У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело 33 - *** - 2009 Судья Е*** А.М.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 октября 2009 года г.
Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Шлотгауэр Л.Л.,
судей Аладина П.К., Николаевой Р.И.,
при секретаре судебного заседания Покачайло Н.Ю.
рассмотрела дело по кассационной жалобе П***, представляющей
по доверенности интересы Мэрии города Ульяновска (главы города Ульяновска) и Комитета
архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска, на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 02 сентября 2009 года, по которому
постановлено:
Заявление Ч***, Я*** удовлетворить.
Признать отказ Мэрии города Ульяновска и Комитета
архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска в выдаче Ч***, Я*** градостроительного
плана земельного участка по ул. О*** *** в городе Ульяновске, выраженный в
письме председателя Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска
от 03 августа 2009 года, - незаконным.
Обязать Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии города
Ульяновска выдать Ч***, Я*** градостроительный план земельного участка по ул. О***
*** в городе Ульяновске с указанием минимальных отступов от границ земельного
участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений,
сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений,
сооружений.
Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Ч***.,
Я***. обратились в суд с заявлением (уточнённым в ходе рассмотрения дела), в
котором просили признать незаконным отказ Мэрии города Ульяновска и Комитета Архитектуры
и градостроительства Мэрии города Ульяновска (далее мэрия и КАиГ) выдать
градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: город Ульяновск,
ул. О***, ***.
В
обоснование своих требований заявители указали, что для оформления своего права
собственности на самовольно возведённые постройки (лит. А5, а4, А4, а5) им
необходимо получить градостроительный план земельного участка. В связи с этим
они обратились с письмом в мэрию и КАиГ о его подготовке и выдаче. Однако им в
этом было отказано. Отказ мотивирован тем, что между возведёнными самовольными
постройками и домом № *** имеется всего 5 м, в то время как для обеспечения
противопожарных требований необходимо 8 м. Отказ незаконен. В действительности расстояние
между жилым домом (Лит. «А») и смежным домовладением № *** составляет более 9 м. Отказ препятствует
дальнейшему оформлению права собственности на дом с учётом самовольно
возведённых построек. Поскольку на сегодняшний день все исходные данные для
подготовки градостроительного плана имеются, просили обязать КАиГ его подготовить
и выдать.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе П***., представляющая по доверенности
интересы Мэрии города Ульяновска (главы города Ульяновска) и Комитета архитектуры
и градостроительства Мэрии города Ульяновска не соглашается с решением суда и
просит его отменить, указывая, что судом нарушены нормы Градостроительного
кодекса РФ. Из представленной в суд топографической съёмки усматривается, что
расстояние от самовольно возведенных построек до дома № *** составляет 5
метров, вместо положенных 8 метров. В связи с этим отказ в выдаче заявителям
градостроительного плана является законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав П***.,
представляющую по доверенности интересы Мэрии города Ульяновска (главы города
Ульяновска) и Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска,
просившую удовлетворить жалобу по доводам, в ней изложенным, Ч***. и Я***.,
просивших отказать в удовлетворении жалобы, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм процессуального
и материального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит
его подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет
законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов,
изложенных в кассационной жалобе.
Согласно ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка
градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к
застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов
капитального строительства земельным участкам.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в
случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного
самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного
участка, проведение процедур, предусмотренных ч. 1 - 16 названной статьи, не
требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня
поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного
плана земельного участка и утверждает его.
Исходя из содержания указанных выше норм Градостроительного
кодекса РФ градостроительный план земельного участка имеет существенное
значение при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства,
капитального ремонта таких объектов.
Назначение
градостроительного плана земельного участка определяется тем, что он
является обязательным основанием для подготовки проектной документации (ч. 6 ст. 48), выдачи разрешения на
строительство (ч.ч. 7, 9 ст. 51), выдачи разрешения на ввод объекта в
эксплуатацию (ч.ч. 3, 6 ст. 55).
Таким образом, по смыслу
норм Градостроительного кодекса РФ градостроительный план является обязательной
принадлежностью любого земельного участка, застроенного или предназначенного для строительства,
реконструкции объектов капитального строительства.
Поскольку нормы
Градостроительного кодекса РФ не содержат оснований, по которым орган местного
самоуправления может отказать в выдаче градостроительного плана земельного участка, суд пришел к правильному выводу, что
возведение заявителями самовольных построек не может являться основанием к
отказу в выдаче градостроительного плана, и обоснованно обязал орган местного
самоуправления выдать градостроительный план земельного участка по ул. О***, ***.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод
о том, что орган местного самоуправления, уполномоченный выдать
градостроительный план, не вправе отказать в выдаче градостроительного плана
лишь на том основании, что существующие самовольные постройки возведены с
нарушением требований пожарной безопасности. Кроме того, отказ в выдаче
градостроительного плана лишает заявителей возможности определить пределы
допустимого расположения построек.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный закон применен судом
правильно.
В
силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам
кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 02 сентября 2009 года оставить
без изменения, а кассационную жалобу П***, представляющей по доверенности
интересы Мэрии города Ульяновска (главы города Ульяновска) и Комитета архитектуры
и градостроительства Мэрии города Ульяновска, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: