Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Неизвещение работника об изменении условий труда повлекло взыскание денежных сумм с работодателя
Документ от 18.05.2010, опубликован на сайте 11.06.2010 под номером 17192, 2-я гражданская, О защите трудовых прав, взыскании недополученной заработной платы, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело №33-***/2010

                                  Судья Котельников А.Г.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

18 мая   2010 года

                                  г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Лисовой Л.С., Казаковой М.В.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения здравоохранения «У*** больница» на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 29 марта 2010 года, по которому постановлено:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Государственного учреждения здравоохранения «У*** больница» по исключению работников акушерского отделения патологии беременности из перечня медицинского персонала, занятого оказанием экстренной медицинской помощи, за период с января по декабрь 2009 года.   

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «У*** клиническая больница» произвести работникам акушерского отделения патологии беременности доплату за работу в ночное время за период с октября по декабрь 2009 года включительно, исходя из размера доплаты 50 процентов должностного оклада (стоимости часа).

 

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Д*** Т.А., С*** А.Г., М*** О.В., С*** Т.В., А*** М.В., Д*** С.В., Д*** М.А., Ф*** Г.Р., И*** М.В., И*** Е.В., А*** Т.А., А*** П.А., П*** Н.П., М*** Е.А., С*** Т.А., П*** В.А., П*** Г.Г., З*** О.А. обратились в суд с иском к  Государственному учреждению здравоохранения «У*** больница» о признании незаконными действий по исключению работников акушерского отделения патологии беременности из перечня медицинского персонала, занятого оказанием экстренной медицинской помощи.         Просили обязать ответчика произвести им (истцам) доплату за работу в ночное время за период с января по декабрь 2009 года включительно, исходя из размера доплаты 50 процентов должностного оклада (стоимости часа), и с января 2010 производить доплату за работу в ночное время в размере 50 процентов должностного оклада (стоимости часа).

 

Требования мотивировали тем, что работают в акушерском отделении патологии беременности ГУЗ «У***» в должностях  акушерок и санитарок. Ранее им  за работу в ночное время производили доплату в размере 50 процентов от стоимости часа, однако с 2009 года размер доплаты был уменьшен до 20 процентов со ссылкой на  то, что указанное отделение не занимается оказанием экстренной медицинской  помощи. Об изменении условий оплаты труда они в установленном законом порядке извещены не были. Полагают, что в силу действующего законодательства имеют право на получение доплаты за работу в экстренных условиях в ночное время в размере 50 процентов  должностного оклада (стоимости часа).

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе представитель ответчика – Е*** Н.Ф. не соглашается с состоявшимся решением, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска в полном объеме. В жалобе ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению представителя ответчика, судом не был надлежащим образом исследован  порядок перехода на новую систему оплаты труда. В основу решения положен нормативный акт, не подлежащий в данном случае применению, а именно: Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583, которое регулирует оплату труда бюджетных учреждений федерального уровня, в то время как ГУЗ «У***» является государственным областным бюджетным учреждением. Переход на новую систему оплаты труда областных государственных бюджетных учреждений произведен с 01.01.2009 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Ульяновской области № 591 от 16.10.2008 года «О переходе на отраслевую систему оплаты труда». Судом сделан неверный вывод о том, что истцы не были своевременно уведомлены об изменении условий труда, что опровергается материалами дела. Фактически изменений условий трудового договора не произошло, поэтому оснований для применения ст. 74 ТК РФ не имелось. Ссылка суда на то, что приказ об утверждении  перечня подразделений, занятых оказанием экстренной медицинской помощи, должен согласовываться с профсоюзной организацией, несостоятельна. Утверждения председателя профкома о том, что он был не согласен с названным перечнем, бездоказательны. Судом дано неверное толкование понятию «экстренная медицинская помощь» и не установлено, оказывали ли истцы экстренную медицинскую помощь фактически. Более того, судом не учтено, что санитарки медицинскую помощь не оказывают. Делая вывод о наличии дискриминации в сфере оплаты труда со ссылкой на  оплату труда в других муниципальных учреждениях, суд не принял во внимание, что эти учреждения имеют  иной правовой статус, следовательно, порядок оплаты труда  регламентируется иными правовыми актами.

 

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика С*** С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы,  Д*** Т.А. и её представителя  М*** Н.Ю, С*** А.Г., М*** О.В., С*** Т.В., А*** М.В.,  Ф*** Г.Р., А*** Т.А., А*** П.А.,  возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия  находит решение суда подлежащим частичной отмене.

 

По делу установлено, что истцы работают в акушерском отделении патологии беременности ГУЗ «У***» в должностях  акушерок и санитарок.

 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 435-П  утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области, которым было рекомендовано в срок до 01.12.2008 года разработать критерии оценки качества оказания медицинской помощи по категориям работ сложности; осуществлять перевод работников на отраслевую систему оплаты труда в пределах утвержденного фонда оплаты труда; обеспечить осуществление мероприятий, связанных с изменением условий трудовых договоров с работниками, в соответствии с трудовым законодательством.

 

П.3.3. вышеназванного Положения предусмотрена доплата за работу в ночное время работникам ОГУЗ в размере 20 процентов часовой части оклада (должностного оклада)  по занимаемой должности  за каждый час работы в ночное время.

Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций скорой медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится соответственно в размере не менее 50 процентов часовой части  должностного оклада.

Перечень подразделений и должностей работников ОГУЗ, которым производится доплата за работу в ночное время в размере не менее 50 процентов, утверждается руководителем ОГУЗ с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Положением об оплате труда работников ГУЗ «У***», утвержденным администрацией и согласованным с председателем профкома  03.12.2008 года, предусмотрена доплата за работу в ночное время медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной медицинской помощи  в размере  50 процентов часовой части оклада (должностного оклада)

 

По делу установлено, что с 01.01.2009 года все  ранее действующие приказы, регулирующие оплату труда работников ГУЗ «У***», были отменены.  Приказом главного врача  ГУЗ «У***» № *** от 27.02.2009 был утвержден  перечень подразделений, занятых оказанием экстренной медицинской помощи, в который акушерское отделение патологии беременности не вошло. С указанным приказом был ознакомлен председатель профкома ГУЗ «У***». Между тем, начиная с января 2009 года, то есть до утверждения данного перечня, доплату за работу в ночное время истцам стали производить в размере 20 процентов часовой части должностного оклада.

Учитывая, что требования ст. 74 ТК РФ  администрацией больницы соблюдены не были, а именно  об изменении условий оплаты труда за работу в ночное время истцы в установленный  законом срок (не менее чем за два месяца) не были извещены, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность произвести истцам доплату за работу в ночное время в размере 50 процентов должностного оклада (стоимости часа)  за период с октября 2009 года по декабрь 2009 года включительно с применением срока исковой давности по заявлению ответчика.  

 

Доводы кассационной жалобы о необоснованном применении в данном случае ст. 74 ТК РФ несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм.

 

Между тем судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в части признания незаконными действий ГУЗ «У***» по исключению работников акушерского отделения патологии беременности из перечня медицинского персонала, занятого оказанием экстренной медицинской помощи за период с января по декабрь 2009 года.

Исходя из смысла и содержания   Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 435-П,  утверждение перечня подразделений и должностей работников ОГУЗ, которым производится доплата за работу в ночное время в размере не менее 50 процентов, отнесено к компетенции руководства ОГУЗ, при этом должно быть учтено мнение выборного профсоюзного органа. 

Как было указано выше, данный перечень в феврале 2009 года был утвержден руководством больницы.

В силу изложенного выводы суда об оказании истцами  экстренной медицинской помощи и касающиеся обоснованности исключения работников акушерского отделения патологии беременности из перечня работников, занимающихся оказанием экстренной медицинской помощи, утвержденного на 2009 год, не могут быть признаны обоснованными.

 

В остальной части решение суда в установленном законом порядке не оспорено.

 

Возлагая на ответчика обязанность произвести доплату работникам акушерского отделения патологии беременности за октябрь-декабрь 2009 года, суд не конкретизировал, кому именно она должна быть произведена, поэтому судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения в этой части в иной редакции, определив перечень лиц, кому должна производиться доплата.  

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 29 марта 2010 года отменить в части признания незаконными действий Государственного учреждения здравоохранения «У*** больница»  по исключению работников акушерского отделения патологии беременности из перечня медицинского персонала, занятого оказанием экстренной медицинской помощи.  Постановить в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанного требования отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения здравоохранения «У*** больница» – без удовлетворения.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «У*** больница» произвести работникам акушерского отделения патологии беременности: Д*** Т.А., С*** А.Г., М*** О.В., С*** Т.В., А*** М.В., Д*** С.В., Д*** М.А., Ф*** Г.Р., И*** М.В., И*** Е.В., А*** Т.А., А*** П.А., П*** Н.П., М*** Е.А., С*** Т.А., П*** В.А., П*** Г.Г., З*** О.А.   доплату за работу в ночное время за период с октября 2009 года по декабрь 2009 года включительно, исходя из размера доплаты 50% должностного оклада (стоимости часа).

В остальной части иска отказать.

Председательствующий

Судьи