УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-***/2010
г. Судья Асанидзе Э.Г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 апреля 2010 года г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе: председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Шлейкиной О.В., Костенко А.П.,
при секретаре Чаплинской Н.В.
рассмотрела дело
по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области на
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2010 года,
которым суд решил:
Исковые требования С***
С*** Л*** удовлетворить.
Решение комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного
фонда (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области от
28 декабря 2009 года (протокол № ***) в отношении С*** С*** Л*** отменить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Карсунском районе Ульяновской области включить С*** С*** Л*** в стаж, дающий
право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо
от их возраста, период ее работы в должности старшей вожатой с 06.12.1983 года
по 26.08.1985 года в школе № *** и назначить ей досрочную трудовую пенсию по
старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для
детей, независимо от их возраста, с 23.12.2009 года.
Заслушав доклад
судьи Шлейкиной О.В., судебная
коллегия
УСТАНОВИЛА:
С*** С.Л. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного
фонда РФ в Карсунскомом районе о досрочном назначении трудовой пенсии по
старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Свои требования
мотивировала тем, что 23.12.2009 года она обратилась к ответчику с заявлением о
назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, но
решением комиссии по реализации пенсионных прав в Карсунском районе Ульяновской
области от 28.12.2009 года в назначении пенсии ей было отказано. В специальный
трудовой стаж не были включены периоды её работы с 06.12.1983 года по
26.08.1985 года (1 год 08 месяцев 21 день) в должности старшей пионервожатой
средней школы № ***. Просила включить данный период в специальный стаж и
назначить пенсию с 23.12.2009 года.
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе, не соглашаясь с
решением суда, просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением
норм материального права. В обоснование доводов указывает, что при вынесении
решения о включении в стаж истицы периодов работы в должности старшей
пионервожатой суд применил закон, не подлежащий применению, - Постановление
Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет
работника просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». При этом суд не
принял во внимание, что истица работала в должности старшей пионервожатой в
период действия указанного постановления, которое предусматривало при наличии
определенных условий возможность включения в льготный стаж работы в должности
штатных пионервожатых в школах. Полагает, что поскольку право на пенсию
возникло у истицы в период, когда Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. №
1397 было отменено, у суда не было оснований для включения данного периода в
специальный стаж. Указывает, что правильность позиции Управления Пенсионного
фонда РФ подтверждается решением ВС РФ от 15.05.2003 г. № ГКПИ 03-424,
определением кассационной коллегии ВС РФ от 24.07.2003 г. № КАС 03-315 по
заявлению Б*** И.В.
В возражениях на
кассационную жалобу С*** С.Л. считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, выслушав объяснение С*** С.Л.,
судебная коллегия не
находит оснований для
отмены решения суда.
В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия
проверяет законность и обоснованность
решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе.
Согласно
требованиям ст.ст. 12,55 ГПК РФ, суд, разрешая спор, правильно определил
юридически значимые обстоятельства, полно исследовал
представленные сторонами доказательства, проверил доводы
сторон.
В соответствии
с собранными по
делу доказательствами, анализ
и оценка которым
даны в решении, суд
пришел к объективному
выводу о том, что заявленные исковые требования
подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика,
изложенные в кассационной жалобе, суд находит несостоятельными по следующим
основаниям.
В соответствии с
п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N
173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от
30.12.2008 №319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их
возраста.
Списки
соответствующих должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных
учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от
29.19.2002 г № 781.
Отказывая истице в назначении
досрочной пенсии по старости, ответчик исходил из того, что на момент её
обращения в ГУ - Управление Пенсионного
фонда РФ с заявлением о назначении
досрочной пенсии должность
пионервожатой, в которой она работала в спорный период, не включена в
вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Вместе с тем
положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей
18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают
правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной
политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники
соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия
своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе
действующего законодательства право будет уважаться властями и будет
реализовано.
Согласно части 3
Постановления Правительства
РФ от 22 сентября 1999 года № 1067
"Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах
и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года
засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников
народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80
Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным
Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3
названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В период работы С***
С.Л. в должности старшей пионервожатой в средней школе № *** с 06.12.1983 года
по 26.08.1985 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей,
работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета
Министров СССР от 17 декабря 1959
года № 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и
других работников просвещения засчитывалась, в том числе работа в училищах,
школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В
силу п. 4 данного Положения период работы в должности пионервожатой в школе
засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3
стажа (соответственно не менее 16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения
пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях,
должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за
выслугу лет.
Поскольку на дату
обращения С*** С.Л. к Управлению Пенсионного фонда в Карсунском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой
пенсии специальный стаж истицы составил не менее 2/3 стажа, требуемого для
назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых
дает право на эту пенсию (24 года 07 месяцев 2 дня), судом первой инстанции
сделан правильный вывод о том, что период работы в должности старшей пионервожатой
в средней школе № *** с 06.12.1983 года по 26.08.1985 года подлежит зачету в
специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Учитывая, что в
соответствии со ст. 30 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», при оценке пенсионных прав застрахованных лиц
применяется порядок исчисления и подтверждения
трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ,
установленный для назначения и перерасчета государственных пенсий и действующий
до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона, суд пришел к
правильному выводу о необходимости включения
вышеназванного периода в специальный стаж работы истицы.
При таких
обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика включить периоды
работы С*** С.Л. в должности старшей пионервожатой в средней школе № *** с
06.12.1983 года по 26.08.1985 года в стаж работы, исчисляемый для назначения
льготной пенсии, и назначить истице пенсию с
23.12.2009 года.
Судебная коллегия не
может принять во внимание ссылку кассационной жалобы на решение Верховного Суда
РФ от 15.05.2003 года и определение
кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 24.07.2003 года, поскольку данные судебные постановления не имеют отношения
к рассматриваемому спору.
Доводы кассационной
жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку они не опровергают выводов
суда, а направлены на переоценку обстоятельств по делу, а также в них дается
собственный комментарий законодательству, регулирующий данные правовые отношения.
Оснований для отмены
решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 11
марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карсунском
районе Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи