Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
Документ от 16.02.2010, опубликован на сайте 27.02.2010 под номером 15349, 2-я гражданская, возложение обязанности выдать государственный сертификат на материнский капитал, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                  У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 33-***/2010 г.                                                                      Судья И***

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

16 февраля 2010 г.                                                                                          г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Шлейкиной О.В., Костенко А.П.,

при секретаре Яковлевой Т.Ю. 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Г*** на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 января 2010 года, по которому суд решил:

 

В удовлетворении иска Г*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании недействительным решения комиссии № *** от 20 ноября 2009 года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный) капитал отказать.

 

Заслушав доклад судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Г***. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании недействительным решения комиссии № *** от 20 ноября 2009 года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный) капитал.

 

В обоснование исковых требований указала, что 20.11.2009 г. ответчик незаконно отказал ей в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что ею был представлен неполный пакет документов, а именно не представлено свидетельство о рождении на второго ребенка *** А***. 12.01.2002 г. у нее родился ребенок - *** П***, а 12.04.2009 г. второй ребенок – *** А***, о чем 16.04.2009 г. составлена запись акта о рождении ребенка № ***. Второй ребенок умер на первой неделе жизни 15.04.2009 г., при регистрации его рождения и смерти выданы справка о рождении и свидетельство о смерти. Эти документы и были представлены ответчику. Считает решение ответчика незаконным, т.к. она имеет право на получение сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. По ее мнению, доводы, изложенные в решении комиссии № *** от 20.11.2009 г., противоречат требованиям ФЗ РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а действия ответчика нарушают ее законные права на дополнительные меры государственной поддержки. 

 

Разрешив спор по существу, суд принял решение, приведённое выше.

 

В кассационной жалобе Г***. просит отменить решение суда, считая его незаконным. По ее мнению, вывод суда о том, что сам факт рождения второго ребёнка не является основанием возникновения права на материнский (семейный) капитал противоречит положениям Федерального закона РФ № 256-ФЗ от 29.12.2009г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Указывает, что юридический факт рождения второго ребёнка был установлен в судебном заседании. Не согласна и с выводом суда в той части, что право на получение сертификата имеют только женщины, имеющие на воспитании двоих детей.

 

Проверив материалы дела, выслушав истицу Г***., ее представителя В***., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

Как следует из материалов дела, Ю***. 04 августа 2000 года вступила в зарегистрированный брак с ***.А., после чего истице присвоена фамилия Г***, о чем имеется актовая запись в отделе записи актов гражданского состояния Ц*** района Ульяновской области.

 

12 января 2002 года у Г***. родился ребёнок - *** П***, её родителями являются Г***. и ***.А.

 

Факт рождения зарегистрирован в отделе записи актов гражданского состояния администрации Ленинского района г. Ульяновска, выдано свидетельство о рождении, серия *** № ***.

 

12 апреля 2009 года у истицы родился второй ребёнок – *** А***.

 

16 апреля 2009 года отделом записи актов гражданского состояния администрации Заволжского района г. Ульяновска Ульяновской области выдана справка № *** из которой следует, что *** А*** родилась 12 апреля 2009 года в г. Ульяновске Ульяновской области у Г***

 

15 апреля 2009 года *** А*** умерла, о чем 16 апреля 2009 года составлена запись акта о смерти в Управлении ЗАГС мэрии г. Ульяновска и выдано свидетельство о смерти серия *** № ***.

 

09 ноября 2009 года Г***. обратилась в УПФ с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

 

Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 20 ноября 2009 года истице было отказано в выдаче названного сертификата ввиду отсутствия у нее права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

 

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с последующими изменениями, далее Федеральный закон № 256-ФЗ), законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 

Согласно преамбуле Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» целью установления названных мер государственной поддержки является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.

 

В статье 3 Закона указано, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство РФ, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года.

 

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона № 256-ФЗ женщины, родившие второго ребенка, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

 

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Регистр должен содержать, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство) (статья 4 Федерального закона N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

 

Статьей 29 Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

 

Исходя из содержания приведенных выше норм права и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в связи со смертью второго ребенка у истицы не возникло право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и его оценкой исследованных доказательств, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

 

Так, из правового смысла положений Федерального закона N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а именно ст.ст. 1, 3, 4, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10 следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, при наличии в живых на момент обращения и первого ребенка, и второго рожденного. Целью указанного закона является стимулирование рождения в семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки таким семьям.

 

Судебная коллегия не может принять во внимание довод о том, что сам факт рождения второго ребёнка является основанием возникновения права на материнский (семейный) капитал.

 

Рождение и воспитание ребенка в семьях, уже имеющих одного или нескольких детей, снижает уровень социальной защищенности таких семей, в связи этим  им и предоставляются дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные названным выше законом.

 

Выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал женщинам, имеющим в семье одного ребенка, противоречила бы целям Федерального закона N  256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», указанным в его преамбуле.

 

При таких обстоятельствах решение Управления Пенсионного фонда РФ об отказе в удовлетворении заявления Г***. о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием у нее права на дополнительные меры государственной поддержки принято в соответствии с требованиями п.1 ч.6 ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ.

 

Судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании. Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 января 2010 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Г*** – без удовлетворения.

 

председательствующий

 

судьи