Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перерасчет ежемесячной денежной выплаты матери погибшего военнослужащего
Документ от 12.01.2010, опубликован на сайте 03.02.2010 под номером 14982, 2-я гражданская, о перерасчете пенсии, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-*** /2010 год                                                                     Судья Ч***.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

12 января  2010 года                                                                                           г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:  председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Гурьяновой О.В.,   Казаковой М.В.,  

при секретаре   Сиразетдиновой Э.Я.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Железнодорожном районе на решение Железнодорожного  районного суда г. Ульяновска от 03 декабря  2009 года, по которому судом  постановлено:

Исковые требования Ш***  удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска произвести Ш*** перерасчет ежемесячной денежной выплаты исходя из размера, установленного для участников Великой Отечественной войны, с 04.04.2007 года.

Заслушав доклад судьи  Гурьяновой О.В.,  судебная  коллегия

у с т а н о в и л а :

 

Ш***. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Железнодорожном районе     г. Ульяновска о  возложении обязанности произвести перерасчёт ежемесячной денежной выплаты с 04.04.2007 г., установленной для участников Великой Отечественной войны.

В обоснование иска указала, что она является матерью военнослужащего *** А.***., 1947 г.р.,   который проходил военную службу  по  контракту  и 23.12.1989 г. погиб при исполнении обязанностей военной службы. С 23.05.1991 года она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, и на нее в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. После внесения изменений в закон «О ветеранах» некоторые льготы были заменены на денежные компенсации. Ей была назначена ежемесячная денежная выплата по инвалидности 1 группы, размер данной выплаты значительно ниже, чем ЕДВ участникам ВОВ.

Рассмотрев спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.  Ульяновска просит решение суда отменить. Считает, что решение вынесено с существенным нарушением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что истице не был пересмотрен размер ЕДВ в связи с Определением Конституционного Суда от 04.04.2007 № 331-О-П, так как всех необходимых документов, подтверждающих право Ш***. на льготы  и  преимущества, установленные законодательством для родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, в  деле истицы не было, и она получала ЕДВ как инвалид 1 группы.

Полагает, что судом необоснованно не принято во внимание, что по действующему федеральному законодательству назначение ЕДВ, в том числе и по другому основанию, производится, во-первых, на заявительной основе с приложением всех необходимых документов, во-вторых, новый размер ЕДВ устанавливается только со дня подачи заявления, но не за прошлое время. Истица за назначением ЕДВ по новому основанию с заявлением не обращалась.

Считает, что вывод суда о том, что в распоряжении УПФ имелись документы, подтверждающие статус истицы  как матери военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы,  не соответствует действительности, поскольку в деле отсутствует справка установленной формы (извещение) о гибели военнослужащего, выданная до 16.01.1995г.

По мнению автора жалобы, судом не приведено нормы права, по которой органы ПФР должны проводить работу по истребованию у получателей ЕДВ документов, дающих право на получение ЕДВ в повышенном размере.

Проверив материалы дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,  выслушав  пояснения  представителя  истца   ***.В., просившего  решение  суда  оставить  без  изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований истицы.

Из материалов дела усматривается, что Ш***. является матерью военнослужащего *** А***, погибшего 23.12.1989 г. при исполнении обязанностей военной службы.

Согласно удостоверению серии *** № *** от 23.05.1991 г. Ш***. было предоставлено право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. В соответствии с Законом СССР от 01.09.1989 № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» объем таких льгот и преимуществ был установлен Ш***. в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Согласно справке МСЭ-2001 № *** от 23.08.2004 г. Ш***. установлена 1-я группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения и контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Согласно ст. 21 Федерального закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются  родителям погибшего (умершего).

Согласно ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Как видно из материалов дела, с 01.01.2005 истице установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ФЗ, как инвалиду 1 группы, в размере 950 руб. без учета стоимости набора социальных услуг. Согласно ст. 44 указанного Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ размер ежемесячной денежной выплаты для участников Великой Отечественной войны был установлен в размере 1050 руб. (без  учета  социальной  помощи   в  виде  набора  социальных  услуг).

При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что с 01.01.2005 г. размер социальной поддержки Ш***. как матери погибшего военнослужащего был необоснованно снижен Управлением Пенсионного фонда РФ.

Как указал  Конституционный Суд РФ в своем Определении от 04.04.2007       № 331-О-П,  Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Поэтому предусмотренные взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсации в денежном выражении должны обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

Правовая позиция, выраженная в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 г. № 313-О-П, имеет общее значение, поэтому указанные правовые нормы не могут истолковываться и применяться вопреки их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации, во избежание нарушения прав и свобод граждан.

Судебная коллегия считает, что в силу изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости перерасчета истице ЕДВ с 04.04.2007г., исходя из размера, установленного для участников Великой Отечественной войны.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Довод жалобы о том, что у  пенсионного  фонда  не имелось необходимых документов, подтверждающих право Ш***. на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, судебной коллегией отклоняется.

Судом первой инстанции бесспорно установлено, что согласно удостоверению серии *** № *** от 17.02.1994 г. Ш***. с 01.03.1994 г. была назначена пенсия по случаю потери кормильца как матери погибшего военнослужащего *** А***. Получение указанной пенсии также подтверждается справкой военного комиссариата Ульяновской области от 14.03.2000 года, имеющейся в материалах пенсионного дела Ш***.

Доказательств того, что имеющихся в материалах пенсионного дела Ш***. документов было недостаточно для перерасчета размера ЕДВ в соответствии с изменениями в законодательстве, ответчиком при разрешении спора представлено не было.

Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, которая сомнений в своей  правильности не вызывает.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой. Материальный и процессуальный закон применен правильно.

Решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Железнодорожного   районного суда  г. Ульяновска от 03 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Железнодорожном районе     г. Ульяновска  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи