УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело 33 – *** - 2010
Судья Е*** A.M.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 марта 2010 г.
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Булгакова
Г.М., Аладина П.К.,
при секретаре
Михайловой О.Н.,
с участием прокурора
Балашовой Н.Н.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Правительства Ульяновской области
на решение Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 14
января 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской
области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству
Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.
Признать бездействие Правительства Ульяновской области и
Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в непринятии
мер, обеспечивающих финансирование работ по устранению нарушений требований
пожарной безопасности Государственным учреждением «Ульяновская областная
психиатрическая больница №***», незаконным.
Обязать Правительство Ульяновской области и Министерство
здравоохранения Ульяновской области принять меры, обеспечивающие финансирование
работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Государственном
учреждении «Ульяновская областная психиатрическая больница №***»:
-по приведению пожарной автомашины ГАЗ-51, используемой
Государственным учреждением «Ульяновская областная психиатрическая больница №***»
в состояние, отвечающее требованиям п. 106 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ-01-03);
-по созданию в главном корпусе (отделение №***) и в
корпусе №*** (отделение №***) Государственного учреждения «Ульяновская
областная психиатрическая больница №***» по адресу: Ульяновская область,
Барышский район, п. П***, ул. Б*** расстояния между кроватями не менее 0,8 м, а
центральных, основных проходов - шириной не менее 1,2 м.
Взыскать с Правительства Ульяновской области и Министерства
здравоохранения Ульяновской области в доход местного бюджета госпошлину по 200
руб. с каждого.
Заслушав доклад
судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Барышского района Ульяновской области,
действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском,
уточненным в ходе рассмотрения дела, к Правительству Ульяновской области,
Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании незаконным
бездействия Правительства Ульяновской области и Министерства здравоохранения
Ульяновской области в части ненадлежащего финансирования мероприятий по
устранению Государственным учреждением здравоохранения «Ульяновская областная
психиатрическая больница №***» нарушений правил пожарной безопасности,
возложении обязанности на Правительство
Ульяновской области и Министерство здравоохранения Ульяновской области по
финансированию проведения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной
безопасности, а именно: по приведению технического состояния пожарной
автомашины ГАЗ-51 в соответствие с действующими нормами и созданию в главном корпусе
(отделение №***) и корпусе№*** (отделение №***)
необходимых проходов между кроватями.
Требования мотивированы
тем, что прокурорской проверкой, проведенной
с участием специалистов 03.11.2009г.,
в ГУЗ «Ульяновская областная психиатрическая больница №***» были установлены
факты нарушения законодательства, направленного
на охрану пожарной безопасности граждан, находящихся на излечении в
указанном лечебном учреждении.
Факты нарушений пожарной безопасности в больнице№*** носят
системный характер и выявляются из года
в год, начиная с 2008 года.
Принимаемые меры по устранению имеющихся нарушений пожарной
безопасности не приносят положительных
результатов, поскольку необходимых средств для выполнения противопожарных
мероприятий больнице не выделяется.
В соответствии со ст. 8
Закона Ульяновской области «О Правительстве Ульяновской области» от
09.06.2005 № 043-З0, управление и распоряжение государственной собственностью
Ульяновской области отнесено к полномочиям Правительства области. Исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим функции по
реализации государственной политики в сфере здравоохранения, является
Министерство здравоохранения области,
которое также координирует и контролирует деятельность находящихся в его
ведении учреждений.
Министерство здравоохранения Ульяновской области реализует
установленное бюджетным законодательством право главного распорядителя средств
областного бюджета, осуществляет финансирование учреждений, находящихся в
ведении министерства.
Правительство Ульяновской области и Министерство
здравоохранения Ульяновской области несут субсидиарную ответственность по
обязательствам учреждения по устранению нарушений противопожарной безопасности,
угрожающих жизни и здоровью людей.
Рассмотрев дело, суд
постановил решение, приведенное выше.
В
кассационной жалобе Правительство Ульяновской области просит решение суда
отменить в части признания незаконным бездействия правительства области, выразившегося
в непринятии мер, обеспечивающих финансирование работ по устранению нарушений
требований пожарной безопасности Государственным учреждением «Ульяновская
областная психиатрическая больница № ***», и возложения обязанности на правительство по принятию мер, обеспечивающих
финансирование работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в
больнице № ***.
По мнению автора жалобы,
суд, рассматривая спор, вышел за пределы заявленных прокурором требований,
неверно применил материальный закон, а
резолютивная часть решения изложена неконкретно, что приведет к затруднению
исполнения решения суда.
Суд установил бездеятельность правительства области в недостаточном финансировании лечебного
учреждения, однако действующим законодательством на правительство области не
возложена обязанность по осуществлению финансирования государственных
учреждений области. Правительство области является коллегиальным органом,
возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти области.
Действующее законодательство предусматривает, что
исполнительным органом государственной власти в области здравоохранения является
минздрав области, который в силу предоставленных ему полномочий осуществляет
финансирование вверенных ему государственных учреждений.
Вывод суда о том, что от имени собственника
государственного имущества области выступает Правительство области и, соответственно,
оно должно принять меры к надлежащему финансированию государственного
учреждения, основан на неправильном толковании норм материального права.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя
Правительства Ульяновской области Ш***
О.А., мнение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия
приходит к следующему.
Из
материалов дела следует, что ГУЗ
«Ульяновская областная психиатрическая больница №***» (ГУЗ «УОПБ №***»)
является государственным учреждением, а его учредителем - Министерство
здравоохранения Ульяновской области.
Имущество, которое используется учреждением на основании распоряжения Министерства
государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области
от 12.12.2007 года №2104-р, передано ему на праве оперативного управления.
Имущественный комплекс, находящийся в оперативном
управлении ГУЗ «УОПБ №***» и используемый
им в лечебной деятельности, частично не соответствует требованиям пожарной безопасности. Данные
обстоятельства подтверждаются
предписаниями службы
Госпожнадзора Барышского района и г.
Барыша Главного управления МЧС России по Ульяновской области, выдаваемыми ГУЗ «УОПБ №***» в 2008-2009 годах для
устранения нарушений пожарной безопасности, представлениями прокурора
Барышского района,
Решением Барышского городского суда от 16.09.2008
года ГУЗ «УОПБ №***» обязывалось
устранить нарушения пожарной безопасности. Однако решение суда осталось неисполненным ввиду
отсутствия необходимого финансирования мероприятий, направленных на устранение
нарушений пожарной безопасности.
Кроме того, не были исполнены в необходимом объеме
требования контролирующих и надзорных органов в части устранения нарушений пожарной безопасности также по причине
отсутствия необходимого финансирования.
Эксплуатация ГУЗ «УОПБ №***» имущества, переданного
ему мингосимущества и земельных
отношений области в оперативное
управление, в существующем состоянии
создает угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии со ст.ст. 2,18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно
ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года N 69-ФЗ
(в редакции на 25.11.2009 года) руководители организации обязаны соблюдать
требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления
и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и
осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются
обязательными для всех без исключения
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан,
организаций и подлежат неукоснительному
исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что
решение Барышского городского суда, требования органов прокуратуры, МЧС,
обязывающие ГУЗ «УОПБ №***»
устранить нарушения пожарной
безопасности, не исполнены в виду отсутствия необходимого бюджетного
финансирования мероприятий, направленных
на обеспечение безопасных условий пребывания лиц в лечебном учреждении.
Указанные
выводы суда ни кем из участников
судебного процесса не оспариваются.
В соответствии со
ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются высшее должностное лицо
субъекта Российской Федерации, законодательные (представительные) органы
государственной власти и представительные органы местного самоуправления,
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные
органы муниципальных образований), главные распорядители (распорядители)
бюджетных средств и другие лица, поименованные в законе.
Согласно п.п.1,4 ст. 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти
(исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают
составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового
плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение
законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики
распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов,
обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности,
представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных
(представительных) органов, обеспечивают управление государственным
(муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим кодексом
и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами
(муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Органы исполнительной власти (органы местной
администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или)
получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами)
доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников
финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные
полномочия, установленные настоящим кодексом и принятыми в соответствии с ним
правовыми актами.
Правительство Ульяновской области, как
предусмотрено ст. 1 Закона Ульяновской области от 09.06.2005 года
N 043-ЗО, является постоянно
действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство
Ульяновской области является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов
государственной власти области, и осуществляет исполнительную власть
Ульяновской области.
Таким образом, Правительство Ульяновской
области и Министерство здравоохранения области являются органами
исполнительной власти и непосредственными
участниками бюджетного процесса со свойственными им полномочиями при формировании бюджетов.
При таких обстоятельствах суд первой
инстанции на законных основаниях признал бездействие правительства области и минздрава области
при формировании бюджетов без учета
финансирования мероприятий по устранению
нарушений пожарной безопасности в ГУЗ «УОПБ
№***», определенных судебным решением и
требованиями надзорных и контролирующих органов, исполнение которых
обязательны.
Поскольку на момент рассмотрения судом спора имелась реальная угроза жизни и
здоровью людей, находящихся в лечебном учреждении, в результате неустранения имеющихся
нарушений пожарной безопасности в указанном выше учреждении
здравоохранения, то суд на законных основаниях возложил обязанность на правительство
области и минздрав области по принятию мер, обеспечивающих необходимое
бюджетное финансирование мероприятий, направленных
на устранение имеющихся нарушений пожарной безопасности в ГУЗ «УОПБ№***».
В кассационной жалобе изложены доводы о
незаконности решения суда в части
признания бездействия правительства области в устранении недостатков пожарной
безопасности в виде недостаточного
выделения средств из бюджета области ГУЗ «УОПБ №***» и возложении
обязанности на него по необходимому
финансированию затрат, необходимых для выполнения мероприятий по устранению
нарушений норм пожарной безопасности. Автор жалобы полагал, что правительство области, являясь
высшим органом исполнительной власти, не участвует в бюджетном процессе, а
поэтому на него не может быть возложена обязанность по
обеспечению необходимого финансирования мероприятий, направленных на
безопасное содержание областной
собственности.
Указанные
доводы являются несостоятельными и не
могут поставить под сомнение законность состоявшегося по делу решения суда.
В соответствии с п.5 ст. 8 Закона Ульяновской
области «О Правительстве Ульяновской
области» Правительство области в сфере экономики осуществляет управление и распоряжается
государственной собственностью Ульяновской области в соответствии с действующим
законодательством.
Правительство
области, в силу приведенной выше нормы закона, обязано управлять государственной собственностью области таким образом, чтобы не создавать
угрозу для жизни и здоровья людей.
Кроме того,
согласно ст.ст. 152,154 БК РФ Правительство
области и отраслевые министерства, являясь органами исполнительной власти, входят
в состав субъектов бюджетных отношений с
предоставленными только ему конкретными полномочиями. Поэтому на Правительство области и Минздрав области
суд вправе был возложить обязанность по
обеспечению финансирования
мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в ГУЗ «УОПБ №***», входящего в состав государственного имущества области.
Доводы жалобы о том, что суд при рассмотрении дела
допустил нарушения процессуального закона и вышел за пределы заявленных прокурором требований, не основаны на материалах дела.
Суд первой инстанции правильно определил значимые
для дела обстоятельства, с достаточной полнотой исследовал их и представленные
сторонами доказательства. Нарушений норм процессуального права, являющихся
основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда, не имеется. Материальный закон применен
правильно.
Другие доводы кассационной жалобы не
имеют для данного дела правового значения и не могут поставить под сомнение
правильность выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 14 января 2010 года
оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Ульяновской
области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: