У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №33-***/2009
Судья Б***
В.Г.
О П Р Е Д
Е Л Е Н И Е
03 ноября 2009 года г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Маслюкова П.А.,
судей Нестеровой
Е.Б., Костюниной Н.В.,
при секретаре
Яковлевой Т.Ю.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской области на решение
Радищевского районного суда Ульяновской области от 25 сентября 2009 года, по
которому постановлено:
Исковые требования Л***
*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Радищевском районе Ульяновской области о признании права на назначение
досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Признать за Л*** ***
право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности,
обязав Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Радищевском районе Ульяновской области включить ей в специальный трудовой стаж,
дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период её
работы в качестве медицинской сестры детского сада с 17.08.1987 года по
13.02.1990 года, периоды нахождения её в отпусках по уходу за ребенком с 11.06.1988
года по 17.10.1989 года и с 31.03.1986 года по 14.08.1987 года в льготном
исчислении (из расчёта 1 год за 1 год 3 месяца) и назначить ей с учётом
указанных периодов досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к
ответчику, то есть с 13.04.2009 года.
В остальной части в
удовлетворении иска отказать.
Заслушав доклад судьи
Костюниной Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Л*** ***. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Радищевском районе Ульяновской области о признании права на досрочную пенсию по
старости с 13.04.2009 года.
В обоснование исковых
требований указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской области от
05.06.2009 года ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости
из-за отсутствия необходимого медицинского стажа. Считает данный отказ
необоснованным и незаконным, так как её специальный трудовой стаж, дающий право
на досрочное назначение трудовой пенсии старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности
на момент обращения к ответчику, на 13.04.2009 года, составил 27 лет 9 месяцев
12 дней.
Ей незаконно не включили
в трудовой стаж периоды работы в должности медицинской сестры детского сада с
17.08.1987 года по 04.02.1990 года и нахождения ее в отпуске по уходу за
ребенком до трех лет с 17.04.1999 года по 31.12.2001 года.
Разрешив по существу
заявленные по делу требования, суд постановил решение, приведённое выше.
В кассационной
жалобе ГУ УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить.
В жалобе указывает,
что право на включение в специальный стаж периода работы в
должности медицинской сестры в яслях могло быть у истицы только в том случае,
если бы на момент действия Списков от 17.12.1959г. № 1397 (т.е. до
01.01.1992г.) она отработала весь требуемый для назначения пенсии медицинский
стаж - 30 лет в соответствии с теми условиями, которые устанавливались
Постановлением №1397.
Ссылаясь на Постановления Правительства от 06.09.1991г. и от
29.10.2002г. указывает, что работа в должностях медсестры ясельной группы за
период до 01.01.1992г. подлежит включению в стаж для назначения досрочной
трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Автор жалобы указывает, что действующее законодательство относит работу
медсестры в детских яслях в целях пенсионного обеспечения к педагогической
деятельности, а не к лечебной. Суммирование педагогической и лечебной
деятельности при назначении досрочных пенсий действующим законодательством не
предусмотрено. Поскольку Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №
1397 утратило силу с 01.10.1993 г, то оно не может применяться при назначении
досрочной пенсии по закону «О трудовых пенсиях в РФ».
Полагает, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком
до достижения им возраста 1,5 лет подлежит включению в стаж, дающий право на
пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. То есть при увеличении в
дальнейшем продолжительности отпусков по уходу за ребёнком, включению в стаж
для назначения льготных пенсий подлежали только оплачиваемые отпуска.
По мнению автора жалобы, истицей не предоставлено достаточных доказательств,
подтверждающих наличие необходимого стажа для назначения ей досрочной пенсии по
старости, в связи с этим срок назначения пенсии может быть установлен судом не
ранее, чем с даты вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам,
изложенным в кассационной жалобе.
В соответствии со ст.27 п.1 п.п.20
Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального
закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и
поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и
поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Постановлением Совета Министров СССР от 17
декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства", был утвержден Перечень учреждений,
организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет,
которым были предусмотрены должность "медицинская сестра" и
наименование учреждения "детский сад".
Данное Постановление Совета Министров СССР от
17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием
постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953
"О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений
Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу
лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
В Список профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября
1991 года, действовавший с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, а также
в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением
Правительства РФ N 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся
до 29 октября 2002 года, детские сады, которые не являются
лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не
входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью
по охране здоровья населения.
В Списки работ, профессий и должностей,
специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в
связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в
Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства
РФ N 781 от 29 октября 2002 года, дошкольные детские учреждения и школы также
включены не были.
Таким образом, при исчислении стажа работы,
дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться
на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной
работы, тем самым, период работы Л*** ***. в должности медицинской сестры в
детском саду №*** р.п.Р*** с 17.08.1987года по 13.02.1990года (то есть до 1
октября 1993 года) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии.
Включая в специальный
стаж истицы периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с
11.06.1988года по 17.10.1989года, с 31.03.1986года по 14.08.1987года, суд
правильно исходил из того, что до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992
№3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР
предусматривала включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж
работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Указанное
обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Доводы кассатора о
том, что после 06.10.1992года невозможно засчитать в специальный стаж работы
истицы периоды ухода за ребенком, к рассмотрению данного дела отношения не
имеют, поскольку судом период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком
с 19.04.1999года по 04.02.2002года в специальный стаж не засчитан. В указанной
части Л*** в удовлетворении иска отказано.
Статьей 19
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено,
что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во
всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за
трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное
обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Названная норма не
содержит указания о том, что пенсия может быть назначена с момента вынесения судебного
решения по оспариванию отказа в назначении пенсии либо вступления данного
решения в законную силу.
Из материалов дела
усматривается, что с заявлением о назначении пенсии Л*** ***. обратилась в
Управление Пенсионного фонда РФ в Радищевском районе 13.04.2009 года. На момент
обращения истица имела более 25лет специального стажа для назначения досрочной
пенсии по старости. Таким образом, суд обоснованно обязал ответчика назначить
ей пенсию с 13.04.2009 года.
При этом не имеют
значения мотивы отказа пенсионного органа в назначении пенсии, поскольку из
смысла закона следует, что если гражданин докажет наличие у него необходимого
трудового стажа для назначения пенсии (в судебном или внесудебном порядке),
пенсия назначается с момента его обращения в органы пенсионного обеспечения.
Иное толкование
закона противоречило бы основополагающим принципам пенсионного обеспечения
граждан в Российской Федерации и нарушало бы установленное ст. 39 Конституции
РФ право гражданина на социальное обеспечение по возрасту.
Поэтому довод
кассационной жалобы о неправильном определении судом даты назначения
пенсии является необоснованным.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Радищевского
районного суда Ульяновской области от 25 сентября 2009 года – оставить без
изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи