Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
Документ от 12.01.2010, опубликован на сайте 21.01.2010 под номером 14871, 2-я гражданская, об обязании назначения досрочной трудовой пенсии по старости, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Н*** О.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 января 2010 года                                                             г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей                                  Гурьяновой О.В., Казаковой М.В.,

при секретаре                    Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 ноября 2009 года, по которому постановлено:

исковые требования Ж*** Л*** А*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области включить в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы Ж*** Л*** А*** в должности старшей пионерской вожатой с ***.1973г. по ***.1974г. в средней школе №*** г.Ульяновска.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Ж*** Л*** А*** трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 10.09.2009г.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Ж*** Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области об обязании включить в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы в должности старшей пионерской вожатой с ***.1973г. по ***.1974г. в средней школе №*** г.Ульяновска; обязании назначить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 10.09.2009г.

В обоснование иска указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.09.2009г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно решению, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, вышеуказанный период работы засчитан не был. Однако, как указывала истица, работа старшей пионервожатой непосредственно связана с работой с детьми в учебное и каникулярное время, проводится в тесном контакте с педагогическим коллективом школы.

Разрешив по существу заявленные истицей требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить,  как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении решения в части включения в стаж истицы периода работы в должности старшей пионервожатой суд применил закон, не подлежащий применению, - Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работника просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». При этом суд не принял во внимание, что истица работала в должности старшей пионервожатой в период действия указанного постановления, которое предусматривало при наличии определенных условий возможность включения в льготный стаж работы в должности штатных пионервожатых в школах. Полагает,  что,  поскольку право на пенсию возникло у истицы в период, когда Постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397 было отменено, у суда не было оснований для включения данного периода в специальный стаж. Кроме этого, судом не было принято во внимание, что условия назначения пенсии по данному постановлению были менее благоприятными, чем по действующему в настоящее время законодательству. Применение названного постановления могло бы иметь место, если бы до конца его действия (01.10.1993г.) истица отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж, а также имела б не мене 2/3 стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных основным Списком. Суд неправильно истолковал Постановление Конституционного Суда РФ, признавшего неконституционным п.«а» ст.12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1, и не принял во внимание содержание Постановления Минтруда РФ №70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Проверив  материалы  дела, обсудив  доводы  кассационной  жалобы, заслушав пояснения Ж*** Л.А.,  судебная  коллегия  не  находит  оснований  для  отмены  решения  суда.

В  силу ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как усматривается из материалов дела, ответчиком было отказано в зачете в льготный стаж Ж*** Л.А. периода работы в должности старшей пионерской вожатой с ***.1973г. по ***.1974г. в средней школе №*** г.Ульяновска по тем основаниям, что данная должность не предусмотрена ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ 22.09.1999 №1067, ни Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463.

Однако позиция ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска не основана на требованиях закона.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п.2 данной нормы, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии  утверждаются Правительством РФ.

Во исполнение указанного положения Закона, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Названным Списком должность пионервожатой не предусмотрена, не была эта должность предусмотрена и нормативными актами, действовавшими до 01.01.2002г., которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Между тем  судом обоснованно было принято во внимание, что на момент исполнения Ж*** Л.А. обязанностей старшей пионервожатой действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Пунктом 2 данного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в числе прочих, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В силу п.4 Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Учитывая, что действующим в спорный период законодательством предусматривалось включение периодов работы в должности старшей пионервожатой в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а также факт замещения истицей штатной должности старшей пионерской вожатой в средней школе №*** г.Ульяновска и наличие у нее не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным выше Положением, законность и обоснованность вывода суда о необходимости удовлетворения исковых требований Ж*** Л.А.  не вызывает сомнений. Доводы кассационной жалобы в данной части являются не состоятельными.

Следует признать убедительной и ссылку районного суда на правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, согласно которой  в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Само по себе придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему  по существу  отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку  по смыслу указанных конституционных положений  изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001г. №8-П).

 

Иное толкование и применение пенсионного законодательства к возникшим между сторонами правоотношениям повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение и соответственно нарушение положений ст.ст.19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и служить основанием для отмены состоявшегося судебного постановления не могут.

С учетом изложенного, решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 30 ноября 2009  года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновске – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи