У Л Ь Я Н
О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2009 г.
Судья Н*** О.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 января 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Гурьяновой О.В., Казаковой М.В.,
при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.
рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе
г.Ульяновска Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска
от 30 ноября 2009 года, по которому постановлено:
исковые требования Ж***
Л*** А*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском
районе г.Ульяновска Ульяновской области включить в стаж работы для назначения
трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности период работы Ж*** Л*** А*** в должности старшей пионерской
вожатой с ***.1973г. по ***.1974г. в средней школе №*** г.Ульяновска.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском
районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Ж*** Л*** А*** трудовую
пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с
10.09.2009г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Ж*** Л.А. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской
области об обязании включить в стаж работы для назначения трудовой пенсии по
старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы в
должности старшей пионерской вожатой с ***.1973г. по ***.1974г. в средней школе
№*** г.Ульяновска; обязании назначить трудовую пенсию по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности с 10.09.2009г.
В обоснование иска
указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных
прав граждан от 25.09.2009г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа,
дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно
решению, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, вышеуказанный период
работы засчитан не был. Однако, как указывала истица, работа старшей
пионервожатой непосредственно связана с работой с детьми в учебное и
каникулярное время, проводится в тесном контакте с педагогическим коллективом
школы.
Разрешив по существу
заявленные истицей требования, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска, не соглашаясь с решением
суда, просит его отменить, как
вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального
права. В обоснование доводов жалобы указывает, что
при вынесении решения в части включения в стаж истицы периода работы в
должности старшей пионервожатой суд применил закон, не подлежащий применению, -
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу
лет работника просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». При этом суд
не принял во внимание, что истица работала в должности старшей пионервожатой в
период действия указанного постановления, которое предусматривало при наличии
определенных условий возможность включения в льготный стаж работы в должности
штатных пионервожатых в школах. Полагает, что, поскольку
право на пенсию возникло у истицы в период, когда Постановление Совмина СССР от
17.12.1959г. №1397 было отменено, у суда не было оснований для включения
данного периода в специальный стаж. Кроме этого, судом не было принято во
внимание, что условия назначения пенсии по данному постановлению были менее
благоприятными, чем по действующему в настоящее время законодательству.
Применение названного постановления могло бы иметь место, если бы до конца его
действия (01.10.1993г.) истица отработала бы весь предусмотренный законом
25-летний стаж, а также имела б не мене 2/3 стажа работы в должностях и
учреждениях, предусмотренных основным Списком. Суд неправильно истолковал
Постановление Конституционного Суда РФ, признавшего неконституционным п.«а»
ст.12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от
20.11.1990 № 340-1, и не принял во внимание содержание Постановления Минтруда
РФ №70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в
соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации».
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, заслушав пояснения Ж*** Л.А.,
судебная коллегия не
находит оснований для
отмены решения суда.
В силу ст.347 ГПК РФ судебная коллегия
проверяет законность и обоснованность
решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Статья 39
Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Как усматривается из
материалов дела, ответчиком было отказано в зачете в льготный стаж Ж*** Л.А.
периода работы в должности старшей пионерской вожатой с ***.1973г. по ***.1974г.
в средней школе №*** г.Ульяновска по тем основаниям, что данная должность не
предусмотрена ни Списком должностей и учреждений, работа в которых
засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, ни Списком должностей,
работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет
в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,
утвержденным постановлением Правительства РФ 22.09.1999 №1067, ни Списком
профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных
пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от
06.09.1991 №463.
Однако позиция ГУ
УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска не основана на требованиях закона.
В соответствии с
п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо
от их возраста.
В силу п.2 данной нормы, Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления
периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Во исполнение
указанного положения Закона, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года
№781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449) утверждены
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в
соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей. Названным Списком
должность пионервожатой не предусмотрена, не была эта должность предусмотрена и
нормативными актами, действовавшими до 01.01.2002г., которые принимались в соответствии
с Законом РФ от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Между тем судом обоснованно было принято во внимание,
что на момент исполнения Ж*** Л.А. обязанностей старшей пионервожатой действовало
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета
Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Пунктом 2 данного
Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников
просвещения засчитывается, в числе прочих, работа в училищах, школах,
пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В силу п.4
Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы
по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для
назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях,
организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право
на пенсию за выслугу лет.
Учитывая, что действующим в спорный период
законодательством предусматривалось включение периодов работы в должности
старшей пионервожатой в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой
пенсии по старости, а также факт замещения истицей штатной должности старшей
пионерской вожатой в средней школе №*** г.Ульяновска и наличие у нее не менее
2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным выше
Положением, законность и обоснованность вывода суда о необходимости
удовлетворения исковых требований Ж*** Л.А. не вызывает сомнений. Доводы кассационной
жалобы в данной части являются не состоятельными.
Следует признать убедительной и ссылку районного
суда на правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от
29.01.2004г. №2-П, согласно которой в
отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового
регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с
условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на
момент приобретения права.
Само по себе придание обратной силы закону,
ухудшающему положение граждан и означающему
по существу отмену для этих лиц
права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим
законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо
с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57
Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных
условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип
поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который
предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и
недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а
также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в
частности, посредством установления временного регулирования) в течение
некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим
связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего
законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано
(Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001г. №8-П).
Иное толкование и применение пенсионного
законодательства к возникшим между сторонами правоотношениям повлекло бы
ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение и
соответственно нарушение положений ст.ст.19, 39 и 55 Конституции Российской
Федерации.
Доводы кассационной
жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и служить
основанием для отмены состоявшегося судебного постановления не могут.
С учетом изложенного,
решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения
кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 30 ноября
2009 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновске – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи