Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание бездействия территориальной избирательной комиссии
Документ от 27.10.2009, опубликован на сайте 30.11.2009 под номером 13254, 2-я гражданская, Оспаривание бездействия территориальной избирательной комиссии, (осн. требов.) отменено полностью с прекращением производства

               У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 33-***/2009                                     Судья А*** С.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 октября 2009 года                                                              город Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего   Колобковой О.Б.,

судей   Шлейкиной О.В., Аладина П.К.,

при секретаре   Рабчук Л.Ю.

с участием прокурора   Балашовой Н.Н.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Я*** М*** Р*** на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 октября 2009  года, по которому суд решил:

В удовлетворении заявления Я*** М*** Р*** к Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» о понуждении к немедленному изъятию незаконных агитационных материалов по территории  муниципального образования «Мелекесский район» по Р*** пятимандатному избирательному округу № *** и понуждении Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» о доведении до сведения избирателей по Р*** пятимандатному избирательному округу № *** о допущенных нарушениях кандидатами в депутаты, отказать. 

Заслушав доклад судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия

установила:

 

Я*** М.Р. обратился в суд с заявлением о возложении на Территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Мелекесский район» обязанности по немедленному изъятию незаконных агитационных материалов, распространяемых на территории муниципального образования «Мелекесский район» по Р*** пятимандатному избирательному округу № *** кандидатами в депутаты, выдвинутыми Димитровградско-Мелекесским местным отделением Ульяновского регионального отделения политической партии «Единая Россия», привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных и иных лиц.

 

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил и дополнил свои требования. Просил суд обязать Территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Мелекесский район», правоохранительные органы, находящиеся на территории муниципального образования «Мелекесский район», изъять незаконные агитационные материалы, распространяемые на территории муниципального образования «Мелекесский район» по Р*** пятимандатному избирательному округу № *** кандидатами в депутаты, выдвинутыми Димитровградско-Мелекесским местным отделением Ульяновского регионального отделения политической партии «Единая Россия», привлечь председателя Территориальной избирательной комиссии К*** М.Е., всех кандидатов в депутаты Совета депутатов Муниципального образования «Мелекесский район» четвертого созыва по Р*** пятимандатному избирательному округу № ***, кандидатов в депутаты Совета депутатов Муниципального образования «Л*** сельское поселение» второго созыва по десятимандатному избирательному округу, кандидатов в депутаты Совета депутатов Муниципального образования «Р*** сельское поселение» второго созыва по десятимандатному избирательному округу и кандидатов в депутаты Совета депутатов Муниципального образования «Н*** сельское поселение» второго созыва по десятимандатному избирательному округу к административной ответственности по ст. 5.12 КоАП РФ. Кроме того, просил обязать Территориальную избирательную комиссию в срок до 11.10.2009 года довести до сведения избирателей по Рязановскому пятимандатному избирательному округу № 3 о всех нарушениях, допущенных кандидатами в депутаты.

 

Требования мотивировал тем, что 10.09.2009 года он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Л*** сельское поселение» второго созыва по десятимандатному избирательному округу, а 17.09.2009 года - кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Мелекесский район» четвертого созыва по Р*** пятимандатному избирательному округу № ***. 06 октября 2009 года на территории муниципального образования «Мелекесский район» по Р*** пятимандатному избирательному округу № *** кандидатами в депутаты, выдвинутыми Димитровградско-Мелекесским местным отделением Ульяновского регионального отделения политической партии «Единая Россия», в нарушение п.п. 6, 9 ст. 48, п.п. 3, 6 ст. 54 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав»), распространялись агитационные материалы. Учитывая, что в соответствии со ст. 20 вышеназванного Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» избирательная комиссия обязана контролировать соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимать меры по устранению допущенных нарушений, просил удовлетворить заявленные им требования.

 

Определением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 октября 2009 года прекращено производство по делу в части привлечения к ответственности председателя Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» К*** М.Е. и кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Мелекесский район» четвертого созыва по Р*** пятимандатному избирательному округу № ***, кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Л*** сельское поселение» второго созыва по дясятимандатному избирательному округу, кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Р*** сельское поселение» второго созыва по десятимандатному избирательному округу и кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Н*** сельское поселение» второго созыва по десятимандатному избирательному округу.

 

Рассмотрев остальные требования по существу, суд принял решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе Я*** М.Р. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.

 

В возражениях на кассационную жалобу Территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Мелекесский район» просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Я*** М.Р. - без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, выслушав представителей Территориальной избирательной комиссии Муниципального образования «Мелекесский район» К*** М.Е., Г*** И.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

 

Согласно ст. 3 ГПК РФ каждое заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

 

Согласно ст. ст. 1, 2 Закона Ульяновской области от 02.08.2006 года № 115-ЗО (в редакции от 01.10.2009 года) «О территориальных избирательных комиссиях Ульяновской области» территориальная избирательная комиссия Ульяновской области является государственным органом Ульяновской области, обеспечивающим на соответствующей части территории Ульяновской области реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляющим подготовку и проведение выборов и референдумов в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Ульяновской области.

 

Названным выше Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав», в частности частью 4 статьи 20 определена обязанность комиссий в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ней в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения письменные ответы в установленный срок.

 

Аналогичное положение закреплено и в статье 3 Закона Ульяновской области «О территориальных Избирательных комиссиях Ульяновской области».

 

Частями 5 и 5.1 статьи 20 указанного Федерального закона, частями 3 и 4 статьи 3 Закона области предусмотрено право избирательной комиссии обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечений нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти, а в случае нарушения кандидатом, избирательным объединением настоящего федерального закона комиссия вправе вынести этим кандидатам, избирательному объединению предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации.

 

Ни указанными нормами, ни другими нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», ни иными федеральными законами и законами Ульяновской области не предусмотрена обязанность территориальной избирательной комиссии изымать агитационные материалы, выносить предупреждения кандидатам, избирательным объединениям и доводить их до сведения избирателей.

 

Таким образом, исходя из содержания статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» во взаимосвязи с иными вышеназванными нормами закона, процедура контроля за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации и принятия мер по устранению допущенных нарушений определяется самостоятельно избирательной комиссией.

 

Возложение судом на избирательную комиссию обязанности по изъятию агитационных материалов, вынесению предупреждения и доведения до сведения избирателей информации о нарушении кандидатами порядка проведения агитации означает вторжение в компетенцию избирательной комиссии.

 

При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что полномочиями по изъятию агитационных материалов избирательная комиссия вообще не обладает, а обращение в правоохранительные органы по поводу пресечения нарушений закона, вынесение предупреждений в адрес кандидатов и избирательных объединений является правом комиссии, а не обязанностью.

 

Исходя из содержания статьи 259 ГПК РФ, субъекты избирательного процесса вправе оспорить в суде решения, действия или бездействие избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан.

 

Предъявляя в суд требования о защите избирательных прав, Я*** М.Р. фактически ставит вопрос о принятии территориальной избирательной комиссией мер в том порядке, который он считает необходимым и в указываемой им форме. Такие требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку фактически сводятся к обязанию территориальной избирательной комиссии принять меры по предписанной судом процедуре и принять решение в определенной судом форме, что привело бы к вторжению в компетенцию данного государственного органа субъекта Российской Федерации.

 

Требований об оспаривании решений, действий либо бездействия Территориальной избирательной комиссии Муниципального образования «Мелекесский район» по поводу обращения в эту комиссию с вопросом о нарушении избирательных прав Я*** М.Р. не заявляет. Данных, свидетельствующих о том, что он обращался с вопросом о нарушении его  избирательных прав в избирательную комиссию до предъявления требований в суд, как и данных о том, что комиссия принимала какие-либо решения по его обращению, либо бездействовала, в деле не имеется.

 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции не вправе был принимать заявление к своему производству и разрешать его по существу.

 

Поскольку при рассмотрении дела судом неправильно применены нормы процессуального права, решение суда подлежит отмене в кассационном порядке с прекращением производства по делу в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.

 

Руководствуясь абз. 2 ст. 220, ст. 361 ГПК РФ, судебная  коллегия,

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 октября  2009 года отменить, производство по делу по заявлению Я*** М*** Р*** к Территориальной избирательной комиссии Муниципального образования «Мелекесский район» о возложении обязанности по изъятию агитационных материалов, понуждении к доведению до сведения избирателей информации о нарушениях избирательного законодательства кандидатами в депутаты прекратить.

 

Председательствующий:

 

Судьи: