Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной пенсии по старости
Документ от 25.05.2010, опубликован на сайте 15.06.2010 под номером 17219, 2-я гражданская, О назначении досрочной пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело №33-***/2010

                                      Судья Мещанинова И.П.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

25  мая  2010 года

                                   г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Лисовой Л.С.,

при секретаре Высоцкой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области  от 21 апреля 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Д*** В*** В*** к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной пенсии по старости удовлетворить частично.

Решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области №*** от 05.03.2010 года отменить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить в специальный стаж Д*** В*** В***: период работы медицинской сестрой профилактория колхоза «Д***» с 18.08.1984 по 02.05.1986 года (2 года 1 месяц 18 дней) в календарном исчислении, период нахождения на курсах повышения квалификации с 04.10.2004 года по 27.11.2004 года (0 лет 1 месяц 24 дня) в календарном исчислении, и назначить трудовую пенсию с 4 марта 2010 года.

В удовлетворении остальной части требований Д*** В*** В*** отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Д*** В.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе о назначении досрочной пенсии по старости. В обоснование требований указала, что решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе от 05.03.2010 года в назначении досрочной пенсии ей отказано в связи с отсутствием у нее необходимого специального трудового стажа, в который не включен период ее работы в профилактории колхоза «Д***» в должности медицинской сестры с 18.08.1984 года по 02.05.1986 года (2 года 1 месяц 18 дней). Данный отказ мотивирован тем, что в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в разделе «наименование учреждений» профилакторий колхоза не предусмотрен. Кроме того, ответчиком не засчитаны в специальный трудовой стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 04.10.2004 года по 27.11.2004 года (0 лет 1 месяц 24 дня) и период нахождения в отпуске  по уходу за ребенком  с 16.05.1995 г. по 31.12.1996 г. (1 год 7 месяцев 15 дней), которые необходимо было зачислить в специальный стаж в льготном исчислении как работнику сельской местности (1,3).

Просила суд отменить решение УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, включить в специальный трудовой стаж,  дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, спорные периоды работы, нахождение на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 04.03.2010 года, т.е. со дня обращения к ответчику.

Рассмотрев спор  по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Карсунском  районе Ульяновской области не соглашается с решением суда и просит его отменить. Указывает, что наименование учреждения –профилакторий колхоза не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными   постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Ранее действующими Спискам и № 464 от 06.09.1991 г. и Списками № 1067 от 22.09.1999 г. профилакторий как лечебно-профилактическое учреждение также не было предусмотрено.   Кроме того, полагает, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации зачету в льготный период для назначения пенсии также не подлежит, поскольку в указанный период истица не занималась лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения  Д*** В.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, 04.03.2010 года Д*** В.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Решением комиссии при УПФ РФ (ГУ) в Карсунском  районе Ульяновской области от 14.08.2009 года № *** ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный стаж истице засчитано – 23 года 11 мес. 24 дня, не засчитаны периоды ее работы: с 18.08.1984 года по 02.05.1986 года – в должности медицинской сестры в профилактории колхоза «Д***»; с 16.05.1995 года по 31.12.1996 года –  отпуск по уходу за ребенком; с 04.10.2004 года по 27.11.2004  года – период нахождения на курсах повышения квалификации.

Принимая решение о включении в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, периода работы в качестве медицинской сестры профилактория колхоза и периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения требований о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не установлено.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных  с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Д*** В.В. в период 18.08.1984 по 05.05.1986 года (2 года 1 месяц 18 дней) работала в должности медицинской сестры профилактория колхоза «Д***». 

В соответствии с действующими в тот период времени нормативно-правовыми актами медицинские профилактории в колхозах создавались в целях оказания медицинской помощи работникам сельского хозяйства. На должности среднего медицинского персонала таких профилакториев назначались лица, имеющие среднее медицинское образование (фельдшер, акушерка, медицинская сестра). В должностные обязанности среднего медицинского персонала  профилакториев колхозов и совхозов входила доврачебная медицинская помощь, санитарно-просветительная работа, забор материалов для лабораторных исследований и т.п.

Судом установлено, что в спорный период истица выполняла все функции (обязанности) медицинской  сестры, выражающиеся  в проведении  различных медицинских процедур, проведении предрейсовых осмотров, медицинских осмотров в ЦРБ. Следовательно, должность истицы в период работы в профилактории колхоза относилась к среднему медицинскому персоналу, а сам профилакторий – к  лечебно-профилактическому учреждению, предусмотренному Списком № 464.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о включении вышеуказанного периода работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Довод жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает включение периода нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж работы, судебной коллегией отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае на­правления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

На основании данной нормы, суд пришел к правильному  выводу о том, что период нахождении истицы на курсах повышения квалификации с 04.10.2004 по 27.11.2004 года (0 лет 1 месяц 24 дня) подлежит включению в ее специальный стаж, поскольку  спорный период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением  средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Принимая во внимание, что на момент обращения  в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Д*** В.В. имела необходимый стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, суд первой инстанции, согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правомерно возложил обязанность на управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области назначить ей пенсию с даты обращения  в УПФ РФ (ГУ) с заявлением о назначении пенсии.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. В остальной части решение суда не обжалуется, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 21 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу  Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области -  без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи