Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о восстановлении сотрудника УФСИН в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и выдаче жилищного сертификата
Документ от 08.12.2009, опубликован на сайте 18.12.2009 под номером 14322, 2-я гражданская, о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,выдаче жилищного сертификата, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д                                                                                                       

 

Дело №33-***/2009                                                              Судья Б*** Н.В.

 

О П Р Е Д  Е Л Е Н И Е

 

08 декабря 2009 года                                                                                     г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Кинчаровой О.Е., Костюниной Н.В.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 08 октября 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования П*** удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области восстановить П*** на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий аппарата ФБУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области с составом семьи из четырех человек.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области предоставить П*** на состав семьи четыре человека: П*** Л*** Х***, П*** А*** Д*** и П*** С*** Д*** в порядке очередности жилищный сертификат для получения в 2010 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 72кв.м за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

П*** обратился в суд с иском  к УФСИН по Ульяновской области о восстановлении его и членов семьи в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче жилищного сертификата в 2010 году.

В обосновании иска указал, что в период с ***года по ***года проходил службу на должностях среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе РФ. С ***года уволен по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет составляет 15лет 9мес. 23дн., в льготном исчислении 21год 4 мес.17 дн.

Решением жилищно-бытовой комиссии УИН Минюста России по Ульяновской области от ***года был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

***года решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-*** его поставили в очередь ФБУ ИК-*** нуждающихся в улучшении жилищных условий с ***года в связи с переводом к новому месту работы.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-*** УФСИН России от ***года он включен в список на выделение государственных жилищных сертификатов в 2009году в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

По решению жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области от ***года его исключили из списков очередников ФБУ ИК-*** и из списков на выделение государственных жилищных сертификатов в 2010году. Данное решение считает незаконным, поскольку  до настоящего времени ни он, ни члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений, проживают на условиях коммерческого найма в квартире по пр.У***, ***166 г.Ульяновска.

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе УФСИН России по Ульяновской области просит  решение отменить, указывая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом не правильно истолкован закон. Полагает, что надлежащим ответчиком по иску П***. в части восстановления истца в очереди на улучшение жилищных условий является ФБУ ИК-***. На момент постановки истца в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий он проживал и был зарегистрирован в квартире по пр.У***, ***93 г.Ульяновска, принадлежащей на праве собственности его сестре, был вселен в данную квартиру как член семьи, договор найма с ним на тот момент не заключался. Супруга П*** была зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: г.Ульяновск, бульвар Ф***, ***, являлась членом семьи нанимателя. Соответственно, истец и его супруга на момент постановки на учет были обеспечены жилой площадью свыше 8кв.м. на постоянной основе. С ***года П***вы зарегистрировались в квартире по пр.У***, ***166 г.Ульяновска, принадлежащей на праве собственности сестре истца, заключив с ней договор найма. Поскольку П***вы ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет, то есть до ***года, истец не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. С момента вступления в силу ЖК РФ учреждения ФСИН прекратили постановку сотрудников на очередь. Соответственно, после ***года истец не мог быть поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

В возражениях на кассационную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя УФСИН России по Ульяновской области М***., поддержавшего требования и доводы, изложенные в жалобе, истца и его представителя И***., возражавших против удовлетворения жалобы,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ст.ст.12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Указом Президента РФ № 825 от 28 июня 1999 года «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем сотрудников увольняемых и уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительством Российской Федерации были приняты постановление от 17.09.2001 № 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы» и постановление от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года (далее – Правила).

В соответствии с п.2 Правил государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

В соответствии с п. 5 абз.6 Правил сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), имеют право на участие в подпрограмме и соответственно получение государственных жилищных сертификатов.

Как следует из представленных материалов, П***. в период с ***года по ***года проходил службу на должностях среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе РФ. С ***года уволен по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет составляет 15лет 9мес.23дн., в льготном исчислении 21год 4 мес.17 дн.

В соответствии с п.6 «а» Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от *** N ***, П***. решением жилищно-бытовой комиссии УИН МЮ РФ по Ульяновской области от ***года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года (л.д.177).

Решением жилищно-бытовой комиссии ФГУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области от ***года истец в связи с переводом на должность начальника по тылу ИК-*** был включен в список очередников данного учреждения и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с *** года (л.д.72).

Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-*** УФСИН России от ***года он с членами семьи (супруга и двое дочерей) включен в список на выделение государственных жилищных сертификатов в 2009году в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д.64-65).

***года ФБУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области утвержден список сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на ***года, под №*** в данном списке значится истец с членами семьи (л.д.192-193).

***года ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области утвержден список участников на выделение государственных жилищных сертификатов в 2010году в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы, в число участников включен П***.

Решением ЖБК УФСИН России по Ульяновской области от ***года  П***. в соответствии с п.22 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…», утвержденных Постановлением Правительства РФ №*** от ***года было отказано во включении в список граждан – участников названной подпрограммы на 2010год (несоответствии гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п.5 Правил). Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области рекомендовано рассмотреть вопрос о правомерности нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий  П*** (л.д.108-109).

По решению ЖБК ФБУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области от ***года, истец исключен из общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий данного учреждения, как необоснованно поставленный на очередь в марте 2000года.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ и давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, либо находящихся в их собственности.

В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент признания  истца  нуждающимся в улучшении жилищных условий в марте 2000 года, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, кроме указанных в этой статье случаев оставления на учете.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

Судом установлено, что на момент постановки на учет П*** проживал и был зарегистрирован в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: г.Ульяновск, пр.У***, ***93, принадлежащей на праве собственности его сестре Па*** Е.С.  Совместно с ним в этой же квартире проживала его супруга П*** Л.Х., с которой истец состоял в зарегистрированном браке с ***года.

До заключения брака П*** Л.Х. проживала со своей матерью С*** на условиях договора найма в квартире по адресу: г.Ульяновск, бульвар Ф***, ***, где была зарегистрирована с ***года по ***года.

На момент постановки истца на учет указанная квартира на основании договора приватизации от ***года была передана в собственность С***., П*** Л.Х. к тому времени из квартиры выехала, совместного хозяйства с матерью не вела, являлась членом семьи истца, с которым совместно проживала. 

С ***года по настоящее время П***. совместно с супругой проживает и зарегистрирован в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: г.Ульяновск, пр.У***,***166, принадлежащей на праве собственности его сестре Па*** Е.С.. Также в указанной квартире зарегистрированы и проживают дети П***ых: дочь А***, ***года рождения, – с ***года, и дочь С***, ***года рождения, – с ***года.

Верно оценив характер спорных правоотношений, обстоятельства вселения и проживания П***ых в квартирах №93, №166 по пр.У***, *** г.Ульяновска на условиях найма в период с ***года по настоящее время,  суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований  для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных положениями действующего жилищного законодательства, не имелось.

Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно изложены в решении суда. Оснований полагать их несостоятельными у судебной коллегии не имеется.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил требования П***., обязал ответчика восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий аппарата УФСИН России по Ульяновской области и предоставить ему на состав семьи три человека в порядке очередности жилищный сертификат для получения в 2010 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 72 кв.м за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели.

Доводы кассатора о том, что надлежащим ответчиком по иску П*** в части восстановления его в очереди на улучшение жилищных условий является ФБУ ИК-***, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года по решению жилищно-бытовой комиссии УИН МЮ РФ по Ульяновской области.

В соответствии с действующим законодательством снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

Несмотря на то, что по состоянию на ***года истец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ЖБК УФСИН России по Ульяновской области приняла решение об отказе во включении его в список граждан – участников подпрограммы на 2010год, фактически решив вопрос о правомерности постановки П*** на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно возложил обязанность по восстановлению истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий аппарата ФБУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области с составом семьи из четырех человек на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Вместе с тем  суд считает необходимым изложить абзац третий резолютивной части решения в иной редакции, исключив «Федеральную службу исполнения наказаний», поскольку в качестве соответчика ФСИН участия по делу не принимала.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 08 октября 2009 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области – без удовлетворения. 

Абзац третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции:

«Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области предоставить П*** на состав семьи четыре человека: П*** Л*** Х***, П*** А*** Д*** и П*** С*** Д*** в порядке очередности жилищный сертификат для получения в 2010 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 72кв.м за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей».

 

Председательствующий

Судьи