Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание приказа работодателя о снижении заработной платы
Документ от 01.12.2009, опубликован на сайте 17.12.2009 под номером 13776, 2-я гражданская, о взыскании недополученных выплат стимул.характера,призн.незакон.приказа о снижении оклада по должности, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33- *** -2009 г.                                   Судья Ч*** Е.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

01 декабря  2009 года                                                                   г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей  Казаковой М.В.,  Костюниной Н.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя Ш*** – Г***, Федерального государственного учреждения среднего профессионального образования «*** техникум» на решение Ленинского районного  суда г. Ульяновска от 22 октября 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования Ш***  удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного учреждения среднего профессионального образования «*** техникум» в пользу Ш*** недоплату выплат стимулирующего характера за период с 01.01.2009 г. по 02.04.2009 г. в размере 5 400 руб., компенсацию морального вреда 500 руб., в счет возмещения оплаты услуг представителя 4 000 руб.

Признать незаконным приказ № *** от 02.09.2009 г. в части снижения  Ш***  базового оклада по профессиональным  квалификационным группам  и уровням  на период с 11.09.2009 г. по 31.12.2009 г.  ниже минимального размера оплаты труда, установленного Постановлением Правительства РФ.

В удовлетворении остальной части исковых требований  Ш***  отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ш***. обратилась в суд с иском к ФГОУ СПО «*** техникум» о взыскании недополученных выплат стимулирующего характера, признании незаконным приказа о снижении должностного оклада, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что с 1993 года работает в ФГОУ СПО «*** техникум» преподавателем  специальных дисциплин. При переходе на новую систему оплаты труда  с 01 декабря 2008 года ей была рассчитана  и выплачена заработная плата, в которую входил должностной оклад по должности и выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Несмотря на то, что обозначенная структура утверждена федеральным законодательством и имеет отражение в локальном  нормативном акте работодателя, с 01.01.2009 г. администрацией техникума, в нарушение  ч.2 ст.74 ТК РФ, было принято решение об отмене компенсационных и стимулирующих выплат. Таким образом, с января 2009 г. по настоящее время  ей не выплачивается  надбавка  за выслугу лет, заведование кабинетом и руководство цикловой комиссией. Государственной трудовой инспекцией действия администрации техникума в части отказа в указанных выплатах признаны неправомерными. Кроме того, 10.07.2009 г. она была уведомлена о снижении ставки должностного оклада с 6500 руб. до 3910 руб., сведения о начислении выплат стимулирующего и компенсационного характера в уведомлении отсутствовали. Причиной снижения оклада, по пояснениям работодателя, явилось отсутствие  денежных средств на выплату заработной платы, хотя по результатам  проверки финансового состояния  выявлено, что денежные средства  по статье  «Заработная плата» имеются в достаточном объеме. Просила взыскать с ФГОУ СПО «*** техникум» неправомерно удержанные суммы доплат за заведование кабинетом и выслугу лет за период с 01.01.2009 г. по 06.07.2009 г. в общей сумме  10 530 руб.; признать не соответствующим закону и отменить приказ № *** от 02.09.2009 г. «О введении на период с 11 сентября по 31 декабря 2009 г. новых размеров базовых окладов по профессиональным квалификационным группам и уровням» в части установления Ш***. базового оклада менее МРОТ; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Ш***. – Г***. не соглашается с решением суда в части отказа во взыскании стимулирующих надбавок за 2-й квартал 2009 года, просит его отменить. Указывает, что при переходе на новую систему оплаты труда выплаты компенсационного и стимулирующего характера  были включены в состав заработной платы. 11.02.2009 г. руководителем техникума был издан приказ об отмене выплат стимулирующего характера, однако истица, в нарушение ст. 74 ТК РФ, не была письменно предупреждена об отмене данных выплат. Устное сообщение о предстоящих изменениях  размера заработной платы на общем собрании коллектива 02.02.2009 года, которое было учтено судом при вынесении решения, трудовым  законодательством не предусмотрено, поэтому отказ во взыскании стимулирующих выплат за период с апреля по июль 2009 г. незаконен. Кроме того, на собрании было доведено до сведения работников о приостановке данных выплат только в 1-ом  квартале  2009 г., об отмене выплат во 2-м квартале текущего года она вообще не уведомлялась. Выполнение работником обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией, должно оплачиваться дополнительно, поэтому оспариваемые выплаты не могут произвольно быть отменены руководителем предприятия.

В кассационной жалобе ФГОУ СПО «*** техникум» не соглашается с решением суда в части взыскания стимулирующих надбавок за 1-й квартал 2009 года и признании незаконным снижения базового оклада истицы ниже размера МРОТ, просит его отменить. Указывает, что стимулирующие выплаты были установлены приказом руководителя техникума только на декабрь 2008 г., так как  объем финансирования на 2009 год был неизвестен. С 01.01.2009 г. решения о выплате истице денежных средств стимулирующего характера руководителем не принималось, поэтому взыскание доплат за январь-март 2009 г. неправомерно. Приказ от 11.02.2009 г. об отмене выплат стимулирующего характера в связи с отсутствием бюджетного финансирования был принят с учетом мнения Совета техникума, а также трудового коллектива на собрании 02.02.2009 г., что свидетельствует о соблюдении работодателем ст. 74 ТК РФ.  Суд неправомерно отказал в применении срока исковой давности по заявленным требованиям, так как об отмене надбавок истица узнала в феврале 2009 года, тогда как в суд обратилась спустя более трех месяцев. Принимая решение о необоснованности снижения размера оклада истицы, суд сослался на Положение об оплате труда работников техникума, однако не учел, что пункт 1.6 Положения содержит такое понятие базового оклада, которое не предусмотрено действующим законодательством. В данном пункте речь идет о размере месячной заработной платы работника, которая не может быть менее МРОТ, а не окладе истицы по новой системе оплаты труда. Возможность определения минимального оклада работника ниже МРОТ предусмотрена приказом Минфина № 120н. Выводы суда о том, что оклад истицы не может быть менее 4330 руб., противоречит указанному нормативному акту, а также коллективному договору техникума. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения Ш***., ее представителя – Г***., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах.

Из материалов дела следует, что истица Ш***. была принята на работу в ФГОУ СПО «***Т» на должность преподавателя «экономика и организация планирования»  с 12 января 1993 г. с оплатой труда по 10 разряду ЕТС, впоследствии  ей был установлен 14 разряд по ЕТС.

Техникум является федеральным образовательным учреждением, в связи с чем фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности учреждения.

05 августа 2008 года было принято Постановление Правительства РФ № ***, которым предписывалось ввести с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась ранее на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Основные условия новой системы оплаты труда  заключались в установлении  минимальных размеров окладов (ставок) работникам по соответствующим профессиональным  квалификационным группам (ПКГ),  которые должны были устанавливаться с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки.

К окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников  устанавливались выплаты компенсационного характера, предусмотренные  трудовым законодательством,  в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, а также выплаты стимулирующего характера, размеры и условия осуществления которых подлежали установлению коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии  с  вышеуказанным   Постановлением    Правительства     РФ, 

Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007г. № 605,  а также Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 818 от 29.12.2007г. «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» в ФГОУ СПО «***Т» были составлены тарификационные списки педагогических работников, подлежащие применению с 01.12.2008 г., утверждено Положение  порядке  установления стимулирующих выплат (надбавок и доплат) от 26.09.2008 г. и Положение об оплате труда работников от 27.09.2008 г.

Приказом руководителя техникума от 25.11.2008 г. № ***  введено новое штатное расписание, назначены стимулирующие выплаты работникам за счет бюджетных средств на декабрь 2008 г., в том числе за выслугу лет,  заведование кабинетом и руководство предметно-цикловой комиссией.

28.11.2008г. ответчиком был издан приказ № *** «О переходе на новую систему оплаты труда», которым приказано ввести с 01.12.2008г. новую систему оплаты труда для работников техникума, утверждены принятые комиссией размеры базовых окладов по профессиональным квалификационным группам и уровням.

В этот же день состоялось собрание трудового коллектива, на котором до работников техникума была доведена информация о новой системе оплаты труда.

01.12.2008 г. работодателем с истицей был заключен трудовой договор, согласно которому за выполнение Ш***. трудовых обязанностей установлен оклад в размере 6500 руб. за педагогическую ставку в месяц и другие выплаты стимулирующего и компенсационного характера в соответствии с Положением об оплате труда и другими локальными нормативными актами работодателя.   

Выплата заработной платы Ш***. за декабрь 2008 года была произведена  исходя из вышеуказанного оклада с учетом начисленных ей надбавок за выслугу лет и заведование кабинетом.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 818 от 29.12.2007 г. «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях  и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.  Указанные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами  в пределах фонда оплаты труда.

Приказом Министерства финансов РФ от 30.10.2008г. № 120 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в введении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации. В Примерном положении указано, что выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно Положению об оплате труда работников ФГОУ СОП «***Т» от 27.09.2008г., в техникуме были установлены выплаты стимулирующего характера, размеры которых определялись директором техникума в процентом соотношении или в абсолютных размерах к окладам (ставкам) по соответствующим профессиональным квалификационным уровням ПКГ в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Положение о порядке установления стимулирующих выплат (надбавок и доплат), принятое в ФГОУ СПО «***Т» 26.09.2008г., предусматривало, что стимулирующие надбавки и доплаты устанавливаются в техникуме приказами директора в пределах фонда оплаты труда. Директор имеет право самостоятельно или с учетом представления руководителя структурного подразделения изменить размер стимулирующей надбавки (доплаты), либо полностью отменить ее выплату при условии некачественного и несвоевременного выполнения порученного руководителем задания (работы), невыполнения нормированного задания, объема порученной работы и по  другим основаниям. При отсутствии или недостатке финансовых средств, в том числе средств федерального бюджета, по независящим от техникума причинам директор имеет  право приостановить выплаты стимулирующих надбавок и доплат либо пересмотреть их размеры на основании решения Совета техникума по согласованию с профкомом.

В данном Положении приводится перечень надбавок, среди которых указана также надбавка за заведование кабинетами.

29.01.2009 г. состоялось совместное заседание  членов Совета техникума  и комиссии по распределению стимулирующих фондов оплаты труда, на котором было постановлено отменить на 1-й квартал стимулирующие надбавки за непрерывный стаж работы, заведование предметно-цикловыми – комиссиями, заведование кабинетами, в связи с недостаточностью бюджетного финансирования на 2009 год.

02.02.2009 г. проведено собрание трудового коллектива, на котором   работникам сообщено об отмене вышеуказанных надбавок на 1-й квартал 2009 года. 

12.02.2009 г. директором техникума издан приказ № *** об отмене с 01.01.2009 года  выплат стимулирующих надбавок за непрерывный стаж работы в техникуме, заведование кабинетом и работу председателей предметно-цикловой комиссии.

Выплата стимулирующих надбавок за непрерывный стаж работы и заведование кабинетом истице прекращена с 01.01.2009 года.

Принимая решение об удовлетворении требований истицы  о взыскании с ответчика выплат стимулирующего характера за 1-й квартал 2009 года, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о том, что стимулирующие надбавки входили в систему оплаты труда истицы, в связи с чем их отмена  должна была производиться с учетом требований ст. 74 ТК РФ – предупреждением работника за 2 месяца до изменения размера оплаты труда.

Поскольку уведомление о прекращении выплат стимулирующего характера было предъявлено трудовому коллективу, в том числе истице, лишь 02.02.2009г. на общем собрании трудового коллектива, суд правомерно взыскал с ответчика в пользу Ш***. оспариваемые надбавки за период с 01.01.2009г. по 02.04.2009г., то есть с момента прекращения указанных выплат (01.01.2009г.) и  до истечения 2-х месяцев с момента уведомления.

Доводы ответчика о неправомерности взыскания данных выплат за 1-й квартал 2009 года со ссылкой на то обстоятельство, что они устанавливались руководителем техникума только на декабрь 2008 года, в силу вышеуказанных обстоятельств  на правильность принятого судом решения не влияет.

Срок исковой давности по данным требованиям судом не применен правильно, поскольку правоотношения сторон в данном случае носят длящийся характер. Кроме того,  до обращения в суд  истица обращалась по вопросу неправомерности снижения размера заработной платы в трудовую инспекцию Ульяновской области, которой в адрес руководителя выносилось предписание об устранении нарушений трудовых прав работника. При этом обращение истицы в суд последовало по истечении срока исполнения предписания директором техникума.

Доводы представителя Ш***. в той части, что стимулирующие надбавки подлежали взысканию за шесть месяцев 2009 года, поскольку об отмене надбавок на 2-й квартал 2009 года истица  работодателем не была своевременно уведомлена, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

Об изменениях размера заработной платы в связи с отменой стимулирующих надбавок за выслугу лет и заведование кабинетом Ш***. была предупреждена 02.02.2009 года, поэтому по истечении 2-хмесячного срока с момента уведомления,  в силу ст.74 ТК РФ, имела возможность прекратить трудовой договор по п.7 ст. 77 ТК РФ  в связи с изменениями его условий. Поскольку Ш***. продолжила работать в новых условиях, она фактически согласилась на изменение условий трудового договора в части оплаты ее труда. 

10 июля 2009 года в адрес Ш***. работодателем было направлено уведомление о  снижении с 11.09.2009 года  ее  оклада до 3910 руб. за педагогическую ставку в месяц, а также сообщено, что доплата до МРОТ (4330 руб.) будет производиться в установленном законом порядке. Информация о стимулирующих выплатах в уведомлении отсутствовала.

Приказом № *** от 02.09.2009 г.  о переходе на новые ПКГ утверждены принятые рабочей комиссией 9 июля 2009 г. размеры базовых окладов по профессиональным квалификационным группам и уровням  на период с 11.09.2009 г. по 31.12.2009 г.  Ш***. был установлен базовый оклад в размере 3910 руб.

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 предусмотрено, что при переходе на новую систему оплаты труда заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть  меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе  Единой тарифной сетки по оплате труда работников Федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Согласно приложению к Примерному Положению об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства Финансов РФ, по виду экономической деятельности «Образование», утвержденному Приказом Министерства финансов РФ № 120н от 30.10.2006 г.,  для  профессиональной квалификационной группы должностей работников образования, за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования,  4 квалификационного уровня, к которой относится истца, рекомендуемый размер оклада (ставки) установлен в пределах от 2 000 до 4 900 руб.

До введения новой системы оплаты труда оклад истицы, установленный  по ЕТС, составлял 3434 руб., следовательно, размер оклада истицы при переходе на новую систему оплаты труда не мог быть менее  указанной суммы.

В 2008 г.  в ФГОУ СПО «*** техникум»  был принят коллективный договор, пунктом 5.4 которого предусматривалось, что оплата труда  рабочих и служащих производится согласно Положению об оплате труда и стимулированию, принятому тем же собранием. Пунктом 1.6 Положения  об оплате труда работников ФГОУ СПО «*** техникум» было   установлено, что при переходе на новую систему оплаты труда базовая заработная плата работников техникума не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). 

При таких обстоятельствах, при разрешении вопроса о правомерности снижения оклада истицы с 6 500 руб. до 3 910 руб. за педагогическую ставку в месяц, суд первой инстанции правильно руководствовался локальным нормативным актом, и пришел к обоснованному выводу о том, что размер оклада истицы  не мог составлять менее 4 330 руб. (МРОТ).

Доводы, приведенные ФГОУ СПО «*** техникум» в кассационной жалобе в той части, что формулировка «базовая заработная плата», содержащаяся в Положении об оплате труда, подразумевала заработную плату  работника за месяц (с учетом компенсационных и стимулирующих доплат), а не минимальный  оклад  работника,  не могут повлечь отмену решения суда.

В пункте 1.6 Положения  указано, что базовая заработная плата, размер которого работодатель установил не ниже МРОТ, представляет собой заработную плату работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда при условии и сохранения объема  должностных обязанностей  и выполнения им работ той же квалификации,  без учета премий и иных стимулирующих выплат.

Таким образом, понятие базовой заработной платы, содержащееся в Положении об оплате труда работников техникума, в полном объеме совпадает с понятием оклада (должностного оклада), содержащегося в нормативно-правовых актах о введении новой системы оплата труда для работников бюджетной сферы. В связи с этим ссылки ФГОУ СПО «*** техникум» на неправильную формулировку  месячной заработной платы работника как базового оклада судебная коллегия находит несостоятельными.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационных жалоб не подлежит

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного  суда г. Ульяновска от 22 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Ш*** – Г***, Федерального государственного учреждения среднего профессионального образования «*** техникум» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: