Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании устранить свалку
Документ от 16.03.2010, опубликован на сайте 30.03.2010 под номером 16091, 2-я гражданская, об обязании устранить свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2010 г.                                                    Судья Нефедов О.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

16 марта 2010 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Болбиной Л.В.,

судей Лисовой Л.С., Костюниной Н.В.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.,

с участием прокурора Логинова Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 января 2010 года по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска устранить свалку отходов вдоль грунтовой дороги, примыкающей к ул. Хваткова в г. Ульяновске у строения № 17А (вдоль линии электропередачи).

 

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить свалку отходов. В обоснование иска указал, что согласно акту проверки от 08.12.2009года, составленному Государственным инспектором по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, на территории Засвияжского района г. Ульяновска вдоль грунтовой дороги, примыкающей к ул. Хваткова у строения № 17А (вдоль линии электропередачи), зафиксирована несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов. Несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе мэрия г.Ульяновска, не соглашаясь с состоявшимся решением, просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом указывает, что суд необоснованно сделал вывод  о неисполнении органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующих несанкционированную свалку по указанному адресу. Все полномочия, предусмотренные законодательством по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, мэрией г. Ульяновска были выполнены. Суд, делая вывод, что должностные лица мэрии и ее структурные подразделения обязаны своевременно и качественно документально фиксировать признаки выявленных нарушений и принимать меры по пресечению и предотвращению нарушений в сфере обращения с отходами, не учел тот факт, что с 01.01.2010 года административные комиссии при мэрии г. Ульяновска были упразднены. Органы местного самоуправления лишены контрольных функций в данной сфере. Возлагая обязанность по устранению свалок на мэрию, суд тем самым освобождает от ответственности причинителей вреда.

 

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя мэрии г. Ульяновска Л*** С.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В  силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

По делу установлено, что при проведении проверки 08.12.2009 года инспектором по охране природы Госэкоконтроля Ульяновской области на территории Засвияжского района г. Ульяновска вдоль грунтовой дороги, примыкающей к ул. Хваткова у строения № 17А (вдоль линии электропередачи), зафиксирована несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов. Факт наличия указанной свалки отходов представителем ответчика не оспаривался.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Уставом муниципального образования «Город Ульяновск» (ч. 4 ст. 37) к полномочиям мэрии города Ульяновска отнесены: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, суд правомерно указал, что мэрия города Ульяновска, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны – органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.

Пунктом 2.2. Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного постановлением главы г. Ульяновска от 15.04.2008 г. № 2604, установлено, что в пределах муниципального образования «Город Ульяновск» запрещается загрязнение территории отходами (в т.ч. сжигание, выбрасывание, захоронение и хранение отходов в местах, не предусмотренных для их сбора и обезвреживания).

В соответствии с п. 5.5. названного Порядка должностные лица мэрии и ее структурных подразделений, осуществляющие контроль за соблюдением данного Положения, обязаны своевременно и качественно документально фиксировать признаки выявленных нарушений и принимать меры по пресечению и предотвращению нарушений в сфере обращения с отходами на подведомственных территориях.

Поскольку установлен факт неисполнения органом местного самоуправления своих обязанностей в области организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд сделал правильный вывод об обоснованности заявленных требований.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что административные комиссии при мэрии в настоящее время упразднены, поэтому органы местного самоуправления лишены контрольных функций в данной сфере, несостоятельна. Само по себе отсутствие административных комиссий не освобождает мэрию г. Ульяновска от выполнения вышеназванных требований закона. Передача полномочий по уборке города иным организациям также не освобождает мэрию г. Ульяновска от исполнения возложенных на нее законом обязанностей.

 

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления.

В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 января 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи