УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Дело № 33-***/2010 Судья Коненкова Л.Г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 апреля 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи
Королёвой А.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Кинчаровой О.Е.,
при секретаре судебного
заседания Покачайло Н.Ю.,
с участием прокурора Николаевой
Н.А.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования
«Новоспасский район» Ульяновской области Н*** М*** Ю*** на решение
Новоспасского районного суда Ульяновской области от 03 марта 2010 года, по
которому постановлено:
Исковые
требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту
интересов неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Признать
незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного учреждения «Н***-Т***
детский сад», администрации муниципального образования «Новоспасский район» по
устранению нарушений норм законодательства о пожарной безопасности в здании
муниципального дошкольного образовательного учреждения Н***-Т*** детский сад.
Обязать
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Н***-Т*** детский сад»,
администрацию муниципального образования «Новоспасский район» устранить
нарушения норм законодательства о пожарной безопасности в здании муниципального
дошкольного образовательного учреждения «Н***-Т*** детский сад», а именно
устранить следующие нарушения:
- соединение электрических проводов
в электрораспределительных коробках выполнено методом скрутки, тогда
как выполнено должно быть при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов;
- помещение детского сада не оборудовано
автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала в помещение с
круглосуточным пребыванием людей;
- здание
детского сада не оборудовано системой оповещения и управления людей при пожаре.
Признать
незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного учреждения «Н***-Т***
детский сад» по получению лицензии на право ведения образовательной
деятельности при фактическом осуществлении образовательной деятельности.
В
удовлетворении остальной части требований прокурора отказать.
Взыскать
с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Н***-Т*** детский сад»
в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.Б., судебная коллегия
У С Т А Н О В И
Л А:
Прокурор Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов
неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному
образовательному учреждению «Н***-Т***
детский сад», администрации МО «Новоспасский район» о признании бездействия
незаконным и понуждении к устранению нарушений.
В обоснование своих требований
указал, что в ходе прокурорской проверки были установлены нарушения
законодательства в деятельности образовательного учреждения МДОУ «Н***-Т***
детский сад», обусловленные отсутствием лицензии на право ведения
образовательной деятельности. Указанное обстоятельство свидетельствует о
нарушении образовательным учреждением требований ст. 33 Федерального закона РФ
№ 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» и Положения о лицензировании
образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ №
796 от 18 октября 2000 года.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности не получена
образовательным учреждением в силу отсутствия заключения о соответствии
требованиям и нормам пожарной безопасности.
Наличие нарушений требований пожарной безопасности подтверждается
справкой Главного государственного инспектора Новоспасского района по пожарному
надзору, в которой отражены данные о наличии нарушений требований пожарной
безопасности, выявленных в ходе проверок *** марта 2010 года.
Поскольку учредителем образовательного учреждения является
администрация МО «Новоспасский район», то в соответствии со ст. 120 ГК РФ
администрация района должна обеспечить финансирование деятельности учреждения.
Истец просил признать незаконным бездействие МДОУ «Н***-Т*** детский
сад», администрации МО «Новоспасский район» по устранению нарушений
федерального законодательства и получению лицензии на право образовательной
деятельности и обязать ответчиков принять меры по устранению нарушений.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе
представитель администрации муниципального образования «Новоспасский район»
Ульяновской области Н*** М*** Ю*** не соглашается с решением суда, считает его
постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, просит
отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов своей
жалобы указывает, что правоотношения, связанные с понуждением к исполнению
предписаний служб пожарной охраны, находятся в сфере административных
правоотношений и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского
судопроизводства.
Кроме того, указывает автор
жалобы, прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц,
однако число несовершеннолетних детей,
посещающих детский сад, определен на основании приказа директора детского сада,
поэтому круг заинтересованных лиц
определен, и это является самостоятельным основанием для прекращения
производства по делу.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации МО «Новоспасский
район» Ульяновской области Н*** М.Ю., прокурора, полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения
суда.
В соответствии со ст. 347 ГПК
РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в
кассационной жалобе.
Согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК
РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне
и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Согласно ст. 18 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об
образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их
физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует
сеть дошкольных образовательных учреждений. На основании ч. 1 ст. 31 Закона «Об
образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов в сфере образования относится организация
предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления
дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и
общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона об образовании к полномочиям органов
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере
образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений
муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним
территорий. А в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона, к компетенции
образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и
оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с
государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах
собственных финансовых средств.
В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от
21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту
их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
При этом в силу ст. 35 данного закона руководители организаций имеют
право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления
предложения по обеспечению пожарной безопасности и обязаны соблюдать требования
пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные
законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и
осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном
состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства
тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители
организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной
безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут
персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
На основании п. 4 и п. 10 Правил пожарной безопасности, утверждённых
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года (далее ППБ
01-03), руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих
объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на
предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их
вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть,
пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и
должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные
ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать
своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний,
постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по
пожарному надзору.
Пунктом 11 ППБ 01-03 установлено, что в соответствии с Федеральным
законом "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления в
пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в
подведомственных организациях и на соответствующих территориях. При этом в силу
ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под мерами пожарной
безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том
числе по выполнению требований пожарной безопасности.
МДОУ «Н***-Т*** детский сад» по своей организационной правой форме
является учреждением, и в соответствии с п. 1.7 Устава создано в целях
реализации общеобразовательных программ дошкольного образования.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или
частично финансируются собственником их имущества. Права учреждения на
имущество, закреплённое за ним собственником, а также на имущество,
приобретённое учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, то
есть в соответствии с правилами об оперативном управлении.
В судебном заседании, в том числе из положений п. 6.1 Устава
образовательного учреждения, установлено, что имущество, переданное
образовательному учреждению, является муниципальным и закрепляется за
учреждением на праве оперативного управления. А в соответствии с п. 5.20 Устава
учредитель обязан предоставить учреждению здание (помещение) с необходимым
оборудованием, земельный участок, регулярное финансирование (л. д. ***).
Обязанность собственника нести бремя содержания имущества возложена на
него ст. 120 ГК РФ, а в судебном заседании установлено, что имущество
образовательного учреждения, в том числе здание, является муниципальным.
На основании тщательного анализа правовых норм в области обеспечения
противопожарной безопасности суд пришел к объективному выводу о том, что ответственность за соблюдение требований
пожарной безопасности и обеспечение соответствия используемых образовательным
учреждением зданий, строений, сооружений требованиям пожарной безопасности
должны нести как образовательное учреждение, так и его учредитель -
муниципальное образование «Новоспасский район».
Актами проверок № *** от *** января 2010 года, № *** от *** июня 2009
года, справкой Главного государственного инспектора Новоспасского района по
пожарному надзору от *** февраля 2009 года, справкой Главного государственного
инспектора Новоспасского района по пожарному надзору от *** марта 2009 года
подтверждается, что в МДОУ «Н***-Т*** детский сад» имеются следующие нарушения
требований пожарной безопасности:
- соединение электрических проводов
в электрораспределительных коробках выполнено методом скрутки, тогда
как выполнено должно быть при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов
(нарушены п. п. 3,57 ПГШ 01-03, п. 2.1.21 ПУЭ, п. 2.3.3 ППБ 101-89);
- помещение детского сада не оборудовано автоматической пожарной
сигнализацией с выводом сигнала в помещение с круглосуточным пребыванием людей
(нарушены п. З ППБ 01-03, п. 9 НПБ 110-03, ст. 83 Федерального закона РФ №
123-ФЗ от 22 июля 2007 года «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности);
- здание детского сада не оборудовано системой оповещения и управления
людей при пожаре (нарушены п. З ППБ 01-03, п. б НПБ 104-03).
Наличие указанных нарушений ответчиками не оспаривается.
Доводы представителя ответчика администрации МО «Новоспасский район» о
том, что устранение указанных недостатков потребует значительных финансовых
затрат, обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку отсутствие финансовых ресурсов не
освобождает ответчиков от выполнения возложенных законом обязанностей.
Бездействие МДОУ «Н***-Т***
детский сад» и
администрации МО «Новоспасский район»
по устранению нарушений норм
законодательства о пожарной
безопасности в здании
образовательного учреждения обоснованно признано судом незаконным.
В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. ЗЗ Закона об образовании право на
ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством
Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи
ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной
деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования,
на основании заключения экспертной комиссии.
02 июня 2006 года образовательному учреждению Отделом по лицензированию
и контроля качества образования Правительства Ульяновской области выдана
лицензия №*** на право осуществления образовательной деятельности, срок
действия лицензии установлен до *** июня 2009 года (л.д. ***).
В судебном заседании установлено, что новая лицензия на право
осуществления образовательной деятельности не получена. Однако детский сад
продолжает своё функционирование.
Учитывая императивное требование действующего законодательства, не
допускающего возможности осуществления образовательной деятельности в
отсутствие соответствующей лицензии, а также сообщение председателя Комитета по
надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области о том, что
образовательное учреждение в комитет с заявлением о лицензировании не
обращалось, требование прокурора о признании незаконным бездействия
юридического лица - МДОУ «Н***-Т*** детский сад», выразившемся в непринятии мер
к получению соответствующей лицензии при фактическом осуществлении
образовательной деятельности, суд правильно признал обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о недопустимости рассмотрения требований,
связанных с нарушением правил противопожарной безопасности, в порядке
гражданского судопроизводства, являются несостоятельными, поскольку закон не
содержит запрета на обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц в
порядке гражданского судопроизводства с названными требованиями об устранении
нарушений в сфере противопожарной
безопасности.
Доводы жалобы о том, что круг заинтересованных лиц, в защиту которых
обратился прокурор, определен и, следовательно, суд не должен был принимать
заявление к производству, также не могут быть признаны обоснованными. Заявляя указанные требования, прокурор
исходил из интересов не только детей, посещающих детский сад в настоящее время,
но и тех, кто в будущем, возможно, будет посещать его. Круг воспитанников
детского учреждения на момент обращения в суд не определен, поэтому суд
правомерно посчитал, что прокурор обратился в суд в пределах своих
полномочий.
Судебная коллегия считает, что
суд постановил решение в соответствии с требованиями материального и
процессуального закона, поэтому находит его законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного,
приведенные в кассационной жалобе доводы не являются основаниями для отмены
решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Новоспасского районного
суда Ульяновской области от 03 марта 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования
«Новоспасский район» Ульяновской области Н*** М*** Ю*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи