У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2010
г. Судья Маслюкова А.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 марта 2010
года г.
Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Болбиной Л.В.,
судей Казаковой
М.В., Лисовой Л.С.,
при секретаре
Высоцкой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии
г.Ульяновска на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 29 января 2010 года, по которому постановлено:
Заявление С*** Р*** А*** удовлетворить.
Признать
незаконными действия мэрии города Ульяновска, выразившиеся в отказе С*** Р*** А***
в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном
участке по адресу: г.Ульяновск, ул.Р***, 1.
Обязать мэрию
города Ульяновска выдать С*** Р*** А*** разрешение на строительство
индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: г.Ульяновск, ул. Р***,
1.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
С*** Р.А. обратился
в суд с заявлением о признании незаконным отказа мэрии г.Ульяновска от
26.11.2009г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и
возложении на мэрию обязанности по выдаче такого разрешения. В обоснование
заявления указал, что является собственником земельного участка и жилого дома
по адресу: г. Ульяновск, ул. Р***,
1. В 2006 году на данном земельном
участке им было начато строительство второго жилого дома. В 2008 году он
получил в органах местного самоуправления градостроительный план на
строительство второго дома, где указаны допустимые границы размещения нового
объекта строительства, за которые начатый строительством жилой дом не выходит.
Кроме этого, в 2009 году на незавершенный строительством дом составлен
технический паспорт, а также собраны необходимые документы, с которыми он
обратился в мэрию г.Ульяновска для получения разрешения на строительство.
Однако в выдаче разрешения на строительство дома ему отказано. В качестве
основания для отказа указано, что согласно Правилам землепользования и
застройки г. Ульяновска земельный участок находится в зоне Ж-4, относящейся к
условно разрешенному виду землепользования, в силу чего для решения вопроса о
новом строительстве необходимо проведение публичных слушаний. Считал данный
отказ мэрии необоснованным, так как земельный участок находится у него в
собственности и его целевое назначение- под индивидуальное жилищное
строительство - определено в установленном законом порядке, поэтому для решения
вопроса о возведении на нем второго жилого дома
проведение публичных слушаний не требуется.
Рассмотрев заявление
С*** Р.А. по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе мэрия г.Ульяновска, не соглашаясь с
состоявшимся решением, просит его отменить, вынести по делу новые решение об
отказе в удовлетворении требований С*** Р.А. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Правилами
землепользования и застройки МО «Город Ульяновск», а также градостроительным
регламентом, установленным для территориальной зоны Ж-4, в которой расположен
земельный участок истца, индивидуальные жилые дома относятся к условно
разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального
строительства. В связи с этим процедура проведения публичных слушаний, в силу
ст. 37,39,51 Градостроительного кодекса РФ, для решения вопроса о выдаче
разрешения на строительство дома заявителя является обязательной. При этом в статье 39 Градостроительного Кодекса
не оговорено, что процедура проведения публичных слушаний необходима лишь в
случае решения вопроса относительно земельных участков, не прошедших
кадастровый учет.
В возражениях на кассационную жалобу С***
Р.А. просит состоявшееся решение оставить без изменения, а кассационную жалобу
- без удовлетворения.
Проверив материалы
дела, выслушав пояснения представителя мэрии г. Ульяновска Т*** О.В., поддержавшей доводы кассационной
жалобы, С*** О.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы
кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения
суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела
следует, что С*** Р.А. является собственником земельного участка общей площадью
1898 кв.м и жилого дома (1959 года постройки), расположенных по адресу: г.
Ульяновск, ул.Р***, д.1.
В 2006 г. на данном
земельном участке С*** Р.А. начал строительство второго жилого дома без
разрешительной документации, который на момент рассмотрения дела незавершен
строительством.
С целью получения
разрешения на строительство жилого дома С*** Р.А. обратился в мэрию г.
Ульяновска с соответствующим заявлением, приложив к нему документы,
предусмотренные пунктом 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, однако в
выдаче разрешения ему было отказано в связи с несоблюдением С*** Р.А. процедуры проведения публичных
слушаний.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что отказ мэрии г.
Ульяновска в выдаче разрешения на строительство по указанным выше основаниям
является незаконным.
Этот вывод
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно пункту 1
статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство
представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации
требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику
право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства,
а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Кодексом.
В силу пункта 9 статьи 51 Градостроительного
кодекса РФ в целях строительства,
реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства
застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений федеральный орган исполнительной власти, орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного
самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением
следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на
земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного
участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Требование иных документов для решения
вопроса о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,
согласно пункту 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, не допускается.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного
кодекса РФ установлено, что основанием для отказа в выдаче разрешений на
строительство является отсутствие
документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, либо несоответствие
представленных документов требованиям градостроительного плана земельного
участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от
предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии со
статьей 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки
разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий
муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного
наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований,
а также обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в
том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального
строительства.
В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса
РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые,
производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в
соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным
использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов,
строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил,
нормативов.
Принцип соблюдения целевого назначения и
разрешенного использования земельных участков установлен п. 2 ст. 7 ЗК РФ. Он
означает, что размещение и строительство объектов должно вестись строго на
отведенных для этого в соответствии с материалами зонирования земельных
участках соответствующей категории и вида разрешенного использования.
Судом установлено, что разрешенным
использованием принадлежащего С*** Р.А. на праве собственности земельного
участка является индивидуальное жилищное строительство, земельный участок
находится в территориальной зоне застройки жилыми домами, месторасположение
жилого дома соответствует градостроительному плану и схеме планировочной
организации земельного участка истца, то есть целевое назначение и разрешенное использование земельного участка при
возведении на нем второго жилого дома С*** Р.А. не изменяется.
Отсутствие публичных слушаний для решения
вопроса о получении разрешения на строительство в связи с расположением
земельного участка С*** Р.А. в
территориальной зоне с условно разрешенным видом использования, на которое в
обоснование своей позиции, а затем и кассационной жалобе ссылается мэрия г.
Ульяновска, при соблюдении истцом остальных требований земельного и градостроительного
законодательства не может являться основанием для ограничения прав собственника
на возведение жилого дома на находящемся в его собственности земельном
участке.
Доводы мэрии г.
Ульяновска о необходимости соблюдения процедуры проведения публичных слушаний
для решения вопроса о выдаче истцу разрешения на строительство дома являлись
предметом разбирательства суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая
оценка.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 29 января 2010 года оставить без изменения, а кассационную
жалобу мэрии г.Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи