Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости
Документ от 30.03.2010, опубликован на сайте 06.04.2010 под номером 16299, 2-я гражданская, о признании права на назначение досрочной труд.пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2010г.                                                                  Судья Буделеев В.Г.                                                                                                                                             

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

30 марта 2010 года                                                               г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей    Нестеровой Е.Б., Аладина П.К.,                             

при секретаре     Яковлевой Т.Ю.              

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области на решение Радищевского районного  суда г. Ульяновска от 17 февраля 2010 года, по которому постановлено:

 

Иск Б*** Е*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) удовлетворить. Обязать Управление фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области включить Б*** Е.А. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.09.1991 по 15.06.1994 года в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) и назначить ей с учетом указанного периода досрочную трудовую пенсию  по старости со снижением пенсионного возраста с момента обращения к ответчику, т.е. с 28.09.2009 года.        

 

Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.Б., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Б*** Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 06.10.2009 года отдел по назначению пенсий УПФ РФ в Радищевском районе отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия 25-летнего медицинского стажа работы в государственном, муниципальном учреждении. В специальный трудовой стаж ответчик не включил период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет с 06.10.1992 по 15.06.1994 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 10.08.1998 по 16.01.2000 года, всего три года 1 месяц и 17 дней. Кроме того, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет с 01.09.1991 по 05.10.1992 года засчитан ответчиком в календарном исчислении  1 год за 1 год, хотя должен быть засчитан в льготном исчислении -1 год за 1 год 3 месяца, т.к. до ухода в отпуск она работала фельдшером скорой помощи участковой больницы.

Просила включить указанные периоды в специальный трудовой стаж и обязать ответчика назначить пенсию. В ходе рассмотрения дела Б*** Е.А. отказалась от иска в части включения в специальный трудовой стаж периода нахождения в отпуске с 10.08.1998 по 16.01.2000 года. Определением суда от 17.02.2009 года производство по делу в данной части прекращено.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Радищевском районе Ульяновской области просит отменить решение суда, поскольку суд, по его мнению,  неправильно применил нормы материального права. Суд неправильно истолковал нормы Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Данными Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии с Законом от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда определяется продолжительностью специального, а не общего стажа. Период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет включался в специальный трудовой стаж, если данный уход имел место до 06.10.1992., т.е. до вступления в силу Закона от 25.09.1992 № 3543-1 « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Применение льготного порядка исчисления стажа в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не основано на нормах действующего законодательства.      

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу подп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона  лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Разрешая спор, суд установил, что в период с 01.09.1991 по 15.06.1994 года Б***  Е.А. находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Период с 01.09.1991 по 05.10.1992 года включен в стаж лечебной деятельности истицы в календарном порядке, поскольку, как указал ответчик, указанный период не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.

Суд обоснованно не согласился с правильностью такой позиции ответчика.

В соответствии с подп. «а» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в соответствии с подп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оссийскойРпериоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением  случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.   

Согласно п.2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпиодемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет,  исчисление сроков выслуги производится работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, как один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке)  за один год и 3 месяца.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 06.10.1992 года, включаются в специальный    стаж, на указанные периоды   распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Согласно разъяснениям, данным в  п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»,  при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что, если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В силу п.7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375\24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком,   время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Суд при рассмотрении дела правильно исходил из того, что ч.2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Исходя из этого, период отпуска Б*** Е.А. по уходу за ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.        

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных норм, период нахождения Б*** Е.А. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также отпуска без сохранения заработной платы до достижения возраста трех лет обоснованно включены судом в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

Судебная коллегия находит решение суда правильным. Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, повлечь отмену судебного решения не могут.

Следовательно, в удовлетворении кассационной жалобы должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 17 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи