Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О защите прав потребителей.
Документ от 06.04.2010, опубликован на сайте 24.05.2010 под номером 16568, 2-я гражданская, о защите прав потребителей., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ

ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33 - *** / 2010                                                     Судья Ибрагимова Е.А.

 

Определение

 

06 апреля 2010 года                                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Трифоновой Т.П., Бабойдо И.А.,

при секретаре Тарановой А.О.

рассмотрела дело по кассационной жалобе ОАО «Д***» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 февраля 2010 года с учетом определения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 марта 2010 года, по которому суд решил:

 

Исковые требования Т*** О*** И*** удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество «Д***» предоставлять Т*** О*** И*** - собственнику доли квартиры по адресу: г. Ульяновск, *** платежные документы не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Взыскать в пользу Т*** О*** И*** с Ульяновского унитарного муниципального предприятия «У***» денежные средства, незаконно удержанные в качестве оплаты за оказание услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, в размере 413 руб. 60 коп., компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

Взыскать в пользу Т*** О*** И*** с открытого акционерного общества «Д***» денежные средства, незаконно удержанные в качестве оплаты за оказание услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, в размере 176 руб. 55 коп., проценты за пользование денежными средствами в размере 2 руб. 52 коп., компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

В остальной части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, процентов отказать.

Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «У***» и открытого акционерного общества «Д***» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб. с каждого.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

установила:

Т*** О.И. обратился в суд и иском к ОАО «Д***» о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что директор ОАО «Д***» не представил платежный документ за октябрь и декабрь 2009 года. Считал, что данный факт нарушил права Т*** О.И. как потребителя жилищных и коммунальных услуг.

В исковом заявлении также указано, что действия ОАО «Д***» по включению в квитанцию по оплате жилья и коммунальных услуг пункта «ТБО – утилизация» были признаны незаконными, поскольку данная услуга входит в статью расходов по содержанию и ремонту жилья. Однако ему (Т*** О.И.) продолжали начислять и взимать с него денежные средства за названную услугу. В результате чего полагает, что ему незаконно начислили сумму в размере 531 руб. 30 коп. 

Просил принудить ответчика вовремя представлять платежный документ, обязать его выплатить незаконно взысканную сумму за утилизацию твердых бытовых отходов и проценты за пользование этой суммой. 

Полагает, что незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред. С учётом состояния здоровья просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Суд к участию в деле в качестве соответчика привлек Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «У***». В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены ООО «Р***» и ООО «Ц***»

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе ОАО «Д***», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указано, что решение вынесено с существенным нарушением норм материального права. Суд первой инстанции неверно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. По мнению автора жалобы, была дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам.

Указано, что судом фактически была возложена обязанность по несению затрат за предоставление платежного документа на управляющую компанию, хотя законом это не предусмотрено.

Указано, что утилизация (захоронение) ТБО является  отдельным видом регулируемых услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, которая оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Согласно Постановлению Правительства от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов и надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тариф на утилизацию ТБО отнесен к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, то есть выделен в отдельную коммунальную услугу.

Постановлением Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 27 сентября 2008 года № 172/03-01 утвержден тариф на услуги по утилизации ТБО, оказываемые ООО «Ц***», в размере 68,34 руб. за 1 куб.м. Постановлением Правительства от 23 октября 2008 года № 208/03-01 утверждена среднегодовая норма накопления бытовых отходов на 1 человека в год, действующая с 01 января 2009 года. 

ОАО «Д***» заключило договор с ООО «Ц***»  на оказание услуг по приему и утилизации ТБО, расчет оплаты по которому определен  исходя из утвержденных тарифов. Взимание с граждан  с 01 января 2009 года  платы за утилизацию ТБО  как за отдельную коммунальную услугу производится ОАО «Д***» на основании вышеуказанных нормативных актов. В противном случае управляющая компания понесла бы убытки.

В возражениях на кассационную жалобу Т*** О.И. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО «Д***» без удовлетворения. Указывает, что  в Жилищном кодексе  РФ нет такого вида коммунальной услуги, как утилизация твердых бытовых отходов, данная услуга входит в состав платы за содержание жилья. Это подтверждается разъяснением Министерства регионального развития РФ в Письме от 03 октября 2008 года, согласно которому утилизация ТБО входит в состав платы за содержание жилья. Поэтому взимание оплаты за утилизацию ТБО отдельной строкой является двойной платой за одну и ту же услугу. Кроме того,  несостоятельна ссылка автора кассационной жалобы о том, что обязанность по несению затрат за предоставление платежного документа необоснованно возложена на управляющую компанию на ОАО «Д***», поскольку, как следует из договора управления многоквартирным жилым домом, указанные затраты также входят в состав платы за управление домом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ОАО «Д***» Б*** О.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Т*** О.И., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Т*** О.И. является собственником ¼ доли квартиры № *** в доме № *** по улице Т*** в городе Ульяновске.

УМУП «У***» на основании договора возмездного оказания услуг по управлению муниципальным жилищным фондом от 11 января 2005 года осуществляло управление жилым домом № *** по улице Т*** в городе Ульяновске до 01 октября 2009 года.

ОАО «Д***» на основании договора возмездного оказания услуг по управлению муниципальным жилищным фондом от 01 октября 2009 года осуществляет управление указанным жилым домом № *** по улице Т*** в городе Ульяновске.

Как установлено судом, за январь, апрель-декабрь 2009 года с истца взималась плата за содержание, ремонт жилья и одновременно плата за утилизацию ТБО.

Суд первой инстанции на основании анализа положений действующего законодательства, регулирующего правоотношения по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги, пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчиков по установлению платы за утилизацию ТБО для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в ее управлении, являются незаконными, противоречащими требованиям действующего жилищного законодательства. 

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 154 ЖК РФ.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.

Судом в решении правильно указано на то, что согласно указанной норме Жилищного кодекса РФ услуга по утилизации ТБО не включена в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях.

Этот вывод суда согласуется с положениями, содержащимися в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, согласно которым коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Таким образом, поскольку утилизация ТБО не отнесена к коммунальным услугам, ее стоимость для граждан может быть включена в состав платы за содержание жилья, поскольку статья 154 ЖК РФ  иного не предусматривает.

Доводы, приведенные ОАО «Д***» в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Доводы о том, что органом местного самоуправления установлен тариф за утилизацию ТБО, соответственно, граждане должны оплачивать предоставленную им услугу по тарифу, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Городским комитетом по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 27 сентября 2008 года № *** для организации, осуществляющей эксплуатацию объекта по утилизации ТБО, установлен тариф на услуги по утилизации ТБО на 2009 год. Потребителями данного вида услуги и, следовательно, лицами, обязанными производить ее оплату, являются управляющие организации, в том числе ОАО «Д***», а не граждане, проживающие в многоквартирных домах, находящихся в ее управлении.

Письмом Министерства регионального развития РФ от 03 октября 2008 года № *** разъяснено, что утилизация ТБО является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Также в письме указывается, что услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения, при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО.

Данные  разъяснения подтверждают правильность выводов суда о том, что услуга за утилизацию ТБО относится к понятию содержания жилого помещения, соответственно, плата за утилизацию ТБО может включаться в плату за содержание и ремонт жилья, а не начисляться отдельно как самостоятельная плата за указанную услугу.

Ссылка в жалобе на неправомерность возложения на ОАО «Д***» обязанности по несению затрат за предоставление платежного документа является несостоятельной.

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Аналогичная норма права содержится в Постановлении Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Поскольку установлено, что в нарушение указанных норм права ответчики не выполняли законное требование истца о представлении ему платежного документа о внесении платы за коммунальные услуги не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за которым производится оплата, исковые требования в этой части обоснованно были удовлетворены.

С учетом заключенного 01 октября 2009 года договора управления многоквартирным домом № *** по улице Т*** в городе У*** суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению истцу ежемесячных платежных документов для оплаты жилищных и коммунальных услуг в настоящее время лежит на ОАО «Д***».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований  для его отмены.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО «Д***» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи