У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-***/2010
г.
Судья И***
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
16 февраля 2010
г.
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Колобковой О.Б.,
судей Шлейкиной
О.В., Костенко А.П.,
при секретаре Яковлевой
Т.Ю.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Г*** на решение Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 18 января 2010 года, по которому суд решил:
В удовлетворении
иска Г*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании
недействительным решения комиссии № *** от 20 ноября 2009 года об отказе в
выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о
возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный) капитал
отказать.
Заслушав доклад
судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Г***. обратилась в
суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственному учреждению) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской
области о признании недействительным решения комиссии № *** от 20 ноября 2009
года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный)
капитал, о возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный)
капитал.
В обоснование
исковых требований указала, что 20.11.2009 г. ответчик незаконно отказал ей в
выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с
тем, что ею был представлен неполный пакет документов, а именно не представлено
свидетельство о рождении на второго ребенка *** А***. 12.01.2002 г. у нее
родился ребенок - *** П***, а 12.04.2009 г. второй ребенок – *** А***, о чем
16.04.2009 г. составлена запись акта о рождении ребенка № ***. Второй ребенок
умер на первой неделе жизни 15.04.2009 г., при регистрации его рождения и
смерти выданы справка о рождении и свидетельство о смерти. Эти документы и были
представлены ответчику. Считает решение ответчика незаконным, т.к. она имеет
право на получение сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с
рождением второго ребенка. По ее мнению, доводы, изложенные в решении комиссии
№ *** от 20.11.2009 г., противоречат требованиям ФЗ РФ «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей», а действия ответчика нарушают
ее законные права на дополнительные меры государственной поддержки.
Разрешив спор по
существу, суд принял решение, приведённое выше.
В кассационной
жалобе Г***. просит отменить решение суда, считая его незаконным. По ее мнению,
вывод суда о том, что сам факт рождения второго ребёнка не является основанием
возникновения права на материнский (семейный) капитал противоречит положениям
Федерального закона РФ № 256-ФЗ от 29.12.2009г. «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей». Указывает, что юридический
факт рождения второго ребёнка был установлен в судебном заседании. Не согласна
и с выводом суда в той части, что право на получение сертификата имеют только
женщины, имеющие на воспитании двоих детей.
Проверив материалы
дела, выслушав истицу Г***., ее представителя В***., обсудив доводы
кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения
суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность
решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной
жалобе.
Как следует из
материалов дела, Ю***. 04 августа 2000 года вступила в зарегистрированный
брак с ***.А., после чего истице присвоена фамилия Г***, о чем имеется актовая
запись в отделе записи актов гражданского состояния Ц*** района Ульяновской
области.
12 января 2002 года
у Г***. родился ребёнок - *** П***, её родителями являются Г***. и ***.А.
Факт рождения
зарегистрирован в отделе записи актов гражданского состояния администрации
Ленинского района г. Ульяновска, выдано свидетельство о рождении, серия *** № ***.
12 апреля 2009 года
у истицы родился второй ребёнок – *** А***.
16 апреля 2009 года
отделом записи актов гражданского состояния администрации Заволжского района г.
Ульяновска Ульяновской области выдана справка № *** из которой следует, что ***
А*** родилась 12 апреля 2009 года в г. Ульяновске Ульяновской области
у Г***
15 апреля 2009 года ***
А*** умерла, о чем 16 апреля 2009 года составлена запись акта о смерти в
Управлении ЗАГС мэрии г. Ульяновска и выдано свидетельство о смерти серия *** №
***.
09 ноября
2009 года Г***. обратилась в УПФ с заявлением о выдаче государственного
сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решением Управления
Пенсионного фонда РФ от 20 ноября 2009 года истице было отказано в выдаче названного
сертификата ввиду отсутствия у нее права на дополнительные меры государственной
поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии с
ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 256-ФЗ от 29
декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей» (с последующими изменениями, далее Федеральный закон № 256-ФЗ),
законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской
Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права,
международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего
Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в
соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В
целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости
могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих
детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов.
Согласно преамбуле
Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей» целью установления названных
мер государственной поддержки является создание условий, обеспечивающих семьям,
имеющим детей, достойную жизнь.
В статье 3
Закона указано, что право на дополнительные меры государственной поддержки
возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство
Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство РФ, родивших (усыновивших)
второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с ч.1
ст.5 Федерального закона № 256-ФЗ женщины, родившие второго ребенка, вправе
обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за получением
государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время
после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки
путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В целях обеспечения
учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и
реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц,
имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее -
регистр). Регистр должен содержать, в том числе сведения о детях (фамилию, имя,
отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении,
очередность рождения (усыновления), гражданство) (статья 4 Федерального закона
N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих
детей»).
Статьей 29
Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 года «Об актах гражданского
состояния» предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе
жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.
Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой
неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о
рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или
частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и
смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей
(одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной
регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Исходя из содержания
приведенных выше норм права и принимая во внимание установленные
обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в
связи со смертью второго ребенка у истицы не возникло право на получение
государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда первой инстанции и его оценкой исследованных
доказательств, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим
обстоятельствам дела.
Так, из правового
смысла положений Федерального закона N 256-ФЗ «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей», а именно ст.ст. 1, 3, 4,
п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10 следует, что право
на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении
(усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у
женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января
2007 года, при наличии в живых на момент обращения и первого ребенка, и
второго рожденного. Целью указанного закона является стимулирование рождения в
семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер
государственной поддержки таким семьям.
Судебная коллегия не
может принять во внимание довод о том, что сам факт рождения второго ребёнка
является основанием возникновения права на материнский (семейный) капитал.
Рождение и
воспитание ребенка в семьях, уже имеющих одного или нескольких детей, снижает
уровень социальной защищенности таких семей, в связи этим им и предоставляются дополнительные меры
государственной поддержки, предусмотренные названным выше законом.
Выдача
государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал женщинам,
имеющим в семье одного ребенка, противоречила бы целям Федерального закона
N 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей», указанным в его преамбуле.
При таких
обстоятельствах решение Управления Пенсионного фонда РФ об отказе в
удовлетворении заявления Г***. о выдаче сертификата на материнский (семейный)
капитал в связи с отсутствием у нее права на дополнительные меры
государственной поддержки принято в соответствии с требованиями п.1 ч.6 ст. 5
Федерального закона № 256-ФЗ.
Судебная коллегия
находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они
соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего
законодательства при его правильном толковании. Доводы кассационной жалобы не
опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а поэтому оснований к
отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 18 января 2010 года - оставить без
изменения, кассационную жалобу Г*** – без удовлетворения.
председательствующий
судьи