Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О понуждении к регистрации по месту жительства и выдаче разрешения на временное проживание с последующим получением гражданства РФ
Документ от 13.10.2009, опубликован на сайте 24.11.2009 под номером 13158, 2-я гражданская, О понуждении к регистрации по месту жительства и выдаче разрешения на временное проживание с последующим получением гражданства РФ, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-***/2009

Судья В*** Л.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 октября 2009 года                                                                   город Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трифоновой А.И.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 17 августа 2009 года, по которому постановлено:

 

Обязать Управление Федеральной миграционной службы РФ по Ульяновской области в лице межрайонного отделения в г. Димитровграде принять у Г*** документы для рассмотрения вопроса о регистрации по месту жительства и выдаче разрешения на временное проживание без визы, миграционной карты и установленной квоты.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

 

Г***. обратился  в суд с заявлением об оспаривании действий УФМС РФ по Ульяновской области в лице межрайонного отделения в г.Димитровграде по отказу в принятии его заявления о выдаче разрешения на временное проживание и постановке на учет по месту пребывания.

 

Заявление мотивировал тем, что в августе 2000 года приехал в Российскую Федерацию из Республики У***. До ноября 2002 года он проживал с родителями в с. Т*** С***й области, работал в колхозе им. М***. С 2002 года проживает в с. Н***е Ульяновской области, в доме его родителей. В октябре 2007 года он обратился в УФМС РФ в г. Димитровграде для постановки на учет по месту пребывания, но получил отказ в связи с  отсутствием документа, удостоверяющего личность. В октябре 2008 года его личность была установлена заключением УФМС РФ в г. Димитровграде, ему была выдана справка для поездки в г. Москву в Посольство Республики У***. В марте 2009 года он привез из Посольства Республики У*** справку о том, что не является гражданином У***.  В УФМС РФ в г. Димитровграде ему рекомендовали обратиться в суд, где ему было отказано в иске в связи с отсутствием официального отказа ответчика в производстве необходимых ему регистрационных действий. Указывает, что имеет собственное жилье, проживает с гражданкой РФ, с которой не может оформить законный брак в связи с отсутствием документов. Считает, что имеет право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке, поскольку 01 июля 2002 года уже проживал в Российской Федерации. Просит обязать зарегистрировать его по месту фактического проживания и выдать разрешение на временное проживание с последующим получением гражданства РФ в упрощенном порядке.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил вышеуказанное решение.

 

В кассационной жалобе УФМС РФ по Ульяновской области просит решение суда отменить. Жалоба мотивирована тем, что решение не соответствует нормам материального права. Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», при подаче заявления о регистрации по месту жительства заявитель должен предъявить разрешение на временное проживание или вид на жительство. Таких документов Г***. не имеет. У заявителя также отсутствует документ, удостоверяющий личность, поскольку заключение об установлении личности таковым документом не является. В связи с этим у УФМС РФ в г. Димитровграде отсутствуют законные основания для его регистрации по месту жительства. Указывает, что Г***. за оформлением разрешения на временное проживание не обращался. В письменном ответе, на который ссылался суд, заявителю разъяснялся порядок постановки на миграционный учет. В связи с этим решение суда в части возложения обязанности принять у Г***. документы для выдачи ему разрешения на временное проживание также считает незаконным.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя УФМС РФ по Ульяновской области С*** Ю.Н., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела, и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Г***. в части.

 

Судом установлено, что Г***., уроженец г. Т***, ранее гражданин СССР, приехал в Российскую Федерацию в 2000 году из Республики У***, в сентябре 2000 года поставлен на учет в ОУР Ставропольского РОВД. Гражданином Республики У***, Российской Федерации он не является, документов, подтверждающих наличие у него гражданства иного государства, не имеет, в связи с чем его правовой статус правильно определен судом как лицо без гражданства.

 

Правовое положение лиц без гражданства в Российской Федерации, а также отношения между лицами без гражданства, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) лиц без гражданства в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

 

Согласно пункту 8 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2002 года N 789 (далее – Положение), к заявлению о выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин (лицо без гражданства) прикладывает ряд документов, в том числе документы, удостоверяющие личность и гражданство.

 

Как правильно указано в решении суда, Г***. утратил документ, удостоверяющий личность – паспорт гражданина СССР, по не зависящим от него основаниям. Документ, подтверждающий наличие гражданства какого-либо государства у Г***. отсутствует в силу его правового статуса.

 

Вместе с тем  личность Г***. установлена заключением МРО УФМС РФ по Ульяновской области в г. Димитровграде № *** от 23 сентября 2008 года.

 

Довод кассационной жалобы о том, что такое заключение не является документом, удостоверяющим личность, не опровергает правильности выводов суда.

 

Согласно пункту 5 Положения  заявление о выдаче разрешения на временное проживание не принимается к рассмотрению, если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого менее 6 месяцев.

 

Иные основания для отказа в принятии заявления о выдаче разрешения на временное проживание законом не предусмотрены. В связи этим суд первой инстанции обоснованно обязал УФМС РФ по Ульяновской области в г. Димитровграде принять у Г***. документы для рассмотрения вопроса о выдаче ему разрешения на временное проживание.

 

В качестве возражений на требование Г***. о регистрации его по фактическому месту жительства представитель УФМС РФ заявлял об отсутствии у него миграционной карты как документа, подтверждающего законность нахождения Г***. на территории Российской Федерации.

 

Давая оценку этому доводу, суд первой инстанции обоснованно учел, что Г***. приехал в Российскую Федерацию до вступления в законную силу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Г***. объективно не мог выполнить требование статьи 37 названного Закона и обратиться с заявлением о получении миграционной карты, поскольку не имел документа, удостоверяющего личность. 

 

Согласно статье 25.9 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, миграционная карта выдается иностранному гражданину и заполняется им при пересечении государственной границы при въезде в Российскую Федерацию. Получить миграционную карту в настоящее время Г***. не может, так как для этого ему необходимо будет выехать в Республику У*** и вернуться обратно в Российскую Федерацию. Однако  он не сможет выехать за пределы Российской Федерации, поскольку не имеет документа, удостоверяющего личность, для пересечения границы.

 

При таких обстоятельствах требование УФМС РФ по Ульяновской области в г. Димитровграде о представлении заявителем миграционной карты не может быть им выполнено, в связи с чем отсутствие у него миграционной карты не может являться основанием для отказа в приеме у него документов для рассмотрения вопроса о регистрации по месту жительства.

 

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 02 марта 2006 года № 55-О, оценивая нарушение правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, влекущее за собой применение к ним мер государственного принуждения в виде высылки за пределы Российской Федерации, уполномоченные органы и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, учитывать тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и другие обстоятельства.

 

Учитывая, что Г***. ранее являлся гражданином СССР, длительное время проживает на территории Российской Федерации, имеет право пользования жилым помещением, предпринимает меры для легализации своего нахождения на территории России, судебная коллегия находит возможным согласиться с решением суда первой инстанции.

 

Судебная коллегия также принимает во внимание отсутствие у Г***. иной возможности легализовать свое положение на территории Российской Федерации.

 

Довод кассационной жалобы о том, что Г***. не обращался в УФМС РФ по Ульяновской области в г. Димитровграде с соответствующим заявлением, не может повлечь отмену решения суда.

 

Из материалов дела усматривается, что Г***. с октября 2007 года предпринимает попытки зарегистрироваться по месту жительства, для чего получил справку в Посольстве Узбекистана, получал в УФМС РФ по Ульяновской области в г. Димитровграде устные разъяснения, обращался в Димитровградский городской суд Ульяновской области в июле 2009 года.

 

Об обращении в УФМС с таким заявлением свидетельствует  и письмо за подписью начальника МРО УФМС РФ по Ульяновской области в г. Димитровграде от *** июля 2009 года, в котором лично Г***. разъясняются положения Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в том числе правила постановки иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания.

 

То обстоятельство, что на обращение лица без гражданства по поводу получения разрешения на временное проживание либо регистрации по месту пребывания УФМС отвечает разъяснением правил постановки на миграционный учет, не может свидетельствовать о необращении лица с соответствующим заявлением.

 

Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.

 

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуального закона допущено не было.

 

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 августа 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                   

 

Судьи: