У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №33-***/2010
|
Судья Калашникова Е.В.
|
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 мая
2010 года
|
г. Ульяновск
|
Судебная коллегия
по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Бабойдо И.А.,
судей Лисовой Л.С.,
Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Рабчук Л.Ю.
рассмотрела в открытом
судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе П*** А*** Н*** на решение Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 09 апреля 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении
исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего
в интересах П*** А.Н., к Управлению
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в
Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным
отказа в выдаче материнского (семейного) капитала и обязании выдать
государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала отказать.
Заслушав доклад судьи
Лисовой Л.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор
Заволжского района города Ульяновска, действующий в интересах П*** А.Н., обратился в суд с иском к
Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе города
Ульяновска (далее по тексту - УПФР по Заволжскому району города Ульяновска) о признании незаконным отказа в выдаче материнского (семейного) капитала и возложении
на ответчика обязанности выдать
государственный сертификат на получение материнского (семейного)
капитала. Требования мотивированы тем, что 12.11.2002 года П*** А.Н. родила
первого ребенка - С*** К*** С***, которая умерла на первой неделе жизни.
03.01.2008 года родился второй ребенок. П*** А.Н. обратилась в УПФ РФ в
Заволжском районе г. Ульяновска
Ульяновской области с заявлением о выдаче государственного сертификата
на материнский капитал, но получила отказ со ссылкой на то, что справка о
рождении в отношении первого ребенка не является документом, подтверждающим
факт его рождения. Данное решение ответчика считает незаконным, поскольку
справка о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, не может быть
принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка при
установлении права на материнский (семейный) капитал.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное
решение.
В кассационной
жалобе П*** А.Н. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением
норм материального права. В жалобе указывает, что ни Федеральный закон «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ни
Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский
(семейный) капитал, утвержденные постановлением Правительства РФ № 873 от 30.12.2006, не требуют подтверждения
рождения ребенка именно свидетельством о рождении и не содержат такого
основания для отказа в выдаче государственного сертификата, как отсутствие
свидетельства о рождении. Полагает, что право на материнский капитал зависит
только от количества фактов рождений, а не от количества живых детей.
Ограничение возможности женщины на получение государственного сертификата на
материнский (семейный) капитал в связи со смертью ребенка Федеральным законом
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не
предусмотрено. Право на дополнительные меры государственной поддержки в рамках
данного Закона связано прежде всего с фактом рождения (усыновления) ребенка.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав П*** А.Н., поддержавшую доводы
кассационной жалобы, представителя УПФ РФ в Заволжском районе Ч*** Е.А., полагавшую,
что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения суда.
В соответствии с
собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении,
суд сделал правильный вывод о необоснованности заявленных требований.
В соответствии с
частью 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются
государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно преамбуле
Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, целью установления названных
мер государственной поддержки является создание условий, обеспечивающих семьям,
имеющим детей, достойную жизнь.
Подпунктом 1 пункта
1 статьи 3 названного Закона предусмотрено возникновение права на получение
мер государственной поддержки при
рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской
Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01
января 2007 года.
Материалами дела
установлено, что истица родила дочь П*** Е*** С*** 03 января 2008 года, что
подтверждается свидетельством о рождении. Первый ребенок истицы, родившийся 12
ноября 2002 года, умер на первой неделе
жизни, в подтверждение чего представлены справка о рождении и свидетельство о
смерти. Других детей истица не имеет. Таким образом, П*** Е*** С*** является
единственным ребенком в семье.
Вывод суда первой
инстанции об отсутствии правовых оснований для получения истицей дополнительных
мер государственной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим детей, является законным и
обоснованным.
Доводы кассационной
жалобы аналогичны доводам, которые исследовались в ходе рассмотрения дела в
суде первой инстанции. Выводы по ним подробно мотивированы в решении суда и
соответствуют вышеприведенным нормам материального права.
Основанием для
отказа истице в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный)
капитал является отсутствие у неё права на получение дополнительных мер
государственной поддержки (подпункт 1 пункта 6 статьи 5 Федерального закона). В
силу изложенного, ссылка в жалобе на наличие справки о рождении как документа,
подтверждающего факт рождения первого ребенка, правового значения для
рассмотрения данного спора не имеет.
Так, из правового смысла
положений Федерального закона N 256-ФЗ «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей», а именно ст.ст. 1, 3, 4,
п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10, следует, что право
на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении
(усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у
женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января
2007 года, при наличии в живых на момент обращения и первого ребенка, и
второго рожденного. Целью указанного закона является стимулирование рождения в
семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер
государственной поддержки таким семьям.
Судебная коллегия не
может принять во внимание довод о том, что сам факт рождения второго ребёнка является
основанием возникновения права на материнский (семейный) капитал.
Рождение и
воспитание ребенка в семьях, уже имеющих одного или нескольких детей, снижает
уровень социальной защищенности таких семей, в связи с чем им и предоставляются
дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные названным выше
законом.
Выдача
государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал женщинам,
имеющим в семье одного ребенка, противоречила бы целям Федерального закона
N 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей», указанным в его преамбуле.
При таких
обстоятельствах решение Управления Пенсионного фонда РФ об отказе истице в выдаче сертификата на материнский (семейный)
капитал в связи с отсутствием у нее права на дополнительные меры
государственной поддержки соответствует требованиям п.1 ч.6 ст. 5 Федерального
закона № 256-ФЗ.
Другие доводы жалобы
основаны на неверном толковании правовых норм и не могут повлечь отмену
оспариваемого судебного постановления.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный
закон применен судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной
жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение
Заволжского районного суда г.Ульяновска
от 09 апреля 2010 года оставить
без изменения, а кассационную жалобу П*** А*** Н*** –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи