УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-***/2009
г.
Судья Д*** И.Ю.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 ноября 2009 года г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе: председательствующего Бабойдо И.А.,
судей Шлейкиной О.В., Казаковой М.В.,
при секретаре Чаплинской Н.В.
рассмотрела дело
по кассационным жалобам Департамента социальной защиты
населения Ульяновской области, Министерства регионального развития Российской
Федерации на решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 18
сентября 2009 года, которым суд решил:
Исковые требования К***
удовлетворить частично.
Обязать Управление
Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, Министерство
регионального развития Российской Федерации включить К*** в списки на
предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального
бюджета и предоставить указанную выплату в порядке очередности в соответствии
со ст. 23.2 ч. 3 п. 2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах».
В остальной части
иска К*** отказать.
Правительство
Ульяновской области, Министерство Финансов Ульяновской области, администрацию
муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, администрацию
муниципального образования «С*** сельское поселение» Инзенского района
Ульяновской области от гражданско-правовой ответственности освободить.
Взыскать с
Департамента социальной защиты населения Ульяновской области государственную
пошлину в доход бюджета муниципального образования «Инзенский район»
Ульяновской области в сумме 100 рублей.
Заслушав доклад
судьи Шлейкиной О.В., судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
К***. обратился в
суд с уточненными исковыми требованиями
к Управлению Департамента социальной
защиты населения Ульяновской области,
администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской
области о признании необоснованным отказа в предоставлении благоустроенного жилья, возложении
обязанности предоставить благоустроенное жилье до 01.05.2010 года.
В обоснование иска
указал, что он является участником Великой Отечественной войны, проживает в с. Б*** Инзенского района
Ульяновской области в квартире, находящейся на балансе МО «С*** сельское
поселение». Квартира находится в ветхом состоянии. Работая в совхозе «С***», он
в 1985 году подавал заявление в профком
об улучшении жилищных условий.
Также с заявлением об улучшении жилищных условий обращался в 2002 году к
Главе Инзенского района. Для решения
вопроса о предоставлении ему как
ветерану жилья он обратился в Департамент социальной защиты населения
Ульяновской области, но получил
письменный отказ, мотивированный тем, что он не вставал на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года. Просил обязать
ответчиков поставить его в очередь для получения жилья и выдать ему жилищный
сертификат на приобретение жилья.
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе Департамент социальной
защиты населения Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда,
просит его отменить. В обоснование доводов указывает, что Департамент ведёт
работу по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья за счёт
средств федерального бюджета ветеранам Великой Отечественной войны, вставшим на
учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления
по месту жительства до 01 марта 2005 года. На основании списков жилищных
отделов администраций муниципальных образований сформирован сводный список
граждан Ульяновской области, имеющих право на льготное улучшение жилищных
условий за счёт средств федерального бюджета. В данном списке К***. не
значится. Полагает, что в связи с тем, что К***. на учёте нуждающихся в
улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления не состоит,
действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 на него не распространяется и включить истца
в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счёт
средств федерального бюджета не представляется возможным.
В кассационной
жалобе Министерство регионального развития РФ также не соглашается с решением суда и просит его отменить в части. В обоснование
доводов указывает, что согласно действующему законодательству полномочия по
обеспечению жильем ветеранов ВОВ переданы РФ органам государственной власти
субъектов РФ. Полагает, что
возложение на Минрегион России обязанности по включению К***.
в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья
за счет средств
федерального бюджета и предоставлению
указанной выплаты в порядке очередности не соответствует действующему
законодательству Российской Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, заслушав пояснения представителя
Департамента социальной защиты населения Ульяновской области П*** Н.С.,
судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность
решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных
жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. ст. 12,
56 ГПК РФ суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства
по делу, полно исследовал представленные сторонами доказательства,
проверил доводы сторон.
Судом первой
инстанции установлено, что К***. 16.07.1929 года является ветераном - участником Великой Отечественной войны,
проживает в школьном доме, который находится в аварийном состоянии, и требовал
капитального ремонта еще в 1988 году. В связи с указанным, и добытыми по делу
доказательствами суд обоснованно установил, что К*** состоял на учете
нуждающихся в получении жилья в совхозе «С***», что предусматривалось
действующим в то время законодательством.
Президент РФ своим Указом об
обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов постановил в связи с
предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов,
отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны считать необходимым завершить
до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и
вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны,
членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной
войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно
Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральным законом
«О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера
социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета
жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, которое осуществляется в
соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005
года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством
Российской Федерации.
Статья 23.2. указанного закона предусматривает, что Российская Федерация
передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации
полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате
жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего
Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со
статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005
года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17
- 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.
Средства на
реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1
настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе
Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде
субвенций.
Пунктом 2 Правил
расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых
полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и
семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, финансирование расходов, связанных с
обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального
бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда
компенсаций.
Удовлетворяя исковые
требования за счет Министерства регионального развития РФ, суд учитывал, что субвенции предоставляются в
соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах
лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке
Министерству регионального развития Российской Федерации на указанные цели,
согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта
Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством
регионального развития Российской Федерации.
Положение ст. 153 Федерального
закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года предусматривает, что вопросы предоставления
социальных льгот являются длящимися правоотношениями для лиц, у которых
возникло до 1 января 2005 года право на льготы в натуральной форме или
компенсационные выплаты, они имеют право на их получение, в связи с этим
государство обязано выполнить свои обязательства.
При таких
обстоятельствах суд обоснованно возложил на Минрегион России и Управление
Департамента социальной защиты населения Ульяновской области обязанность по
включению К***. в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение
жилья за счет средств федерального бюджета и предоставлении ему указанной выплаты
в порядке очередности в соответствии со ст. 23.2 ч. 3 п. 2 ФЗ-5 от 12.01.1995
года «О ветеранах» - на компетентные органы в пределах своих полномочий.
Ссылка в кассационной жалобе на
то, что обязанность по обеспечению предоставления льгот и гарантий, право на
получение которых у граждан возникло до 1 января 2005 года, не может быть
возложена на федеральные органы государственной власти, не основана на нормах
материального права. Указанная льгота была предусмотрена федеральными законами
и финансируется из федерального бюджета. Финансирование затрат на
предоставление данной льготы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в установленном порядке
Министерству регионального развития Российской Федерации по
соответствующему разделу бюджета.
Довод кассационной жалобы
Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области о том,
что списки ветеранов, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, уже сформированы, не может являться основанием к
отказу в удовлетворении исковых требований К***, поскольку судом установлено,
что он состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005
года. При этом судебная коллегия учитывает все обстоятельства по делу, а, кроме
того, что истец является ветераном
Великой Отечественной войны 1941 - 1945
годов и принадлежит к особо заслуженным гражданам России, которым государство
оказывает особую социальную поддержку.
Доводы ответчиков не
могут быть признаны состоятельными, так как они являлись предметом исследования
и оценки суда, их необоснованность отражена в оспариваемом судебном акте с
изложением соответствующих мотивов, а поэтому они не могут повлечь отмену
решения суда.
В силу изложенного,
решение суда соответствует нормам материального и процессуального закона и
отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 18
сентября 2009 года оставить без
изменения, а кассационные жалобы Департамента социальной защиты
населения Ульяновской области, Министерства
регионального развития РФ – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи