УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Дело 33 –***/2010 г.
Судья К***.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 января 2010
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.,
судей
Трифоновой Т.П. и Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Сиразетдиновой
Э.Я.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной
службы исполнения наказаний России по Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда
г. Ульяновска от 30 ноября 2009 года, которым постановлено:
Иск К***
удовлетворить частично:
- обязать Управление
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области включить К*** в
сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» на 2010 год по УФСИН России по Ульяновской области с последующей
выдачей сертификата;
- в удовлетворении
требований о взыскании с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по
Ульяновской области в пользу К*** компенсации морального вреда в сумме
10 000 руб. – отказать.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
К***. обратился в
суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению
Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области о
включении в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством» на 2010 год по УФСИН России по
Ульяновской области, возложении обязанности выдать жилищный сертификат и компенсации
морального вреда.
Иск мотивирован тем,
что он являлся сотрудником учреждения ФБУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской
области с 28.08.1996г. по 11.09.2008г., уволен со службы по ст.58 п. «з»
Положения о службе в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию
здоровья). 09.07.2003г. по месту работы он был поставлен на учет в качестве
нуждающегося в улучшении жилищных условий. После увольнения им было подано
заявление на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы
«Жилище» на 2002-2010 годы». На заседании ЖБК ФБУ ИК-*** от 06.07.2009г. был
утвержден список граждан-участников указанной подпрограммы от данного
учреждения, в который был включен и он. Однако затем на заседании ЖБК УФСИН
России по Ульяновской области 23.07.2009г. решение вопроса о его включении в
список граждан-участников данной подпрограммы на 2010 год от УФСИН России по
Ульяновской области было отложено до представления им в срок до 28.07.2009г.
дополнительных документов: техпаспорта на старую и новую квартиры, договора о
продаже старой и покупке новой квартиры, справки формы 8 и лицевого счета,
справки из БТИ и УФРС на всех членов семьи, свидетельства о браке его сына,
техпаспорта на квартиру снохи, а также других документов в отношении снохи и
квартиры, в которой она зарегистрирована. Ранее предоставления указанных
документов в жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-*** у него не требовали. Поскольку
в столь короткий срок он не смог физически получить и представить ответчику
данные документы, 28.07.2009г. на заседании ЖБК УФСИН России по Ульяновской
области было принято решение об отказе во включении его в список
граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на
2010г. по УФСИН России Ульяновской области. Данный отказ истец считает
незаконным, в связи с чем просил суд обязать ответчика включить его в список
граждан-участников указанной подпрограммы на 2010 год, выдать ему жилищный
сертификат и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000
руб.
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной
жалобе УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда.
Указывает при этом, что в соответствии с
пунктом «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно статье 4 Закона
Ульяновской области от 27.04.06г. №49-30 ежегодно с 1 января по 1 апреля уполномоченный
орган проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В случае, если за истекший период не произошло изменений в ранее представленных
сведениях, гражданин подтверждает это соответствующей распиской о неизменности
ранее представленных сведений. В
случае, если произошли
изменения, гражданин обязан
представить документы, подтверждающие произошедшие изменения.
Уполномоченный орган осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина
к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, с учетом представленных документов.
Ежегодно К***
подавал рапорт на имя председателя ЖБК о том, что изменения в обеспечении жилой
площадью у него и членов его семьи не происходили. Такой же рапорт был подан им
16.04.2009 г. При этом К***. не поставил ЖБК в известность о том, что
29.03.2008г. его сын ***А. вступил в
брак. Вместе с тем данный факт мог повлиять на изменение параметров расчета
нуждаемости К***. в площади жилого помещения, соответственно на возможность его
участия в подпрограмме на право получения жилищного сертификата.
Жилищно-бытовой
комиссией УФСИН России по Ульяновской области был сделан верный вывод о том,
что документы, представленные в учетном деле К***., не позволяют всестороннее и
объективно рассмотреть вопрос о правомерности его нахождения на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В случае
обеспеченности супруги сына К***. жилой площадью в размере, превышающем
установленную государством норму положенности на человека, сын истца считался
бы обеспеченным жилой площадью и расчет
нуждаемости К***. в площади жилого помещения мог бы производиться иным
способом. С учетом того, что К*** писал
рапорт на включение его в список участников подпрограммы «на недостающую
площадь», то есть без сдачи уже имеющегося жилья при получении сертификата, то
для предоставления сертификата недостающая площадь должна быть не менее 18
метров. На основании имевшихся в учетном деле К***. документов ЖБК УФСИН России
по Ульяновской области не могла сделать вывод о возможности участия К***. в
программе на предоставление государственного жилищного сертификата на получение
жилья. Поскольку истцом не были представлены все необходимые документы,
предусмотренные Законом Ульяновск области от 27.04.2006г. № 49-ЗО, он сам лишил
себя возможности участия в подпрограмме
в 2010 году.
В возражениях на
кассационную жалобу К***. просит оставить решение суда без изменения, считая
его законным и обоснованным. Указывает при этом, что все документы,
предусмотренные законодательством, были им представлены своевременно. Для предоставления дополнительных документов
в период с момента подачи им в марте 2009 года рапорта на участие в
программе, до 01.07.2009 года было
достаточно времени. Однако ответчик своевременно не предупредил его о
необходимости предоставления указанных документов.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав
пояснения представителя УФСИН России по Ульяновской области Д***., поддержавшей
доводы кассационной жалобы, пояснения К***. об оставлении решения уда без
изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверят законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что К***. с составом семьи 3 человека: жена, сунн ***.А. и
дочь *** Е.***. с 09.07.2003 года состоит в очереди по ФБУ ИК-*** УФСИН России
по Ульяновской области на улучшение жилищных условий.
Постановлением Правительства
РФ от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках
реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В соответствии с п. 5 вышеуказанных правил К***.,
как бывший сотрудник УФСИН России по Ульяновской области, уволенный со службы
по состоянию здоровья, имеющий общую продолжительность службы в календарном
исчислении более 10 лет и состоящий
после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий в
федеральном органе исполнительной власти, имеет право на участие в подпрограмме
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы
«Жилище» на 2002-2010 годы».
Перечень документов,
необходимых для участия в подпрограмме, предусмотрен п. 19 Правил: рапорт,
справка об общей продолжительности службы; выписка из приказа об увольнении со
службы с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных со службы и
состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий
в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия
финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению
жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Аналогичный перечень
документов предусмотрен и Инструкцией о порядке формирования списков
получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи
сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством – федеральной целевой
программой «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе», утвержденной
Приказом Министерства юстиции РФ, Федеральной службой исполнения наказания от 4
июня 2007 г. № 287.
Согласно п. 8
указанной Инструкции должностными лицами
совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением
учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления,
организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их
участие в подпрограмме.
По результатам
проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число
граждан - участников подпрограммы.
О принятом решении
гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного
решения. При этом если гражданину отказано во включении в число участников
подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.
В соответствии с п.
13 Инструкции для включения в список граждан, изъявивших желание получить
сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1
января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение
или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении
сертификата в планируемом году согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
Должностными лицами
совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного
территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан,
изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется
список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.
Рассмотрев документы
К***., жилищно-бытовая комиссия ФБУ ИК-*** своим протоколом от 06.07.2009 года
утвердила список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством на 2010 год», в который вошел и К***.
В соответствии с п.
14-16 Инструкции список, утвержденный начальником подразделения и заверенный
оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные
дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в
территориальный орган УИС.
На основании
представленных списков граждан - участников подпрограммы соответствующими
службами территориального органа УИС в 10-дневный срок рассматриваются
представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан
- участников подпрограммы в указанные списки.
При этом сведения,
послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы,
подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости от учреждения
(органа) УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, дополнительных
документов.
По результатам
рассмотрения принимается решение о включении граждан в состав участников
подпрограммы по территориальному органу УИС, о чем делается соответствующая
выписка из протокола органа по учету и распределению жилья, утвержденная
начальником территориального органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати,
и организуется работа по составлению сводного списка.
Один экземпляр
сводного списка граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме на
планируемый год, до 10 сентября, предшествующего планируемому, направляется в
Федеральную службу исполнения наказаний, второй экземпляр хранится в
территориальном органе УИС.
На заседании ЖБК
УФСИН России по Ульяновской области от 23.07.2009 года рассмотрение вопроса о
правомерности включения К***. в состав участников подпрограммы было отложено. К***.
было предложено в срок до 28.07.2009 года представить пакет дополнительных
документов: сведения об отчуждении квартиры по пр. Л*** ***, сведения о наличии
или отсутствии в собственности у К***. и членов его семьи жилых помещений за
период с 2005 года по настоящее время, сведения об обеспеченности жильем членов семьи сына К***. – ***.А.
Поскольку в предоставленный К***. срок он объективно не смог представить все
запрошенные от него документы, на заседании ЖБК УФСИН России по Ульяновской области
28.07.2009 года было принято решение в соответствии с п. 22 Правил выпуска и
реализации государственных жилищных сертификатов…», утв. Постановлением
Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года, отказать К***. во включении в список
граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2010 год
(несоотвествие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте
пункта 5 Правил).
Вместе с тем в ходе
рассмотрения дела сторонами не отрицалось, что все запрошенные документы были
представлены К***. в начале августа 2009 года. Правомерность нахождения К***. в
списке на участие в подпрограмме ответчиком не оспаривается.
При рассмотрении
дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о возложении на
ответчика обязанноси включить К***. в список участников подпрограммы.
Пункт 22 Правил, на
который сослалось УФСИН России по Ульяновской области при принятии решения об
отказе во включении К***. в список участников подпрограммы, предусматривает
основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы. В частности: несоответствие гражданина требованиям,
указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление
или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация
ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты
за счет средств федерального бюджета. Вместе
с тем ни одно из
вышеперечисленных оснований не применимо к К***. Он относится к категории граждан, указанных в
п. 5 Правил. Все документы, предусмотренные п. 19 Правил, были им представлены.
Недостоверности сведений в представленных К*** документах, выявлено не
было. Ранее он не реализовал право на
улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств
федерального бюджета.
То обстоятельство,
что УФСИН России по Ульяновской области затребовало от К***. дополнительные
документы для проверки возможности его участия в подпрограмме, предоставив ему
заведомо недостаточный срок для представления указанных документов, и,
соответственно, непредставление К***. этих документов в установленный срок, не
может служить основанием для отказа во
включении его в список граждан-участников подпрограммы на 2010 год.
Ссылки УФСИН России
по Ульяновской области на положения Закона Ульяновской области от
6 мая 2006 года № 49-ЗО являются несостоятельными. Данный
закон регламентирует порядок ведения органами местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В настоящем
процессе рассматривается вопрос о возможности включения К***. в число
граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на
2010г. по УФСИН России Ульяновской области. Данный вопрос регламентирован
специальным законодательством.
С учетом того, что
при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и
процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана
верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по
доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 30 ноября 2009 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России
по Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: