УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-*** /2010
год
Судья Ч***.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 января 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Гурьяновой О.В., Казаковой М.В.,
при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное
учреждение) в Железнодорожном районе на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 03
декабря 2009 года, по которому судом постановлено:
Исковые требования Ш***
удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в
Железнодорожном районе г. Ульяновска произвести Ш*** перерасчет ежемесячной
денежной выплаты исходя из размера, установленного для участников Великой Отечественной
войны, с 04.04.2007 года.
Заслушав доклад
судьи Гурьяновой О.В., судебная
коллегия
у с т а н о в и л а :
Ш***. обратилась в
суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(Государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска о возложении обязанности произвести перерасчёт
ежемесячной денежной выплаты с 04.04.2007 г., установленной для участников
Великой Отечественной войны.
В обоснование иска
указала, что она является матерью военнослужащего *** А.***., 1947 г.р., который проходил военную службу по
контракту и 23.12.1989 г. погиб
при исполнении обязанностей военной службы. С 23.05.1991 года она имеет право
на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен
погибших военнослужащих, и на нее в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989
г. № 313-1 распространялись льготы, установленные для участников Великой
Отечественной войны из числа военнослужащих. После внесения изменений в закон
«О ветеранах» некоторые льготы были заменены на денежные компенсации. Ей была
назначена ежемесячная денежная выплата по инвалидности 1 группы, размер данной
выплаты значительно ниже, чем ЕДВ участникам ВОВ.
Рассмотрев спор, суд
постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в
Железнодорожном районе г. Ульяновска
просит решение суда отменить. Считает, что решение вынесено с существенным
нарушением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что
истице не был пересмотрен размер ЕДВ в связи с Определением Конституционного
Суда от 04.04.2007 № 331-О-П, так как всех необходимых документов,
подтверждающих право Ш***. на льготы
и преимущества, установленные
законодательством для родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении
обязанностей военной службы, в деле
истицы не было, и она получала ЕДВ как инвалид 1 группы.
Полагает, что судом
необоснованно не принято во внимание, что по действующему федеральному
законодательству назначение ЕДВ, в том числе и по другому основанию,
производится, во-первых, на заявительной основе с приложением всех необходимых
документов, во-вторых, новый размер ЕДВ устанавливается только со дня подачи
заявления, но не за прошлое время. Истица за назначением ЕДВ по новому
основанию с заявлением не обращалась.
Считает, что вывод
суда о том, что в распоряжении УПФ имелись документы, подтверждающие статус
истицы как матери военнослужащего,
погибшего при исполнении обязанностей военной службы, не соответствует действительности, поскольку
в деле отсутствует справка установленной формы (извещение) о гибели
военнослужащего, выданная до 16.01.1995г.
По мнению автора
жалобы, судом не приведено нормы права, по которой органы ПФР должны проводить
работу по истребованию у получателей ЕДВ документов, дающих право на получение
ЕДВ в повышенном размере.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, выслушав пояснения
представителя истца ***.В., просившего решение
суда оставить без
изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении,
суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований истицы.
Из материалов дела
усматривается, что Ш***. является матерью военнослужащего *** А***, погибшего
23.12.1989 г. при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно
удостоверению серии *** № *** от 23.05.1991 г. Ш***. было предоставлено право
на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен
погибших военнослужащих. В соответствии с Законом СССР от 01.09.1989 № 313-1 «О
неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального
обслуживания населения» объем таких льгот и преимуществ был установлен Ш***. в
размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Согласно справке
МСЭ-2001 № *** от 23.08.2004 г. Ш***. установлена 1-я группа инвалидности по
общему заболеванию бессрочно.
В соответствии со
ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 "О неотложных мерах по
улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" на
родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения и контузии или
увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной
службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте,
распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной
войны из числа военнослужащих.
Согласно ст. 21
Федерального закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» меры социальной
поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны,
участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее -
погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего
(умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери
кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным
законодательством Российской Федерации. Независимо от нахождения на иждивении и
получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки
предоставляются родителям погибшего
(умершего).
Согласно ст. 23.1
Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной
защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки),
ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую
социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она
направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями
натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования
стабильности их юридического статуса.
Как видно из
материалов дела, с 01.01.2005 истице установлена ежемесячная денежная выплата в
соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ФЗ, как
инвалиду 1 группы, в размере 950 руб. без учета стоимости набора социальных
услуг. Согласно ст. 44 указанного Федерального закона от 22 августа 2004 года N
122-ФЗ размер ежемесячной денежной выплаты для участников Великой Отечественной
войны был установлен в размере 1050 руб. (без
учета социальной помощи
в виде набора
социальных услуг).
При таких
обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что с 01.01.2005 г. размер
социальной поддержки Ш***. как матери погибшего военнослужащего был
необоснованно снижен Управлением Пенсионного фонда РФ.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от
04.04.2007 № 331-О-П,
Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения
и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные
для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на
родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной
службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому
статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с
принятием Федерального закона "О ветеранах", не пересматривались и не
подвергались сомнению компетентными государственными органами, что
основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного
Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года),
согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты
ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и
законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной
замены.
Поэтому
предусмотренные взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных
гарантий компенсации в денежном выражении должны обеспечивать лицам, признанным
законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности
располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме,
сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в
натуральной форме.
Правовая позиция,
выраженная в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 г. № 313-О-П,
имеет общее значение, поэтому указанные правовые нормы не могут истолковываться
и применяться вопреки их конституционно-правовому смыслу, выявленному
Конституционным Судом Российской Федерации, во избежание нарушения прав и
свобод граждан.
Судебная коллегия
считает, что в силу изложенного суд первой инстанции пришел к правильному
выводу о необходимости перерасчета истице ЕДВ с 04.04.2007г., исходя из
размера, установленного для участников Великой Отечественной войны.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными и
не могут повлечь отмену решения суда.
Довод жалобы о том, что у пенсионного фонда не имелось необходимых документов,
подтверждающих право Ш***. на льготы и преимущества, установленные
законодательством для родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении
обязанностей военной службы, судебной коллегией отклоняется.
Судом первой инстанции бесспорно установлено, что согласно
удостоверению серии *** № *** от 17.02.1994 г. Ш***. с 01.03.1994 г. была
назначена пенсия по случаю потери кормильца как матери погибшего военнослужащего
*** А***. Получение указанной пенсии также подтверждается справкой военного
комиссариата Ульяновской области от 14.03.2000 года, имеющейся в материалах
пенсионного дела Ш***.
Доказательств того, что имеющихся в материалах пенсионного дела Ш***.
документов было недостаточно для перерасчета размера ЕДВ в соответствии с
изменениями в законодательстве, ответчиком при разрешении спора представлено не
было.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения в суде первой
инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, которая сомнений в
своей правильности не вызывает.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой. Материальный и процессуальный закон
применен правильно.
Решение суда является
законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь
ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 03 декабря 2009 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации (Государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи