Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты
Документ от 18.02.2010, опубликован на сайте 03.03.2010 под номером 15495, 2-я гражданская, об оспаривании постановления об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты УГД, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Н***                                                   Дело №33-***/2010                                                                      

 

О П Р Е Д  Е Л Е Н И Е

 

18 февраля 2010 года                                                                                     г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Жаднова Ю.М., 

судей Костюниной Н.В., Хреновой Г.И.,    

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

при секретаре Якуте М.Н.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Г*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 февраля 2010 года, по которому постановлено:

В удовлетворении заявления Г*** о признании незаконным постановления от 06.02.2010 г. Ульяновской городской избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № *** – отказать.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Г***. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления от 06.02.2010 г. Ульяновской городской избирательной комиссии об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № ***.

Требования мотивированы тем, что указанным постановлением ему было отказано в регистрации в связи с изготовлением подписного листа, не соответствующего требованиям Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области». Отказ в регистрации считает незаконным по следующим основаниям.

Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Статья 42 Закона Ульяновской области № 109-ЗО предусматривает определенные реквизиты подписного листа, сама форма подписного листа обозначена в приложениях №№ 1-3 к Закону. Им - заявителем бланки подписного листа были изготовлены в установленном порядке, с оплатой из избирательного фонда кандидата. Спорная формулировка названия графы о возрасте избирателя не влечет неправильного восприятия текста и, как следствие, неправильного формулирования волеизъявления избирателей в части поддержки при выдвижении кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы. Необходимые требования к оформлению подписного листа соблюдены.

Образец бланка подписного листа был взят с сайта Ульяновской городской избирательной комиссии. Названия граф, касающиеся года рождения и серии и номера паспорта, он изменил, исключив часть текста, чтобы увеличить место для подлежащих заполнению полей. Неточности оспариваемых названий граф в подписном листе не повлекли искажения волеизъявления граждан, которые осознанно подписывались в поддержку его выдвижения. В представленных подписных листах не имеется ни одной подписи лиц, достигающих совершеннолетия в 2010 году.

Разрешив по существу заявленные по делу требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Г***. не соглашается с решением суда, просит отменить, передать дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные тем, которыми было мотивировано его первоначальное заявление. Полагает, что при заполнении подписного листа необходимо в соответствии со ст.2 п.5 ФЗ РФ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» место жительство избирателей указывать полностью (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры).

В отношении данных самого кандидата указание полного адреса места жительства не влияет на волеизъявление избирателей в части поддержки кандидата Г***.  и дополнительная информация о кандидате не может являться нарушением закона №67-ФЗ и основанием для признания подписей недействительными. Постановлением Ульяновской Городской Думы  №124 от 25.11.2009 года утверждена схема одномандатных избирательных округов, в которой границы округов обозначены улицами и номерами домов. Таким образом, в п.4 ст.4 под местом жительства понимается улица и номер дома избирателя.  Ссылка суда на ст.63 закона №67-ФЗ необоснованна, поскольку данная норма не содержит слов «место жительство».

Отсутствие в печатной форме слов «в возрасте 18 лет на день голосования -  дополнительно день и месяц рождения» и «или документа, заменяющего паспорт гражданина» не является нарушением закона и не может быть основанием к отказу в регистрации в качестве депутата, поскольку данная фраза относится к наименованию реквизита. Информация, представленная в подписном листе, совпадает со всеми требованиями, предусмотренном законом №109-ЗО.

Также указывает на то, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в орган местного самоуправления» в подписном листе в данных избирателя указывается в печатной форме «год рождения (в возрасте 18 лет - число и месяц рождения)».

Полагает, что подписной лист, содержащий данные избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Ульяновской городской Думы 4-го созыва по Засвияжскому одномандатному округу №*** Г***, соответствует требованиям закона №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», ст.37 Закона №67-ФЗ и отказ в регистрации нарушает его конституционное право на участие в выборах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав                     Г***., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя  Ульяновской городской избирательной комиссии - К***., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Балашовой Н.Н., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Материалами дела установлено, что на 14 марта 2010 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы четвертого созыва. Г***. является кандидатом в депутаты - самовыдвиженцем. Для регистрации кандидатом в депутаты им в Ульяновскую городскую избирательную комиссию были представлены, помимо иных необходимых документов, подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения. Для регистрации в качестве кандидата ему необходимо было 164 действительных (достоверных) подписи, количество заявленных для проверки подписей составило 180.

Постановлением от 06 февраля 2010 года №*** Ульяновская городская избирательная комиссия отказала Г***. в регистрации кандидатом в депутаты со ссылкой на ч.3 ст.41, ч.18 ст.46, п.7 ч.3 ст.47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области». 

При этом недействительными (недостоверными) были признаны все подписи избирателей.

Проверяя законность вынесенного избирательной комиссией постановления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для регистрации Г*** кандидатом в депутаты.

В соответствии с пунктом 11 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 42 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с Приложениями 1 - 3 к настоящему Закону.

В соответствии со статьей 42 Закона области в подписном листе в поддержку самовыдвижения кандидата указываются, помимо иных необходимых реквизитов:

-сведения об избирателях в объеме, установленном статьей 43 и приложением 1 к настоящему Закону, их подписи и даты внесения подписей;

-сведения о кандидате в объеме, установленном настоящей статьей и приложением 1 к настоящему Закону, его подпись и дата внесения подписи.

Согласно Приложению 1 к Закону области подписной лист содержит графу «год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения)».

В подписных листах, представленных в избирательную комиссию Г***., указанная графа не содержит слова «в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения». Указанное обстоятельство правильно расценено избирательной комиссией и судом первой инстанции как оформление подписных листов не в соответствии с Приложением 1 к Закону.

Кроме того, форма подписного листа содержит в качестве обязательного реквизита указание на место жительства кандидата в депутаты (с указанием наименования субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта).

Вместо указания субъекта и города в подписных листах в поддержку самовыдвижения Г***. указаны субъект, город, улица, номер дома, квартиры.

Таким образом, и в указанной части подписные листы оформлены не в соответствии с утвержденной формой.

Доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном, расширительном толковании норм избирательного законодательства.

Довод о том, что отсутствие слов «в возрасте 18 лет на день голосования -  дополнительно день и месяц рождения» на объем информации об избирателях не влияет, является несостоятельным.

Действующим избирательным законодательством установлены четкие требования как к форме подписных листов, так и к содержанию отдельных записей в них, несоблюдение таких требований означает нарушение закона и влечет за собой недействительность соответствующих подписей.

Довод о том, что в подписном листе в указании места проживания кандидата в депутаты возможно указание улицы, номера дома и что данное обстоятельство не противоречит форме подписного листа, не основан на региональном законе.

На лицевой стороне подписного листа, форма которого утверждена в Приложении 1 к Закону области, в данных о кандидате указано «место жительства (с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта)». Из формы подписного листа следует, что в данных о кандидате необходимо указать: Ульяновская область, город Ульяновск. Указание улицы, номера дома, квартиры не предусмотрено.

Статья 42 Закона области также не содержит в себе указания о том, что в рассматриваемой части подписного листа необходимо указывать адрес места жительства кандидата, то есть с указанием наименования улицы, номера дома (квартиры).

Как и в вышеуказанном случае, кандидаты в депутаты должны находиться в равном положении, поэтому при оформлении подписных листов объем содержащейся в них информации не может быть увеличен или уменьшен. В данном случае объем информации был увеличен.

Отождествление понятия «адрес места жительства» и «место жительства» является не основанным на избирательном законодательстве.

Понятие «место жительства» включает в себя субъект РФ, район, город, иной населенный пункт, в то время как понятие «адрес места жительства» включает еще и наименование улицы, номер дома и квартиры гражданина.

Из буквального толкования положений Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года №109-ЗО  следует, что данные понятия не совпадают, причем необходимо разграничивать сведения об избирателях и сведения о кандидатах в депутаты.

Анализируя часть 5 статьи 37, часть 1 статьи 40, часть 6 статьи 77 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года №109-ЗО, следует сделать вывод, что применительно к кандидатам их место жительства в предусмотренных Законом области случаях указывается как наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта.   

Ссылка заявителя на Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в орган местного самоуправления», в соответствии с которым в  подписном листе в данных избирателя указывается в печатной форме «год рождения (в возрасте 18 лет - число и месяц рождения)», несостоятельна, поскольку в соответствии со ст.1 настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если законодательным (представительным) органом субъекта РФ не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи