УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья М***. Дело №33-***/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2010
года г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Гурьяновой О.В., Казаковой М.В.,
при секретаре Высоцкой
А.В.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Департамента социальной защиты населения Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 30
ноября 2009 года, по которому
постановлено:
Исковые требования В***
удовлетворить.
Признать отказ
Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в выдаче свидетельства о предоставлении
социальной выплаты на приобретение жилья инвалидам детства незаконным.
Обязать Департамент
социальной защиты населения Ульяновской области предоставить В*** социальную
выплату на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства
Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры
социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в
Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Заслушав судьи
Гурьяновой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В***. обратилась в
суд с уточненными исковыми требованиями к Департаменту социальной защиты населения
Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о предоставлении
социальной выплаты на приобретение жилья инвалидам детства и
возложении обязанности
предоставить социальную выплату
на приобретение жилья.
В обоснование
требований указала, что она с 1991 года
состоит в очереди на получение жилья с составом
семьи из четырех человек с учетом
льгот по инвалидности, так как является инвалидом детства 2 группы по общему
заболеванию. В настоящее время проживает по адресу: г.Ульяновск, ул. *** П***,
д.***, кв.*** в однокомнатной квартире общей площадью 32,24 кв.м, жилой
площадью 16,94 кв.м. В квартире
кроме неё зарегистрированы
её бывший муж ***С. и
двое их сыновей -
*** А.***., 1981 года рождения,
и ***Н., 1986 года рождения. В
2008 году данная квартира
была приватизирована и
перешла в общую
долевую собственность ей (истице)
и ***.С., дети от
участия в приватизации
отказались. В июле 2009 года она
обратилась в Департамент социальной
защиты населения с
заявлением о предоставлении ей,
как инвалиду, социальной выплаты
на приобретение жилья. 06
августа 2009 года
на заседании рабочей
группы по вопросам
обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и
семей, имеющих детей-инвалидов, ей
было отказано в
предоставлении субсидии на
приобретение жилья со
ссылкой на то, что
она жильем обеспечена, поскольку является
собственником ½ доли
квартиры, что соответствует
16,1 кв.м общей площади
и 8,4 кв.м
жилой площади.
С данным
решением она не
согласна, поскольку ею жилищные
условия после приватизации
квартиры не улучшились, она до
настоящего времени состоит
в очереди на
улучшение жилищных условий.
Судом постановлено
вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Департамент социальной защиты населения Ульяновской области не
соглашается с решением
суда, просит его отменить
и постановить по делу
новое решение об
отказе В***. в
иске. При этом указывает, что в соответствии с постановлением
Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме
предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных
категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления жилых
помещений» мера государственной поддержки по обеспечению жильем отдельных
категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных
условий в органах местного самоуправления по месту жительства до 01 марта 2005
года, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в
собственность. Поскольку истица является
собственником ½ доли квартиры и
на неё
приходится 16,1 кв. м общей
площади и 8,4 кв. м. жилой площади, Департамент
обоснованно отказал ей
в предоставлении социальной выплаты на
приобретение жилья, поскольку
она жильем обеспечена. Считает, что при
этом права В***.
нарушены не были.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, выслушав пояснения В***., полагавшей решение
суда законным, судебная
коллегия не находит
оснований к отмене решения
суда.
В соответствии
со ст. 347 ГПК РФ
судебная коллегия проверяет
законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя
из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов
дела следует, что истица
В***., ***.10.1953 года рождения, является инвалидом 2 группы по общему
заболеванию.
В ходе
судебного разбирательства также
установлено, истица с
10.06.1991 года состоит
в очереди на
получение жилой площади
с составом семьи
4 человека с учетом льгот
по инвалидности в
администрации Заволжского района.
Согласно справке
формы № 8 истица
проживает и зарегистрирована в однокомнатной квартире общей
площадью 32,24 кв.м, жилой – 16,94 кв.м, расположенной по
адресу: г.Ульяновск, ул. *** П***,
***. В
указанной квартире, кроме неё
зарегистрированы её бывший
муж ***.С., сын *** А.***., 1981 года рождения, и сын ***.Н.,
1986 года рождения.
Из материалов
дела также следует, что
данная квартира находится
в общей долевой
собственности ***.С. и В***.(
по ½ доле) на
основании договора передачи жилой
площади граждан от
06.11.2007 г. (приватизации).
Согласно ст. 17
Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в
улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми
помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет
средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005
года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного
Федерального закона.
Указанной нормой
предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти
субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной
поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по
обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на
реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной
поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций,
образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Форма предоставления
указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами
субъекта Российской Федерации.
В целях реализации
меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов,
инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных
условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, на основании требований
Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006
г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной
поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской
области и порядке предоставления им жилых помещений».
Согласно названному
Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих,
инвалиды.
Социальная выплата
на приобретение жилья предоставляется инвалидам, ветеранам и семьям, имеющим
детей-инвалидов, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в
установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного
самоуправления до 1 января 2005 года.
Право на получение
социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной
выплаты.
Отказывая в
предоставлении истице социальной
выплаты на приобретение
жилья, Департамент
социальной защиты населения
пришел к выводу
о том, что в
результате приватизации квартиры
В***. перестала быть
нуждающейся в улучшении
жилищных условий.
Суд первой
инстанции обоснованно не согласился
с указанным выводом
и удовлетворил заявленные истицей
требования.
Из материалов
дела следует, что
истица в установленном законом порядке
признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит в
соответствующей очереди с составом
семьи 4 человека
с 10.06.1991 года
В соответствии со ст.
6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введение в
действие Жилищного кодекса
Российской Федерации» граждане, принятые на
учет до 1 марта 2005 года в целях
последующего предоставления им
жилых помещений по
договорам социального найма, сохраняют право
состоять на данном учете
до получения им
жилых помещений по договорам
социального найма. Указанные граждане
снимаются с данного
учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1
статьи 56 Жилищного кодекса
Российской Федерации, а также
в случае утраты
ими оснований, которые до введения
в действие Жилищного
кодекса Российской
Федерации давали им право
на получение жилых помещений
по договорам социального найма. Указанным гражданам
жилые помещения по
договорам социального найма
предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным
кодексом Российской Федерации,
с учетом положений
настоящей статьи.
В соответствии
с п.2 ч.1 ст. 51
ЖК РФ нуждающимися
признаются граждане, обеспеченные
общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст.
50 ЖК
РФ), являющиеся нанимателями
жилых помещений по
договору социального найма
либо собственниками жилья,
а также члены семей
нанимателей и собственников.
Из материалов дела
следует, что приходящаяся на
каждого члена семьи В***.
площадь не превышает
учетной нормы, установленной решением
Ульяновской городской Думы №
136 от 13.07.2005 года
в размере 12 кв.м. общей
площади.
Суд первой
инстанции пришел к правильному
выводу о том, что
с приватизацией указанной
квартиры приходящаяся на каждого
члена семьи В***. доля
общей площади не изменилась,
В***. не перестала
быть нуждающейся в
улучшении жилищных условий,
и обоснованно возложил
на Департамент обязанность
по предоставлению В***.
социальной выплаты на
приобретение жилья.
Доводы кассационной
жалобы о том, что на долю В***.
приходится 16,1 кв.м.
общей площади, являются
несостоятельными.
Из материалов
дела следует, что общая
площадь квартиры, в которой
проживает В***., составляет 32,24
кв.м, жилая - 16,94 кв.м.
В указанной квартире
зарегистрированы и проживают
четыре человека: собственники
квартиры ***.С. и В***.
и их
совершеннолетние дети *** А.***.,
1981 года рождения, и ***.Н. 1986 года
рождения.
В соответствии с ч. 2 ст. 31
ЖК РФ члены
семьи собственника жилого помещения имеют
право пользования данным
жилым помещением наравне
с его собственником.
Согласно ст. 19 Федерального Закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении
в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации»
право пользования жилым
помещением в указанной квартире
сохраняется за *** А.***
и ***Н. как за
лицами, давшими свое
согласие на приватизацию
данной квартиры.
Данное право
пользования жилым помещением
сохраняется за ними и
при переходе права
собственности на жилое
помещение к другому
лицу.
При таких
обстоятельствах суд первой
инстанции пришел к
правильному выводу о
том, что в связи с приватизацией спорной
квартиры члены семьи
В***. не утратили
своего права пользования жилым
помещением в этой
квартире, в связи с
чем приходящаяся на
каждого члена семьи
площадь не изменилась, а поэтому В***.
не утратила оснований,
дающих право состоять
на учете в
качестве нуждающихся в жилых
помещениях.
В ходе
судебного разбирательства ответчиком
не оспаривалось то обстоятельство, что до
настоящего времени В***.
состоит в очереди
нуждающихся в улучшении
жилищных условий.
В силу
изложенного, решение суда является
правильным и отмене
по доводам кассационной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361
ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска
от 30 ноября 2009
года оставить без изменения,
а кассационную жалобу Департамента социальной защиты
населения Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи