Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий налоговой службы по определению размера налога на жилые помещения
Документ от 17.11.2009, опубликован на сайте 30.11.2009 под номером 13603, 2-я гражданская, Оспаривание действий налоговой службы по определению размера налога на жилые помещения, (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33 – *** / 2009 г.                                                                     Судья Ц*** Е.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

17 ноября  2009 года                                                                                         г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Костюниной Н.В.  и  Хреновой Г.И.,

при секретаре                   Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 08 октября 2009 года, по которому постановлено:

Заявление Д*** Ю*** А*** удовлетворить.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной    налоговой Службы России по Заволжскому району г. Ульяновска в части   выставления налогового уведомления № *** от 01.06.2009 на уплату         налога на физических лиц за 2008 год Д*** Ю*** А*** в          сумме          4283 руб. 07 коп.

Заслушав доклад судьи Хреновой Г.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Д*** Ю.А. обратился в суд с заявлением на  неправомерные действия  Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г. Ульяновска (ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска), указывая на то, что 06.07.2009 года им было получено уведомление ИФНС по Заволжскому  району г. Ульяновска № *** от 01.06.2009 об уплате налога на принадлежащее ему имущество за 2008 год по ставке налога в повышенном размере на общую сумму 4283 руб. 07 коп., т.е. из расчета налоговой ставки в размере 1% вместо 0,1%, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества.

Ему на праве собственности принадлежат квартиры в г. Ульяновске по пр-ту Л*** ***-***; пр-ту У*** ***-***; 1/3 доля квартиры по б-ру Ф*** ***-***.

Поскольку право долевой собственности подразумевает наличие в собственности налогоплательщика лишь части объекта налогообложения, то подлежащая применению налоговая ставка должна соответствовать инвентаризационной стоимости данной части.

Кроме того, письмом  от 26.08.2009 года ему незаконно было отказано в удовлетворении заявления о перерасчете налога на имущество, находящееся в общей совместной собственности с его супругой Д*** Л.Г.

Согласно абз. 3. ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 (в редакции от 05.04.2009) за строения, помещения и сооружения находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

Поскольку данные жилые помещения приобретены в период брака и являются общей совместной собственностью, а в настоящее время соглашения между ними об уплате налога за совместное имущество не имеется, считает, что им должна оплачиваться  1/2 часть налога на данное имущество.

Исходя из указанной в налоговом уведомлении инвентаризационной стоимости квартир, с учетом п. 3 решения Ульяновской Городской Думы  от 16.11.2005 № 174 (в редакции от 24.01.2007), установившего ставку налога 0,1% для имущества инвентаризационной стоимостью до 300 000 руб., размер налога, подлежащий уплате должен составлять 240 руб. 10 коп.

Д*** Ю.А. просил признать действия ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска незаконными и отменить  налоговое  уведомление № *** от 01.06.2009 года об уплате налога на физических лиц в сумме 4283 руб. 07 коп..

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Инспекция ФНС по Заволжскому району г. Ульяновска просит решение суда отменить, как незаконное, и отказать в удовлетворении заявления. При этом указывает, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения. Поскольку законом не предусмотрено налогообложение доли квартиры, расчет налога Д*** Ю.А. производится исходя из стоимости всех квартир. В связи с тем, что общая инвентаризационная стоимость подлежащего налогообложению имущества составляет 532 059 руб., налог рассчитывается с применением ставки 1%.

Абзацем 3 пункта 13 Инструкции Министерства по налогам и сборам РФ от 02.11.1999 установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов. Из материалов дела видно, то все объекты налогообложения однотипны – это жилые помещения (квартиры), поэтому ставка должна быть применена исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов. Исчисление налога по каждому из объектов в отдельности свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ИФНС Н*** Н.А., судебная коллегия считает, решение подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 19 декабря 2003г. № 23 «О судебном решении» указал, что решение суда должно быть законным и обоснованным, оно является актом правосудия, окончательно разрешающим дело.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Из материалов дела следует, что Д*** Ю.А. является собственником квартиры по пр-ту Л*** ***-*** г. Ульяновска стоимостью 133 305 руб.; квартиры по пр-ту У*** ***-*** г. Ульяновска стоимостью 243 134 руб.; и 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по б-ру Ф*** ***- *** г. Ульяновска стоимостью 155 620 руб.

Налоговым уведомлением № *** от 01.06.2009 г. на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год Д*** Ю.А. извещен о необходимости уплаты налога на принадлежащее ему имущество из расчета налоговой ставки 1,0% исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов 532 059 руб. в размере 4283,07 руб., в том числе по квартирам пр-т Л*** 42-382 –  1333,05 руб., пр-т У*** ***-*** – 2431,34 руб., б-р Ф*** ***-*** – 518, 68 руб.

Признавая действия ИФНС по Заволжскому району незаконными, суд указал на то, что налоговая ставка должна применяться к инвентаризационной стоимости отдельной квартиры, а не к суммарной стоимости всех квартир.

Судебная коллегия считает, данный вывод не соответствует требованиям закона.

Согласно ст. 53 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 5 и 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» порядок определения налоговой базы регулируется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, действующими на территории Российской Федерации и не вошедшими в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 названного Федерального закона.

Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона Российской Федерации от 09.12.1991 №  2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Пунктом 10 Инструкции по применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 02.11.1999 г. № 54 разъяснен порядок расчета налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления и, в частности, установлено, что налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости указанного имущества по состоянию на 1 января каждого года.

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Данное положение принято в целях реализации части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. №  2003-1, в соответствии с которой ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества физического лица, подлежащего налогообложению. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа использования и по иным критериям.

В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Согласно п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Указанными нормами Закона не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, в данном случае квартиры, признаваемого объектом налогообложения. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в ст. 2 Закона.

Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких физических лиц, исчисляется налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов.

Учитывая изложенное, в том случае если в свидетельстве о государственной регистрации права собственности в качестве объекта недвижимости указана квартира, при этом зарегистрировано право общей долевой собственности, то налогообложение указанного имущества осуществляется в порядке, установленном ст. 5 Закона, исходя из инвентаризационной стоимости такой квартиры и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости квартир.

Из материалов дела следует, что решением Ульяновской Городской Думы  от 16.11.2005 г. № 174 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск» установлены дифференцированные ставки налога на строения, помещения и сооружения, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, относящиеся к одному типу их использования (жилые или нежилые помещения), а не от стоимости отдельно взятого объекта недвижимого имущества, как ошибочно полагал суд.

Расчет суммы налога, приведенный судом первой инстанции, противоречит требованиям Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1. В соответствии с данным законом ставка налога определяется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всего имущества (типа использования имущества), а не из индивидуальной стоимости объектов, входящих в состав имущества (типа имущества).

Так согласно решению Думы г. Ульяновска от 16.11.2005 г. №  174 ставки налога на жилые строения, помещения суммарной стоимостью до 300 000 руб. установлены в размере 0,1 %, суммарной стоимостью от 300 000 руб. до 500 000 руб. – в размере 0,3 %, суммарной стоимостью от 500 000 руб. до 700 000 руб. – в размере 1,0%, суммарной стоимостью от 700 000 руб. и выше – 2,0%.

Удовлетворяя заявление Д*** Ю.А., суд исходил из того, что налог должен исчисляться с инвентаризационной стоимости каждой квартиры исходя из налоговой ставки 0,1% в отношении каждой из квартир как имеющих инвентаризационную стоимость до 300 000 руб., однако данный вывод суда нельзя признать правильным. Поскольку законодательно установленные критерии отнесения к одной категории объектов для исчисления налога и выбора применяемого размера налоговой ставки не включают в себя указание на стоимостной критерий, по которому к объектам налогообложения может быть применена конкретная налоговая ставка, такие критерии отнесены к признакам использования (жилое или нежилое, используемое для коммерческих или некоммерческих нужд).

Иное истолкование налогового закона нарушает основополагающие принципы права, в том числе принцип равенства всех перед законом, означающий для налоговых правоотношений необходимость возложения равного налогового бремени при одинаковом имущественном обладании (положении) налогоплательщиков. Поскольку данное судом толкование нормы налогового закона влечет возложение неравного налогового бремени на налогоплательщиков, имеющих в собственности имущество одной суммарной стоимости, но состоящее из разного количества объектов различной стоимости, что недопустимо с точки зрения конституционных гарантий равенства прав и обязанностей граждан, в том числе обязанности платить законно установленные налоги на имущество физических лиц, при этом нести равное налоговое бремя при одинаковом имущественном обладании (положении).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.06.2001 г. за Д*** Ю.А. зарегистрировано право общей долевой собственности (доля 1/3), объектом недвижимости в свидетельстве указана двухкомнатная квартира общей площадью 53,29 кв.м по бульвару Ф*** д. ***, кв.*** в г. Ульяновске.

Поэтому налоговая инспекция обоснованно произвела расчет налоговой ставки из стоимости всей квартиры по б-ру Ф*** *** - ***, а не стоимости доли, принадлежащей Д*** Ю.А.

Поскольку  при разрешении дела судом допущено существенное нарушение в применении норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которого невозможна защита публичных интересов в части установления и сбора законно установленных налогов на имущество физических лиц с соблюдением принципа равенства всех перед законом, состоявшееся по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене.

Учитывая, что налоговая инспекция при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении Д*** Ю.А. правомерно исходила из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, и зарегистрированного права собственности на это имущество, судебная коллегия полагает возможным отменить решение и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по нему новое решение об отказе Д*** Ю.А. в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 08 октября 2009 года отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Д*** Ю*** А*** о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска по расчету налога на имущество за 2008 год.

 

Председательствующий

 

Судьи: