Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании выплатить недополученную пенсию
Документ от 02.03.2010, опубликован на сайте 25.03.2010 под номером 15964, 2-я гражданская, об обязании выплатить недополуч.пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело  33-***/2010                                                                Судья Ч***

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

02 марта 2010 года                                                                              г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Жаднова Ю.М., 

судей Костюниной Н.В., Маслюкова П.А.,                                                      

при секретаре Якуте М.Н.                                         

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе С*** А*** В*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 января 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований С*** А*** В*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ленинском районе города Ульяновска о признании отказа произвести оценку пенсионных прав и индексацию его  пенсии в порядке, предусмотренном ст.17 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», незаконным, обязании произвести оценку пенсионных прав из установленного на 01.07.2009 г. размера пенсии, определив страховую часть пенсии путем вычитания из данного размера базовой части, установленной на 01.07.2009 г., обязании произвести индексацию базовой и страховой частей пенсии в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и соответствующими постановлениями Правительства РФ с момента назначения пенсии, то есть с 01.07.2009 г., и выплате недополученной пенсии с 01.12.2009 г. из-за отсутствия индексации отказать.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

С*** А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска о признании отказа произвести оценку пенсионных прав и индексацию его  пенсии в порядке, предусмотренном ст.17 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», незаконным, обязании произвести оценку пенсионных прав из установленного на 01.07.2009 г. размера пенсии, определив страховую часть пенсии путем вычитания из данного размера базовой части, установленной на 01.07.2009 г., обязании произвести индексацию базовой и страховой частей пенсии в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и соответствующими Постановлениями Правительства РФ с момента назначения пенсии, то есть с 01.07.2009 г., и выплате недополученной пенсии с 01.12.2009 г. из-за отсутствия индексации.

Иск мотивирован тем, что 01 июля 2009 года УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска ему была назначена пенсия за выслугу лет в связи с работой в летно-испытательном составе гражданской авиации в соответствии с п.3 ст.31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. на условиях и по нормам, которые были определены Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384) в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 года N 577. Однако в индексации назначенной пенсии ему было отказано, поскольку она не относится к трудовым пенсиям, а потому не делится на базовую и страховую части, и, следовательно, нет оснований для ее индексации по нормам статьи 17 названного Закона. Данный отказ считает незаконным,  противоречащим Определению Конституционного Суда РФ от 02 ноября 2006 №563-0, из которого следует, что независимо от времени обращения за назначением пенсии работников летно-испытательного состава - до или после 1 января 2002 - оценка их пенсионных прав в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» должна осуществляться на одинаковых основаниях.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе С*** А.В., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять новое об удовлетворении его требований. Указывает, что вынесенное судом решение противоречит правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года № 8-П, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу  отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции РФ.

Согласно ч. 3 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и летно-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Из содержания указанных выше норм права следует, что условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации регулируются ранее действовавшим законодательством - Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 384 от 05.07.1991. Оценка пенсионных прав регулируется ныне действующим законодательством, т.е. ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, все назначенные гражданам государственные пенсии подлежат индексации. Механизм индексации пенсий работникам летно-испытательного состава гражданской авиации, изложенный в п. 9 указанного выше Положения, в настоящее время не применяется.

Постановлением Правительства РФ от 24.01.2002 N 42 в целях реализации статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден коэффициент индексации трудовой пенсии с 01.02.2002. Другого механизма индексации пенсий законом либо постановлениями Правительства РФ не предусмотрено. Следовательно, данный порядок индексации подлежит применению при индексации всех пенсий, в том числе и назначенных в соответствии с ранее действовавшими нормативными актами. Такой порядок индексации пенсий предусматривается и Информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ N 1465-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N МЗ-06-25/2339 от 15.03.2002, Телетайпограммой Министерства труда и социального развития РФ N 487-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N МЗ-06-32/802 от 28.01.2002.

Суд первой инстанции необоснованно отклонил его ходатайство о запросе в Верховном Суде РФ определений по аналогичному делу  гражданина К*** Н.Д.

В связи с неявкой сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в заседание кассационной инстанции судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ст.ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

С учетом имеющихся в деле доказательств, анализ и оценка которым даны в решении, суд обоснованно отказал С*** А.В. в удовлетворении иска.

До введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионное обеспечение работников летно-испытательного состава осуществлялось в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которые предусматривали назначение пенсии в связи с работой в летно-испытательном составе мужчинам - при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - не менее 20 и 15 лет соответственно (статья 79) в размере от 55 до 75 процентов заработка без применения ограничения пенсии максимальным пределом (статья 84), и устанавливали в качестве условия ее выплаты оставление работы (службы), с учетом которой она назначена (статья 87).

Порядок льготного пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава, предусматривающий назначение им повышенных размеров пенсий за выслугу лет в связи с длительной профессиональной деятельностью в чрезвычайных условиях, опасных для жизни и здоровья, впоследствии был конкретизирован в Положении о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 05 июля 1991 года N 384 во исполнение статьи 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Однако данным нормативным правовым актом не был затронут вопрос индексации пенсии за выслугу лет, назначенной указанной категории работников, которая по-прежнему осуществлялась на общих основаниях в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", исходя из роста среднемесячной заработной платы по стране.

Вступивший в силу с 01 января 2002 года Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" непосредственно не определил какие-либо специальные условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава и не установил особого механизма индексации назначенных им пенсий за выслугу лет. Вместе с тем пунктом 3 статьи 31 названного Закона были сохранены действовавшие до 01 января 2002 года льготные условия и нормы назначения пенсий указанной категории работников, предусмотренные нормативными правовыми актами, и было предписано применять эти условия и нормы при оценке пенсионных прав соответствующих лиц согласно нормам названного Закона.

Данные законоположения являются отсылочными и сами по себе не регулируют условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава гражданской авиации после 01 января 2002 года, в том числе порядок индексации назначаемой им пенсии за выслугу лет.

Положения статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливают, в частности порядок индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий, и имеют целью не допустить снижения жизненного уровня получателей данного вида пенсий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2007 года                  N 884-О-О).

С 01.07.2009 г. С*** А.В. назначена пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава в соответствии со ст. 79 Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340-1 и Положением о порядке назначения и выплате пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Сов. Мин. РСФСР от 05.07.1991 г. № 384 в размере 54 177 руб. 96 коп.

Назначенная ему пенсия за выслугу лет не отнесена к видам трудовых пенсий, перечисленных в ст. 5 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и не делится на базовую и страховую части. Соответственно, оснований для ее индексации  по нормам ст.17 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» не имеется.

Порядок производства  оценки пенсионных прав застрахованных лиц регламентирован ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пунктом 6 указанной статьи предусмотрен порядок оценки пенсионных прав для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ».  При этом по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты, в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, с применением соответствующего районного коэффициента.

Поскольку С*** А.В. пенсия за выслугу лет назначена после 31 декабря 2001 года, порядок оценки пенсионных прав, предусмотренный п. 6 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», не может быть применен.

Размер пенсии С*** А.В. не может быть принят в качестве расчетного размера пенсии при конвертации пенсионных прав, поскольку это противоречит  ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Ссылка истца на информационное письмо Министерства труда и социального развития РФ № 1465-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № МЗ-06-25/2339 от 15.03.2002, телетайпограмму Министерства труда и социального развития РФ № 487-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № МЗ-06-32/802 от 28.01.2002 является несостоятельной, поскольку в указанных документах речь идет о порядке индексации пенсий за выслугу лет, установленных на 01.01.2002 лицам из числа работников летно-испытательного состава.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований С*** А.В.

Довод истца о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении его ходатайства о запросе в Верховном Суде РФ определений Верховного Суда по аналогичному делу в отношении гражданина К***, не является основанием для отмены состоявшего по делу решения. Суд выносит решение по конкретному делу, с учетом всех установленных обстоятельств. 

Решение суда по конкретному делу в силу положений действующего законодательства не является преюдициальным для рассмотрения другого гражданского дела с участием других лиц.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 января 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С*** А*** В***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи