** на решение Ленинского районного  суда г. Ульяновска  от 15 апреля 2010 года, которым постановлено:

 

Исковые требования П*** Г*** С*** к мэрии города Ульяновска об обязании включить в списки граждан на получение жилого помещения - оставить без удовлетворения в полном объеме. 

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У с т а н о в и л а :

 

П*** Г.С. обратился в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о включении его в списки граждан, нуждающихся в получении отдельного жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда.  

Иск мотивировал тем, что как участник Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. он обратился в мэрию г. Ульяновска с заявлением о постановке его в очередь на получение жилья, однако 18.12.2009 года в этом ему было отказано. Основанием для отказа в постановке его в очередь на получение жилья явилось то, что он зарегистрирован и проживает в муниципальной квартире площадью 52,37 кв.м с составом семьи 3 человека, то есть не является нуждающимся в предоставлении жилого помещения. С решением мэрии г. Ульяновска истец не согласен, поскольку  он не является членом семьи своего зятя – нанимателя квартиры.  Факт регистрации истца в квартире зятя не свидетельствует об обеспечении истца жилым помещением.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе П*** Г.С. не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что не является членом семьи К*** Е.В. – своего зятя.  На регистрационной учет в квартире зятя он был поставлен в целью принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Право считать его членом семьи зависит от волеизъявления его зятя К*** Е.В. К*** Е.В. согласия на его проживание  в качестве члена семьи не давал. П*** Г.С. проживает в квартире зятя с его согласия до получения собственного жилого помещения. В ходе рассмотрения дела не доказан факт ведения совестного хозяйства с К*** Е.В. Услуги, которые предоставляет отцу его дочь К***,  не относятся к мероприятиям по ведению с отцом общего хозяйства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя П*** Г.С. – К*** Е.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Мэрии г. Ульяновска Г*** Л.Н., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что П*** Г.С. является бывшим  несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в годы второй мировой войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно.

В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законом…» он по своему правовому статусу имеет право на предоставление мер социальной поддержки и льгот, установленных для инвалидов Великой Отечественной войны, в частности, на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. (п. 4 ст. 14 Федерального закона от  12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»). При этом в соответствии с положениями п. 4 ст. 14 Федерального закона от  12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»  инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статья 49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договору социального найма предоставляется отдельным категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрены ст. 51 ЖК РФ.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Ульяновской Городской думы № 136 от 13 июля 2005 года учетная  норма  площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м.

Истец с 04.08.1993г. проживает и зарегистрирован в муниципальной квартире по пр. генерала Тюленева *** в г. Ульяновске общей площадью 52,37 кв.м, в том числе жилой – 32,97 кв.м. Вместе с истцом в данной квартире зарегистрированы и проживают его дочь К*** А.Г. и зять К*** Е.В., который является нанимателем квартиры.

В ходе рассмотрения дела суд пришёл к обоснованному выводу о том, что истец, являясь членом семьи нанимателя квартиры, не является нуждающимся в жилом помещении, поскольку обеспечен жильём сверх учетной нормы жилого помещения (на каждого проживающего в квартире приходится  по 17,45 кв.м общей площади).

Доводы истца о том, что он не является членом семьи К*** (дочери и зятя), правомерно признаны судом несостоятельными. 

Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы).

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец вселён в квартиру как тесть нанимателя квартиры, то есть как член семьи. Договор поднайма с истцом не заключался, не является он и временным жильцом (проживает в квартире около 17 лет).  Дочь готовит ему еду, истец отдает ей часть денежных средств для оплаты коммунальных услуг.  С учётом вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что истец является членом семьи нанимателя квартиры, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи сверх учетной нормы, то есть не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П*** Г*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: