Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Административная ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ
Документ от 16.02.2010, опубликован на сайте 17.03.2010 под номером 15503, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 8.41, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й

О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 7 –***/10                                             Судья В*** С.А.

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

16 февраля 2010 года                                                        г. Ульяновск

Судья судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда Костюнина Н.В. (единолично)

при секретаре Тарановой А.О., 

рассмотрев дело по жалобе директора ООО «Э***» Р*** на решение судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 января 2010 года, по которому постановлено:

Восстановить директору ООО «Э***» Р***. срок на подачу жалобы на постановление Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы №*** от 10.12.2009 года о назначении административного наказания по ст.8.41 КоАП РФ.

Постановление государственного инспектора Ульяновской области по охране природы №***/09 от 10.12.2009 года о назначении директору ООО «Э***» Р***. административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КОАП РФ, оставить без изменения, жалобу Р***. – без удовлетворения,

 

установил:

Прокуратурой г. Димитровграда 25.11.2009 года проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Э***». В результате проверки выявлено невнесение обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки, то есть за 1, 2 и 3 кварталы 2009года.

Постановлением Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы №*** от 10.12.2009 года директор ООО «Э***» Р***. привлечена к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

В постановление указано, что ООО «Э***» в процессе своей деятельности, торговле продуктами питания и прочими товарами в магазине оказывает негативное воздействие на окружающую среду, размещая отходы производства и потребления, а также загрязняя окружающую среду шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. В нарушение ст.3, ч.1, 3 ст.16 ФЗ о 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1,2 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» директор ООО «Э***» Р***. не произвела в установленные сроки оплату за негативное воздействие на окружающую среду.

Не согласившись с этим постановлением, Р***. обратилась в Димитровградский городской суд с жалобой, указав, что в постановлении не указано, какие именно отходы производства и потребления размещаются обществом. Не указано, какими источниками общество загрязняет окружающую среду, не определены размеры и сроки внесения оплаты за воздействие на окружающую среду. Не установлено, какие виды деятельности осуществляются обществом, какие объекты эксплуатируются, и связана ли эта деятельность с воздействием на окружающую среду.

Рассмотрев жалобу Р***., Димитровградский городской суд постановил вышеприведенное решение.

В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, директор ООО «Э***» Р***. просит решение суда и постановление государственного инспектора Ульяновской области по охране природы №*** от 10.12.2009 года отменить, полагает, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду  возложена на физических лиц и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. ООО «Э***» не занимается хранением и размещением отходов. В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении  отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения. Кроме того, не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока.  Суд, рассматривая административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляются обществом, какие объекты и как эксплуатируются обществом, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Р***. – М***., поддержавшего жалобу, Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы С*** Р.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, оснований для отмены обжалуемого решения не нахожу.

Из устава ООО «Э***» следует, что общество осуществляет розничную торговлю пищевыми продуктами, алкогольными напитками.

Согласно договору №*** сроком действия с 01.03.2009 года по 31 декабря 2009 года, заключенному между ООО «Э***» и ООО «Г***» на оказание услуг по сбору и транспортированию отходов производства и потребления на полигон ТБО и ПО, исполнитель по заданию заказчика оказывает возмездные услуги по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов от магазина по ул.А***, *** г. Димитровграда.

Из объяснений Р***., ее представителя М***. следует, что в результате продажи мясной, молочной (скоропортящейся) продукции образуются отходы, договоров на захоронение отходов ООО «Э***» не заключало, в 2008 году обществом вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду, в 2009 году – нет.

Статьей  ст.8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Взимание платы за размещение отходов предусмотрено статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Кроме того, к объектам размещения отходов в соответствии с ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» относятся специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Обязательный сбор и вывоз мусора и бытовых отходов при реализации продовольственных товаров предусмотрен Федеральным законом от 30.03.1999                 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01 (п.п.2.7, 14.1).

Согласно п.2.7 СП 2.3.6.1066-01 в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.

Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.

Из материалов дела усматривается, что общество осуществляет деятельность, в результате которой образуются твердые бытовые отходы, следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, является лицом, ответственным за размещение таких отходов и обязанным исчислять и вносить в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Судом по материалам дела установлено и не оспаривается директором ООО «Э***» невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 и 3 кварталы 2009 года в установленные сроки, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.

Рассадина полагает, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, поскольку общество не является субъектом данного правонарушения. В обоснование своей позиции  ссылается на заключенный со специализированной организацией – ООО «Г***» договор на оказание услуг по сбору и транспортированию отходов производства и потребления на полигон ТБО и ПО.

Поскольку названный договор по своей правовой природе является договором об оказании услуг, перехода права собственности на отходы от общества к специализированной организации не произошло, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии  со ст.4 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998года «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Поскольку в договор, заключенный с ООО «Г***», не включено условие о переходе права собственности на вывозимые отходы, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в силу закона возлагается на собственника  отходов.

Приведенные в жалобе доводы Р. о допущенных в ходе административного производства процессуальных нарушениях в части неустановления сумм, подлежащих внесению за негативное воздействие на окружающую природную среду, являются несостоятельными.

Объективная сторона правонарушения, выразившаяся в невнесении ООО «Э***» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 и 3 кварталы 2009года в установленные сроки, судом установлена.

Расчет платы плательщики составляют самостоятельно. Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В соответствии с данным приказом расчет представляется в единственном экземпляре. К расчету могут быть приложены документы, подтверждающие достоверность содержащихся в нем сведений.

После приема отчетности осуществляется проверка расчетов платы соответствующими уполномоченными органами.

При таких обстоятельствах вывод суда об отказе Р*** в удовлетворении заявленных ей требований об отмене постановления Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы №*** от 10.12.2009года  является правильным.

При принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм права не было допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

Решение судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 января 2010 года оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Э***» Р*** - без удовлетворения.

 

Судья