Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании устранить свалку
Документ от 23.03.2010, опубликован на сайте 02.04.2010 под номером 16138, 2-я гражданская, об обязании устранить свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-***/201                                             Судья Нефедов О.Н.   

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2010 года                                                                                город Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Болбиной Л.В.,

судей Лисовой Л.С., Казаковой М.В.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

при секретаре Высоцкой А.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе мэрии города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 января 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска устранить свалку отходов на пустыре в районе строения № 46а по  Московскому шоссе в г. Ульяновске.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ульяновска об обязании устранить свалку отходов на пустыре в районе строения № 46А по  Московскому шоссе в г. Ульяновске, указывая на неисполнение органом местного самоуправления  обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора, образующих несанкционированную свалку по указанному адресу и возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.

 

Рассмотрев заявление по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе мэрия г. Ульяновска, не соглашаясь с состоявшимся решением, просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом ссылается на несостоятельность  выводов суда о неисполнении органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующих несанкционированную свалку по указанному адресу, поскольку все обязанности, предусмотренные законодательством, по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов мэрией г. Ульяновска были выполнены, а именно разработаны и утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», Порядок обращения  с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования, принята  целевая программа «Чистый город 2008-2010»,  места временного хранения твердых бытовых отходов оборудованы стационарными контейнерными площадками и отдельными контейнерами, учреждено специализированное муниципальное предприятие по уборке города. Указывает также на отсутствие у органов местного самоуправления контрольных функций в данной сфере в связи с упразднением с 01 января 2010 года административных комиссий при мэрии города Ульяновска. Кроме того, по мнению ответчика, возлагая обязанность по устранению свалок на мэрию, суд тем самым освобождает от ответственности причинителей вреда.

 

Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки 08.12.2009 года инспектором по охране природы Госэкоконтроля Ульяновской области на территории муниципального образования «Город Ульяновск» в Засвияжском районе, а именно на пустыре по Московскому шоссе, 46а, зафиксирована несанкционированная свалка промышленных отходов, а именно загрязненная земляным грунтом и строительным мусором территория размером около 25 на 100м.

Факт наличия указанной свалки отходов представителем ответчика не оспаривается.

В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов в соответствии с частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городских округов.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Уставом муниципального образования «Город Ульяновск» (ч. 4 ст. 37) к полномочиям мэрии города Ульяновска отнесено: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом,  суд  первой инстанции правильно указал, что мэрия города Ульяновска с одной стороны как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны – органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.

Факт неисполнения органом местного самоуправления своих обязанностей в области организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора  нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку неисполнение ответчиком данных обязанностей нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что административные комиссии при мэрии в настоящее время упразднены, поэтому органы местного самоуправления лишены контрольных функций в данной сфере, несостоятельна. Само по себе отсутствие административных комиссий не освобождает мэрию г. Ульяновска от выполнения вышеназванных требований закона. Не освобождает мэрию города Ульяновска от исполнения возложенных на нее законом обязанностей и  передача полномочий по уборке города иным организациям.

 

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления.

 

В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь статьями 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 января 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи