УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
33-***/2009
Судья Челбаева Е.С.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 сентября 2009 года город
Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским
делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Бабойдо
И.А.,
судей: Шлейкиной О.В.,
Гурьяновой О.В.,
при секретаре Чаплинской Н.В.
рассмотрела дело по кассационной жалобе К*** А*** А***
на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 25 августа 2009 года,
по которому постановлено:
К*** А*** А*** в иске к
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению)
в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области о возложении обязанности
возобновить выплату пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Шлейкиной О.В., судебная
коллегия
УСТАНОВИЛА:
К*** А.А. обратился в суд с
иском к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Барыше и
Барышском районе Ульяновской области о возложении обязанности возобновить
выплату трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленного требования
указал, что проработал в Барышской пожарной части более 25 лет. С 30.06.2008
года в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» ему была
назначена трудовая пенсия. Однако 28 июля 2009 года ответчик сообщил ему о том,
что он не имеет права на получение трудовой пенсии в связи с переименованием
пожарной части в 2004 году. Поэтому срок работы с 1 января 2004 года по 31
декабря 2007 года в пожарной части не может быть зачтен в стаж для получения
льготной пенсии. Не соглашаясь с этим, истец указал, что все это время работал
на одном месте в Барышской пожарной части, всегда выполнял одни функциональные
обязанности и не виноват в том, пожарная часть за последние годы много раз
меняла название. Считает, что нарушены его права на получение трудовой пенсии.
Рассмотрев дело по существу, суд
постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе К*** А.А. просит отменить
решение суда.
Жалоба мотивированна тем, что функциональные
обязанности сотрудников пожарной охраны, входящих в подразделения МЧС России и
сотрудников местной пожарной охраны, ничем не отличаются. Объем работы и риск
остаются прежними.
К тому же акт областного уровня не может
противоречить или отменить действие федерального закона и ухудшить правовое
положение работника. Также суд не учел того обстоятельства, что сотрудники
пожарной части, ушедшие на пенсию до 2007 года, сохранили на нее право и до
сего времени продолжают ее получать. По мнению автора жалобы, судом не
исследован нормативный материал, регулирующий данные правоотношения.
В жалобе так же указано, что после издания
Постановления Главы администрации Ульяновской области №118 от 15 октября 2004
года о реорганизации Главного управления никто из сотрудников пожарной охраны
не был предупрежден о последствиях, в частности, об отмене льготного
пенсионного обеспечения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы
кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия
проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из
доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела решением комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФ РФ в
городе Барыше и Барышском районе Ульяновской области от 28.07.2009 года было
отменено решение этой же комиссии от 28.07.2008 года о назначении досрочной
пенсии по старости К*** А.А., как принятое с нарушением действующего
законодательства. Ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в
соответствии с п.п. 9 п.1 ст.28 №173 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях
в РФ», так как у него нет необходимого двадцатипятилетнего стажа работы на должностях
Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указанным решением из льготного стажа истца был исключен период его работы с
01.01.2004 года по 31.12.2007 года в пожарной части Главного Управления по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по Ульяновской области, так как оно не является структурным
подразделением МЧС России.
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994
года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определено, что в Государственную
противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно
входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и
противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не
входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Было установлено, что во исполнение постановлений
Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", от 23.11.96 N 1396 "О реорганизации штабов по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", в соответствии с Положением
о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 21.09.2002 N 1011 "Вопросы Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий", глава администрации Ульяновской
области своим Постановлением от 26.11.2003 года №143 утвердил Положение о
Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Ульяновской области.
Впоследствии согласно
постановлению главы администрации Ульяновской области от 15.10.2004 года N 118
в целях распределения и осуществления полномочий между МЧС РФ и исполнительными
органами государственной власти Ульяновской области по вопросам организации тушения
пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера в структуре исполнительных органов государственной
власти Ульяновской области Главное управление МЧС России по Ульяновской области
было реорганизовано в Службу по обеспечению выполнения задач гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области,
действующей при Главном управлении МЧС России по Ульяновской области.
Данные структуры были организованы специально для
решения задач гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, в целях реализации на территории Ульяновской области единой
государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и были подчинены
администрации Ульяновской области.
В результате данных структурных изменений пожарная
часть N *** г. Барыша, где работал истец, с 1 января 2004 года находится в
ведении администрации Ульяновской области и в структуру МЧС РФ не входит.
При разрешении дела суд правильно исходил из того,
что в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочно трудовая пенсия
по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если
они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной
службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб)
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18 июня
2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается
трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях,
предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной
службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб)
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1
статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации". Включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии
периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации законом
не предусмотрено.
Из изложенного следует, что право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее
25 лет в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны,
противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
Также суд правильно указал в своем решении, что
отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии,
условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, суд самостоятельно не
обладает такими полномочиями. Само по себе то обстоятельство, что в спорный
период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям
должностей, обозначенных в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ
от 18 июня 2002 года N 437, существенным для разрешения данного спора не
является.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец как при
поступлении на работу в пожарную часть, так и в спорный период времени, работал
в государственной противопожарной службе, где выполнял работу, направленную на
оказание помощи гражданам на территории субъекта РФ в кризисных ситуациях, и
что характер деятельности и его функциональные обязанности фактически не
изменились, а поэтому переименование организации, изменение ее ведомственной
принадлежности не может изменить уровень его правовых гарантий, основаны на
неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, в соответствии с собранными по делу
доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, а также при
правильном применении норм материального права, суд пришел к верному выводу о
не обоснованности заявленных требований.
Довод жалобы о том, что работники пожарной части,
ушедшие на льготную пенсию в 2005-2007 годах, продолжают пользоваться этим
правом, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку данное
обстоятельство для разрешения конкретного спора не является юридически значимым.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, на
правильность решения суда не влияют.
Все юридически значимые обстоятельства были
предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им в решении дана надлежащая
правовая оценка, которая сомнений в правильности не вызывает.
В силу изложенного, решение суда соответствует
нормам материального и процессуального права и отмене по доводам кассационной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Барышского городского суда Ульяновской
области от 25 августа 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К***
А*** А*** - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: