УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33 - *** 2010
год
Судья М***
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля
2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Гурьяновой
О.В., Лисовой Л.С.
при секретаре
Высоцкой А.В.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ
в Заволжском районе
г.Ульяновска на решение
Заволжского районного суда
г.Ульяновска от 13 января 2010 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
К*** к Управлению Пенсионного
Фонда РФ (государственное
учреждение) в Заволжском
районе г.Ульяновска о
признании решения комиссии
незаконным о включении
периодов работы в
специальный трудовой стаж
и назначении пенсии удовлетворить.
Отменить решение
комиссии по вопросам
реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
в Заволжском районе
города Ульяновска № *** от 23
ноября 2009 года.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение)
в Заволжском районе
г.Ульяновска включить К***
периоды работы с
02.12.1988 года по 24.04.1996
года; с 24.04.1996 года по
18.11.2002 года, с 19.11.2002 года по
19.02.2008 года, с 20.02.2008
года по
05.10.2009 года в связи
с назначением досрочной
пенсии по старости в связи с лечебной
деятельностью и иной
работой по охране
здоровья.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение)
в Заволжском районе
г.Ульяновска назначить
пенсию К*** с
06.10.2009 года.
Заслушав доклад судьи
Гурьяновой О.В., судебная
коллегия
у с т а н о в и л а:
К***. обратилась
в суд с иском
к Управлению Пенсионного фонда РФ
в Заволжском районе
г.Ульяновска о включении
периодов работы в
специальный стаж,
необходимый для назначения
пенсии, и назначении ей
досрочной трудовой пенсии по
старости в связи
с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование
заявленных требований указала, что
06.10.2009 года она обратилась к
ответчику с заявлением
о назначении ей
досрочной трудовой пенсии
по старости в
связи с лечебной
и иной работой
по охране здоровья
по нормам Закона
РФ № 173 от 17.12.2001 года «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением
комиссии № *** от 23.11.2009 года ей
было отказано в
назначении пенсии ввиду
отсутствия необходимого специального
стажа. При этом в специальный
стаж не были включены
следующие периоды её работы:
в должности медсестры
*** дома детства с
02.12.1998 г. по 24.04.1996 г. (
7 лет 4 мес.21дн.); в
должности медсестры *** дома детства с 24.04.1996 г. по 18.11.2002
г. ( 6 лет 7 мес.25 дн.); в должности
медсестры *** детского дома ***
«Дом детства» с
19.11.2002 г. по 19.02.2008 г. (5 лет
4 мес.); в должности
медсестры *** дома
для детей *** *** «Дом детства»
с 20.02.2008 г. по 05.10.2009 г. (1 год 7 мес.15 дн.). Основанием
для отказа во
включении указанных периодов в
специальный стаж послужило
то обстоятельство, что
учреждение «Дом детства» не
поименовано в Списках
и Правилах, утвержденных Постановлениями Правительства
РФ № 464 от 06.09.1991 г., № 781 от 29.10.2002 г. и № 1066
от 22.09.1999 г., и не
относится к учреждениям
здравоохранения. Данный отказ
она считает незаконным, поскольку
её работа (функциональные
обязанности) в должности медсестры
соответствовала работе
(функциональным обязанностям)
медсестры учреждения здравоохранения, каждые 5 лет
она повышала свой
профессиональный уровень на
курсах повышения квалификации медицинских работников. Она
работает в данном
учреждении с 01.11.1986
г. Период её
работы до 01.12.1988 г. ответчиком
был включен в
специальный стаж, поскольку учреждение наименовалось ***
домом ребенка. Затем
Дом ребенка был
переименован в Дом
детства, её функциональные обязанности
остались прежними, однако период её
работы перестал засчитываться
ответчиком в специальный
стаж. Просила включить
указанные периоды в её
специальный стаж и
обязать ответчика назначить
ей пенсию с 06.10.2009
г.
Разрешив
заявленные требования по существу,
районный суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда
РФ в Заволжском районе г.Ульяновска
не соглашается с
решением суда и просит его отменить,
ссылаясь на то, что суд
без законных оснований
обязал Управление включить в специальный
стаж работы истицы
период её работы
в должности медсестры в ***
«Дом детства», который является
образовательным учреждением,
в то
время как законодатель предусмотрел, что выполнение
лечебной и иной
деятельности по охране
здоровья должно
осуществляться в учреждениях
здравоохранения. В решении
суда указывается, что в структуре
данного учреждения имеются
приемно-карантинное отделение
(изолятор), лечебно-диагностическое
отделение с санаторными
группами. Вместе с тем,
данные структурные подразделения
не поименованы в Списке
и Правилах, в штатном
расписании данные
структурные подразделения не
выделены и не
установлено, в каком
структурном подразделении работала
истица.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения К***.,
судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. ст. 12,
55, 56, ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела,
всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы
сторон.
В соответствии с
собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении,
суд пришел к объективному выводу об
обоснованности заявленных истицей
требований.
Из
материалов дела следует, что
решением комиссии по
рассмотрению вопросов
реализации пенсионных прав
граждан УПФ РФ в
Заволжском районе г.Ульяновска
от 23.11.2009 года К***.
отказано в досрочном
назначении трудовой пенсии
по старости в связи
с лечебной и
иной деятельностью по
охране здоровья населения ввиду
отсутствия необходимого специального
стажа.
При
этом в её
специальный стаж не были
включены периоды её
работы в должности
медсестры: в *** доме
детства с 02.12.1998 г. по 24.04.1996 г. ( 7 лет 4 мес.21дн.); в *** доме
детства с 24.04.1996 г. по 18.11.2002
г. ( 6 лет 7 мес. 25 дн.); в *** «Дом
детства» с 19.11.2002 г. по 19.02.2008 г.(5 лет 4
мес.); в ***
«Дом детства» с 20.02.2008 г. по 05.10.2009 г. ( 1 год 7 мес. 15 дн.).
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона
РФ «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от
17.12.2001 года, досрочная
трудовая пенсия по
старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность
по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской
местности и поселках
городского типа и не
менее 30 лет в
городах, сельской местности и
поселках городского типа
либо только в
городах, независимо от их
возраста.
Пунктом
2 этой
же нормы закона
предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и
назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ
от РФ от 29 октября 2002 года № 781
утвержден Список должностей
и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж
работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой
пенсии по старости
лицам, осуществлявшим
лечебную и иную
деятельность по охране
здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, Подпункт 20
пункта 1 статьи 27 Федерального закона
« О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» в разделе
«Наименование должностей» содержит
должность медицинской сестры.
В разделе «Наименование
учреждений» указаны: дом ребенка (п.17), дом ребенка
специализированный (п.18); кроме
того, в п.31 вышеуказанного Списка
перечислены учреждения социального
обслуживания, в том числе,
социальный приют для
детей и подростков,
социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних, дом-интернат для детей
с физическими недостатками.
Кроме
того, в соответствии
с п.6 Правил
исчисления периодов работы, дающей право
на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости
лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране
здоровья населения, в
соответствии с подп.20 п.1
статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от
29.10.2002 года № 781 ( в редакции
действовавшей до 26.05.2009 года) в
стаж работы для
досрочного назначения пенсии по
указанному основанию засчитывается работа в
медицинских группах, медицинских
пунктах, врачебных здравпунктах,
являющихся структурными подразделениями государственных и
муниципальных организаций.
Из материалов
дела следует, что в специальный
стаж истицы ответчиком было
засчитано 9 лет 2
месяца 2 дня, из
которых 2 года 1 месяц ( с 01.11.1986 года по 01.12.1988 года.)
истица работала в *** доме
ребенка.( л.д.19) . Работу истицы
с 02.12.1988 года
ответчик не включил в
специальный стаж, ссылаясь
на то, что
учреждение – детский дом (дом детства)
не относится к
учреждениям здравоохранения.
Согласно
материалам дела, *** дом ребенка
на основании решения
Ульяновского облисполкома от 04.10.1988
года из отдела
здравоохранения был передан
отделу образования, и на
базе дома ребенка был
организован детский дом
нового типа - дом детства для воспитания детей
с 0 до 18 лет. Передача произведена
с имеющимся контингентом
детей и сотрудников, с расходами
на содержание, с сохранением
действующего порядка оплаты
труда (л.д. 177)
Согласно
Положению об областном доме
ребенка – доме детства,
утвержденному начальником управления
народного образования облисполкома от
30.01.1989 года, дом детства
был создан для детей-сирот
и детей, оставшихся без
попечения родителей, в возрасте от
рождения до 18 лет
и состоял из нескольких подразделений, в
том числе приемно-диагностического, которое
имело кабинет функциональной диагностики, кабинет восстановительного лечения, физиотерапевтический кабинет, лабораторию; санаторные группы
для оздоровления детей; изолятор-стационар, поликлинику (л.д. 180).
В
Положении об областном специализированном доме
детства (л.д. 182) закреплено,
что в
функциональном отношении областной
дом детства является
межведомственной организацией, так
как осуществляет медицинскую
и педагогическую деятельность.
На
основании распоряжения Департамента имущественных отношений
по Ульяновской области от 02.09.2002 года *** дом
детства переименован в *** государственное образовательное учреждение
***, *** «Дом детства» (л.д. 67).
Согласно
Уставу Областного
государственного образовательного
учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся
без попечения родителей,
*** «Дом детства», утвержденному 07.08.2002
года, детский дом
осуществлял врачебную амбулаторно-поликлиническую помощь
по специальностям: педиатрия,
психиатрия, неврология, отоларингология, офтальмология, кардиология,
стоматология, хирургия, ортопедия, дерматология, физиотерапия, ИРТ, ЛФК, массаж,
и другую медицинскую деятельность.(л.д.156)
На основании приказа Министерства образования
Ульяновской области от 17.07.2008 года №
508 Областное государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и
детей, оставшихся без
попечения родителей, *** «Дом
детства» переименован в ***
государственное образовательное
учреждение *** «Дом детства»
с 20.02.2008 года (л.д. 66).
Согласно
Уставу *** государственного образовательного учреждения
*** «Дом детства», утвержденному 15.09.2009 года, детский
дом создан в
целях обеспечения педагогической и медицинской
коррекции детей-сирот и
детей, оставшихся без
попечения родителей, в своем
структурном подразделении имеет,
в том числе
приемно-карантинное отделение (изолятор), лечебно-диагностическое отделение
с санаторными группами, приемно-диагностическое отделение. Детский дом
осуществляет медицинскую деятельность при наличии
соответствующей лицензии.
Основной задачей медицинской
службы детского дома
является полное обследование
поступающих детей с
последующей реабилитацией и
обеспечением хорошего состояния
здоровья, физического и психического развития
в соответствии с
возрастом. Объем
деятельности каждого медицинского
работника определяется в
соответствии с его функциональными обязанностями (л.д. 121-122).
Имеющиеся
в материалах дела
лицензии, выданные Департаментом здравоохранения и фармации Ульяновской области
и Федеральной службой
по надзору в
сфере здравоохранения и социального
развития, свидетельствуют о том, что
дому детства разрешено
осуществление медицинской деятельности при осуществлении
доврачебной медицинской помощи
по лечебной физкультуре и спортивной
медицине, медицинскому массажу,
сестринскому делу, сестринскому делу
в педиатрии, физиотерапии. При
осуществлении
амбулаторно-поликлинической
медицинской помощи, в том
числе при осуществлении
первичной медико-санитарной помощи
по неврологии, педиатрии,
физиотерапии, стоматологии детской
(л.д.98-110).
Из
нормативно-штатного
расписания по *** «Дом
детства» на 01.09.2009 года
усматривается, что врачи и средний
медицинский персонал выделены
в структурное подразделение - медицинская служба (л.д.70).
Допрошенные
по делу свидетели
Д***. и С***.
пояснили, что К***. работает в доме
детства с 1986
года, тогда он именовался
домом ребенка, в связи
с его переименованием должностные
обязанности медсестры не
менялись.
Из
материалов дела следует, что
сотрудники Дома детства,
в то числе
и медицинские сестры,
получали надбавку за работу в
специализированном учреждении.
Согласно
Федеральному закону от 21.12.1996
года № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной
поддержке детей сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей» и дома
ребенка (учреждения системы здравоохранения), и
образовательные учреждения в виде детских домов, в которых
содержатся дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения
родителей, относятся к
учреждениям для детей
сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Целью
создания указанных учреждений является создание благоприятных
условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной
жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из
материалов дела следует, что вопросы, касающиеся медицинской
и других видов помощи
детям сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, решаются совместно органами
здравоохранения и органами образования (л.д. 96.).
Проанализировав положения
вышеназванных нормативных
актов, регулирующих вопросы
назначения досрочной трудовой
пенсии по старости
в соответствии с
подп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых
пенсиях по старости», правильно оценив
собранные по делу
доказательства, суд
обоснованно пришел к
выводу о необходимости
включения в льготный
трудовой стаж истицы
для досрочного назначения пенсии
вышеуказанных периодов ее работы
в доме детства (***), поскольку
указанное учреждение хотя и является
образовательным учреждением,
вместе с
тем, в силу возложенных
должностных обязанностей К***., работая в нем
медицинской сестрой,
выполняла лечебную и иную
деятельность, связанную с охраной
здоровья детей, находящихся в
указанном детском доме. При этом
суд обоснованно учитывал и
то обстоятельства, что данный
детский дом создан
для детей с
отклонениями в развитии,
что в задачи детского
дома входит обеспечение
медико-психолого-педагогической
реабилитации и социальной
адаптации воспитанников, что
в детском доме имеются санаторные
группы, а также
то, что медицинское обслуживание
воспитанников обеспечивается штатным
медицинским персоналом.
В
связи с изложенным, суд правильно
пришел к выводу, что
оснований к отказу
по включению в стаж, дающий право
для досрочного назначения пенсии
по старости в
связи с лечебной и
иной деятельностью по
охране здоровья населения,
периодов работы К***.
в вышеуказанном *** детском доме
в должности медицинской
сестры не имелось,
и с учетом
наличия у истицы
к моменту обращения
за назначением пенсии
общего стажа лечебной
деятельности 30 лет
правомерно обязал ответчика назначить
ей досрочную трудовую
пенсию по старости
по вышеуказанному основанию.
При
таких обстоятельствах оснований
к отмене решения суда
по доводам кассационной
жалобы судебная коллегия
не усматривает.
Руководствуясь ст.
361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение
Заволжского районного суда
г.Ульяновска от 13
января 2010 года
оставить без изменения,
а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда РФ в Заволжском
районе г.Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи