Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации
Документ от 01.12.2009, опубликован на сайте 08.12.2009 под номером 13774, 2-я гражданская, о признании права общей долев.собствен.на зем.участок в порядке приватизации, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***/2009

Судья Р*** В.П.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

01 декабря 2009 год                                                                            город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,                             

судей Королёвой А.В., Шлейкиной О.В.,

при секретаре Рабчук Л.Ю.,

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Д*** В*** А***, Д*** Л*** Ш***, К*** А*** С*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от 21 октября 2009 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Д*** В*** А***, Д*** Л*** Ш***, К*** А*** С*** к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, Федеральному государственному учреждению  «Ульяновский лесхоз», Правительству Ульяновской области о признании в порядке приватизации права общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 000 кв.м., расположенного по ул. П***,*** в г. Ульяновске отказать.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Д*** В.А., Д*** Л.Ш., К*** А.С. обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, Федеральному государственному учреждению  «Ульяновский лесхоз», Правительству Ульяновской области о признании права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. П***,***, площадью 1000 кв.м.

 

Иск мотивировали тем, что им с 2007 года на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом с надворными постройками, расположенный на указанном земельном участке. 24 февраля 2009 года они получили постановление об утверждении схемы расположения земельного участка № ***. Был составлен межевой план и  сформирован земельный участок. Они получили кадастровый паспорт, после чего с названными документами обратились в УФРС РФ по Ульяновской области в целях регистрации права собственности на землю, но получили отказ в связи с отсутствием постановления о передаче земельного участка в собственность. В Комитете по управлению земельными ресурсами и землеустройству им сообщили, что данный земельный участок находится в федеральной собственности.  В 1996 году было принято распоряжение о передаче земель Ульяновского района в состав земель г.Ульяновска, которое действует и в настоящее время, и, по мнению истцов, является основанием для передачи им земельного участка в собственность.

 

Рассмотрев дело по существу, суд постановил вышеуказанное решение.

 

В кассационной жалобе Д*** В.А., Д*** Л.Ш., К*** А.С. просят решение суда отменить, иск удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что решение суда противоречит ст.ст. 35, 36 Земельного кодекса РФ и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Суд не учел, что они открыто и добросовестно пользуются земельным участком более 20 лет - с момента передачи Д*** Л.Ш. как работнику областного управления лесного хозяйства жилого дома, расположенного на этом участке. Право собственности на жилой дом с надворными постройками зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем они имеют право на приватизацию земельного участка. Вывод суда о том, что спорный земельный участок  входит в состав земель лесного фонда, не соответствует действительности. Это подтверждается распоряжением Главы Администрации от 03 сентября 1996 года № *** о передаче земельного участка площадью 12,4 га (выдел №*** квартала №***) МО г.Ульяновск под жилую застройку. Согласно полученных ими землеустроительных документов, земельный участок по ул.П***, *** относится к землям населенных пунктов. По материалам последнего землеустройства 1992 года в квартале №*** ФГУ «Ульяновский лесхоз» на территории 12,4 га расположен поселок, для нужд лесного хозяйства эти земли не используются. Суд также  не принял во внимание ст. 101 Земельного кодекса РФ, которая не предусматривает наличие на землях лесного фонда населенных пунктов. Дополнительно указывают, что решение суда противоречит сложившейся практике, поскольку 6 земельных участков, расположенных на спорных землях, переданы в собственность гражданам.

 

В возражениях на кассационную жалобу Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области сообщает, что согласно Генеральному плану г.Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № ***, поселок, в котором проживают заявители, расположен в границах населенного пункта. Вместе с тем, процедура перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов до настоящего времени не закончена.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, заслушав Д*** Л.Ш., представителя истцов Б*** Г.Л., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

Земельный участок, о котором заявлено истцами, относится к лесному фонду, который в силу федерального закона находится в федеральной собственности (статья 19 Земельного кодекса РФ 1997г.). Это же положение подтверждено законодателем и в настоящее время, при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса РФ (статья 8 Лесного кодекса). Управление и распоряжение такими земельными участками находится в компетенции Российской Федерации. Право Российской Федерации на земельный участок лесного фонда, куда входит и спорный участок, зарегистрировано в установленном законом порядке.

 

Принимая решение, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска. Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам.

 

В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земли лесного фонда отчуждению не подлежат.

 

Доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как не могут повлечь отмену решения суда.

 

Материалами дела не нашло своего подтверждения то обстоятельство, что участки лесного фонда были переведены  в категорию нелесных земель и изъяты в установленном законом порядке, или в силу статьи 19 Лесного кодекса РФ перешли в собственность субъекта РФ.   Участвующие в деле лица не отрицали, что до настоящего времени перевод спорного участка из категории земель лесного фонда в нелесные земли с его изъятием не осуществлен.

 

Довод о том, что поскольку спорный участок оказался расположенным на территории городского поселения, то в лесной фонд не входит, является ошибочным.

 

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ(1997г.) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Действовавшая в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда статья 63 Лесного кодекса РФ 1997 года предусматривала, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, а в пунктах 1 и 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ 2001 года содержалось указание, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации, нарушение же установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

 

Нахождение земель лесного фонда в черте городских поселений ввиду изменения  городской черты муниципального образования автоматически правовой статус участков лесного фонда изменять не может.

 

Об этом свидетельствует и Постановление Правительства Российской Федерации N 1200 от 19 сентября 1997 г. "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда".

 

Нахождение лесов указанной категории на землях городских поселений является основанием для возбуждения вопроса о переводе их в нелесные земли и (или) изъятии из земель лесного фонда.

 

Иное истолкование указанных положений приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования, в отсутствии согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании предусмотренной законом процедуры и того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа РФ и как таковой является федеральной собственностью особого рода.

 

Ссылка в кассационной жалобе на паспортизацию земельного участка, на распоряжение Главы администрации Ульяновской области № *** от 1996 года,   постановление Главы города Ульяновска № 1403 от 24 февраля 2009 года,  на письменные ответы различных государственных органов и служб в подтверждение довода о том, что спорный участок является землей населенного пункта, противоречит требованиям ст. 54 ГПК РСФСР о допустимости доказательств.

 

Как указывалось ранее, спорный участок не переводился в установленном законом порядке в категорию нелесных земель.

 

Распоряжение Главы администрации области от 1996 года № *** выносилось не в связи с изменением категории земель, а в связи с упорядочением административно-территориальной границы.

 

Наличие же на земельных участках, отнесенных к лесному фонду, жилых построек, законом не было запрещено, о чем свидетельствуют статья 22 Основ лесного законодательства РФ и пункт 1 постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1064 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом», действовавших до 1997 года.

 

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Д*** В*** А***, Д*** Л*** Ш***, К*** А*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: