Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание бездействия администрации муниципальных образований по разработке паспорта безопасности
Документ от 20.10.2009, опубликован на сайте 18.11.2009 под номером 13072, 2-я гражданская, о признании бездействий органов гос.власти,органов местного самоуправления.по укланению от организ.разраб.папорта безоп.тер.МО незаконным, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 33-***/2009                                                                 Судья Б*** В.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

20 октября 2009 года                                                                                      г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Шлотгауэр Л.Л.,

судей Николаевой Р.И., Аладина П.К.,

при секретаре судебного заседания Покачайло Н.Ю.

с участием прокурора Логинова Д.А.

 

рассмотрела дело по кассационным жалобам администрации муниципального образования «С*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «К*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области  на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 07 сентября 2009 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области удовлетворить.

 

Признать незаконным бездействие администрации МО «С*** городское поселение», администрации МО «Н*** сельское поселение», администрации МО «Т*** сельское поселение», администрации МО «Е*** сельское поселение», администрации МО «Си*** городское поселение», администрации МО «К*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области по разработке паспорта безопасности территории МО «С*** городское поселение», МО «Н*** сельское поселение», МО «Т*** сельское поселение»,  МО «Е*** сельское поселение», «Си*** городское поселение», МО «К*** городское поселение».

 

Обязать администрацию МО «С*** городское поселение», администрацию МО «Н*** сельское поселение», администрацию МО «Т*** сельское поселение»,  администрацию МО «Е*** сельское поселение», администрацию «Си*** городское поселение», администрацию МО «К*** городское поселение» С*** района Ульяновской области до 15 октября 2009 года разработать паспорта безопасности территорий МО «С*** городское поселение», МО «Н*** сельское поселение», МО «Т*** сельское поселение»,  МО «Е*** сельское поселение», «Си*** городское поселение», МО «К*** городское поселение».

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «С*** городское поселение», администрации МО «Н*** сельское поселение», администрации МО «Т*** сельское поселение», администрации МО «Е*** сельское поселение», администрации МО «Си*** городское поселение», администрации МО «К*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по уклонению от организации разработки паспорта безопасности территорий муниципальных образований, а также об обязании администраций муниципальных образований разработать указанные паспорта.

 

В обоснование своих требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой Сенгилеевского района Ульяновской области проверкой были выявлены нарушения, выразившиеся в невыполнении ответчиками требований законодательства о защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку в целях определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разработки мероприятий по  снижению степени риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования органом местного самоуправления должен быть разработан паспорт безопасности территории муниципального образования, форма которого утверждена Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территории субъектов РФ и муниципальных образований». Поскольку ответчиками  меры по разработке данных паспортов не приняты, бездействие ответчиков может привести к увеличению объема негативных последствий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и, соответственно, жизнь и здоровье граждан данных поселений будут поставлены под угрозу. В связи с этим бездействие ответчиков по разработке паспортов безопасности является незаконным, и, следовательно, они в срок до 15 октября 2009 года должны разработать паспорта безопасности территорий муниципальных образований.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационных жалобах администрация муниципального образования «Си*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, администрация муниципального образования «К*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области не соглашаются с решением суда, считают его незаконным и необоснованным, просят отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

 

В жалобах авторы указывают, что суд сделал неверный вывод об отнесении полномочий по разработке паспорта безопасности территории муниципального образования непосредственно к самому муниципальному образованию. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» полномочия органов местного самоуправления по разработке паспортов безопасности не предусмотрены. В решении суд не указал перечень прав граждан, которые нарушены в результате отсутствия паспортов безопасности поселений. Суд не учел, что паспорта являются статистическими документами, в которых указывается лишь анализ результатов оценки риска в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и, следовательно, нарушить какие-либо права граждан их отсутствие не может.

 

Рассмотрев доводы жалоб, изучив материалы дела, выслушав Б*** Ю.Н., представляющую по доверенности интересы администрации муниципального образования «К*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, Н*** Т.С., представляющую по доверенности интересы администрации муниципального образования «Си*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области и администрации муниципального образования «К*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, просивших удовлетворить жалобы по доводам, в них изложенным, прокурора Логинова Д.А., просившего отказать в удовлетворении жалоб, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п. 1 ст. 347 ГПК РФ).

 

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России).

 

В соответствии с п. 3  Указа МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 

В рамках указанных выше полномочий, в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 года № 4) МЧС России приказом от 25 октября 2004 года № 484 (далее Приказ № 484) утвердило Типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

В соответствии с пунктами 3 и 4 Приказа № 484 организация разработки паспорта безопасности территории муниципального образования осуществляется органом местного самоуправления.

 

В силу ст. 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также уставы муниципальных образований  и иные муниципальные правовые акты.

 

Федеральным законом № 131-ФЗ  к вопросам местного значения отнесены, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (ст. 14).

 

Аналогичные нормы содержатся в Уставах ответчиков по настоящему делу, в том числе муниципальных образований «Си*** городское поселение» и «К*** городское поселение».

 

Авторами жалоб не оспаривается то обстоятельство, что муниципальными образованиями паспорта безопасности территории муниципального образования не разработаны.

 

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к обоснованному выводу о признании бездействия ответчиков по неразработке паспортов безопасности территорий муниципальных образований незаконным, ущемляющим права граждан на охрану жизни и здоровья, а также на безопасные условия жизни.  

 

Как указано выше, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, который вправе издавать нормативно-правовые акты, направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Приказ № 484 МЧС России издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, направлен на обеспечение защищенности населения территорий от угроз техногенного, природного характера. Следовательно, на муниципальном образовании лежит обязанность по организации разработки паспорта безопасности территории муниципального образования, поскольку Приказ № 484 относится к нормативно-правовым актам федерального органа исполнительной власти, который составляет правовую основу местного самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ).

 

Таким образом, бездействие ответчиков в участии в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения  является незаконным, поскольку ими не выполняются обязанности по разработке паспорта безопасности территории муниципальных образований, который определяет показатели степени риска чрезвычайных ситуаций, оценку состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разработку мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.

 

Кроме того, указанное бездействие ответчиков противоречит Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон № 68-ФЗ), которым определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Федеральным законом № 68-ФЗ предусмотрено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (ст. 7), и, следовательно,  закон вменяет в обязанности органов местного самоуправления планировать необходимые меры в области защиты населения своих территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 11), к которым, в свою очередь, относится обязанность по разработке паспорта безопасности территорий муниципальных образований.

 

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчиков обязанность разработать паспорта безопасности территорий муниципальных образований.

 

Этот вывод основан на требованиях, закрепленных в статье 42 Конституции РФ, предусматривающей право граждан на благоприятную окружающую среду.

 

То обстоятельство, что разработка паспорта безопасности территории муниципального образования направлена на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, каких-либо доказательств не требует.

 

В связи с этим судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

 

Толкование закона, приведенное в кассационных жалобах, является ошибочным, поэтому не может быть принято судебной коллегией во внимание.

 

На основании вышеизложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия  

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 07 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации муниципального образования «Си*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «К*** городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: