У Л Ь Я Н О В С К И Й
О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 7 –***/10 Судья
В*** С.А.
Р Е Ш Е Н И Е
16 февраля 2010 года г. Ульяновск
Судья судебной
коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда Костюнина Н.В. (единолично)
при секретаре Тарановой
А.О.,
рассмотрев дело по
жалобе директора ООО «Э***» Р*** на решение судьи Димитровградского городского
суда Ульяновской области от 22 января 2010 года, по которому постановлено:
Восстановить
директору ООО «Э***» Р***. срок на подачу жалобы на постановление
Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы №*** от
10.12.2009 года о назначении административного наказания по ст.8.41 КоАП РФ.
Постановление
государственного инспектора Ульяновской области по охране природы №***/09 от
10.12.2009 года о назначении директору ООО «Э***» Р***. административного
наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за совершение
административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КОАП РФ, оставить
без изменения, жалобу Р***. – без удовлетворения,
установил:
Прокуратурой г. Димитровграда 25.11.2009 года
проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в
деятельности ООО «Э***». В результате проверки выявлено невнесение обществом
платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки, то
есть за 1, 2 и 3 кварталы 2009года.
Постановлением Государственного
инспектора Ульяновской области по охране природы №*** от 10.12.2009 года
директор ООО «Э***» Р***. привлечена к административной ответственности по
ст.8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
В постановление
указано, что ООО «Э***» в процессе своей деятельности, торговле продуктами
питания и прочими товарами в магазине оказывает негативное воздействие на
окружающую среду, размещая отходы производства и потребления, а также загрязняя
окружающую среду шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими
видами физических воздействий. В нарушение ст.3, ч.1, 3 ст.16 ФЗ о 10.01.2002 года
№7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1,2 приказа Ростехнадзора от
08.06.2006года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное
воздействие на окружающую среду» директор ООО «Э***» Р***. не произвела в
установленные сроки оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с
этим постановлением, Р***. обратилась в Димитровградский городской суд с
жалобой, указав, что в постановлении не указано, какие именно отходы
производства и потребления размещаются обществом. Не указано, какими
источниками общество загрязняет окружающую среду, не определены размеры и сроки
внесения оплаты за воздействие на окружающую среду. Не установлено, какие виды
деятельности осуществляются обществом, какие объекты эксплуатируются, и связана
ли эта деятельность с воздействием на окружающую среду.
Рассмотрев жалобу Р***.,
Димитровградский городской суд постановил вышеприведенное решение.
В жалобе, адресованной в Ульяновский
областной суд, директор ООО «Э***» Р***. просит решение суда и постановление
государственного инспектора Ульяновской области по охране природы №*** от
10.12.2009 года отменить, полагает, что обязанность по внесению платы за
негативное воздействие на окружающую среду
возложена на физических лиц и юридических лиц только в том случае, если
в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду,
которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об
охране окружающей среды. ООО «Э***» не занимается хранением и размещением
отходов. В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном
правонарушении отсутствуют сведения,
относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся
объективной стороны административного правонарушения. Кроме того, не отражено,
какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали
внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного
срока. Суд, рассматривая
административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляются
обществом, какие объекты и как эксплуатируются обществом, связана ли его
деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид
негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды
осуществляется.
Исследовав материалы
дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Р***. – М***., поддержавшего
жалобу, Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы С***
Р.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, оснований для отмены обжалуемого
решения не нахожу.
Из устава ООО «Э***» следует, что общество
осуществляет розничную торговлю пищевыми продуктами, алкогольными напитками.
Согласно договору №*** сроком действия с
01.03.2009 года по 31 декабря 2009 года, заключенному между ООО «Э***» и ООО «Г***»
на оказание услуг по сбору и транспортированию отходов производства и
потребления на полигон ТБО и ПО, исполнитель по заданию заказчика оказывает
возмездные услуги по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов от
магазина по ул.А***, *** г. Димитровграда.
Из объяснений Р***., ее представителя М***.
следует, что в результате продажи мясной, молочной (скоропортящейся) продукции
образуются отходы, договоров на захоронение отходов ООО «Э***» не заключало, в
2008 году обществом вносилась плата за негативное воздействие на окружающую
среду, в 2009 году – нет.
Статьей
ст.8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за
невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую
среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от
10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране
окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является
воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к
негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране
окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К
видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в
атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих
веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты,
подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды
шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических
воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Взимание платы за размещение отходов
предусмотрено статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления».
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее
предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение
отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1
распространяется на предприятия, учреждения, организации иностранных
юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на
территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и
предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на
окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от
стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды
вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные
воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических
указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды,
утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции
Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей,
осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс
в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также
любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557
(зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077)
установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду:
по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за
отчетным периодом.
В соответствии со статьей 1 Федерального
закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее -
Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов
как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего
захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как
изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных
хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую
природную среду.
Объектом размещения отходов является
специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов
(полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Кроме того, к объектам размещения отходов в
соответствии с ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины
и определения» относятся специально оборудованные места для хранения отходов на
предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Обязательный сбор и вывоз мусора и бытовых
отходов при реализации продовольственных товаров предусмотрен Федеральным
законом от 30.03.1999
N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации торговли и обороту в
них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01 (п.п.2.7,
14.1).
Согласно п.2.7 СП 2.3.6.1066-01 в
хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора
мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают
раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции),
установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают
площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора
и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли.
Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий
размещения организаций торговли.
Контейнеры и мусоросборники очищаются при
заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое
время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных
органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Вывоз контейнеров и мусоросборников
производится специальным транспортом, использование которого для перевозки
продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При
централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и
продезинфицированными.
Из материалов дела усматривается, что общество
осуществляет деятельность, в результате которой образуются твердые бытовые отходы,
следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, является лицом,
ответственным за размещение таких отходов и обязанным исчислять и вносить в
установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Судом по материалам дела установлено и не
оспаривается директором ООО «Э***» невнесение платы за негативное воздействие
на окружающую среду за 1, 2 и 3 кварталы 2009 года в установленные сроки, что
образует состав административного правонарушения, ответственность за которое
предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.
Рассадина полагает, что в её действиях
отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей
8.41 КоАП РФ, поскольку общество не является субъектом данного правонарушения.
В обоснование своей позиции ссылается на
заключенный со специализированной организацией – ООО «Г***» договор на оказание
услуг по сбору и транспортированию отходов производства и потребления на
полигон ТБО и ПО.
Поскольку названный договор по своей правовой
природе является договором об оказании услуг, перехода права собственности на
отходы от общества к специализированной организации не произошло, суд
обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества
от административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы
за негативное воздействие на окружающую среду.
В
соответствии со ст.4 Федерального закона
№89-ФЗ от 24.06.1998года «Об отходах производства и потребления» право
собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов,
полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в
результате использования которых эти отходы образовались.
Право собственности на отходы может быть
приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или
иной сделки об отчуждении отходов.
Собственник отходов I - IV класса опасности
вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему,
оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими
отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по
использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не
меньшего класса опасности.
Поскольку в договор, заключенный с ООО «Г***»,
не включено условие о переходе права собственности на вывозимые отходы,
обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в
силу закона возлагается на собственника
отходов.
Приведенные в жалобе доводы Р. о допущенных в
ходе административного производства процессуальных нарушениях в части неустановления
сумм, подлежащих внесению за негативное воздействие на окружающую природную
среду, являются несостоятельными.
Объективная сторона правонарушения,
выразившаяся в невнесении ООО «Э***» платы за негативное воздействие на
окружающую среду за 1, 2 и 3 кварталы 2009года в установленные сроки, судом
установлена.
Расчет платы плательщики составляют
самостоятельно. Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую
среду установлена приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 «Об утверждении
формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка
заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на
окружающую среду».
В соответствии с данным приказом расчет
представляется в единственном экземпляре. К расчету могут быть приложены
документы, подтверждающие достоверность содержащихся в нем сведений.
После приема отчетности осуществляется
проверка расчетов платы соответствующими уполномоченными органами.
При таких обстоятельствах вывод суда об
отказе Р*** в удовлетворении заявленных ей требований об отмене постановления Государственного
инспектора Ульяновской области по охране природы №*** от 10.12.2009года является правильным.
При принятии обжалуемого судебного акта
каких-либо нарушений норм права не было допущено, в связи с чем оснований для
отмены решения суда не имеется.
Учитывая изложенное,
оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Руководствуясь
ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 22 января 2010 года оставить без
изменения, а жалобу директора ООО «Э***» Р*** - без удовлетворения.
Судья