У Л Ь Я Н О В С К И Й
О
Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-***/2009
Судья Гончарова И.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
24 сентября 2009
год город Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Колобковой
О.Б., Кинчаровой О.Е.
при секретаре Трифоновой А.И.,
с участием прокурора
Логинова Д.А.,
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Территориальной избирательной комиссии муниципального
образования «Мелекесский район» и кассационному представлению прокурора
Мелекесского района Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда
Ульяновской области от 17 сентября 2009 года, по которому суд решил:
Заявление Ч*** Р***
А*** удовлетворить.
Признать незаконным
постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования
«Мелекесский район» от 4 сентября 2009 года об отказе в регистрации Ч*** Р*** А***
кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования
«Николочеремшанское сельское поселение» второго созыва по Николочеремшанскому
десятимандатному избирательному округу незаконным.
Обязать
территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Мелекесский
район» зарегистрировать Ч*** Р*** А*** кандидатом в депутаты Совета депутатов
муниципального образования Николочеремшанское сельское поселение» второго
созыва по Николочеремшанскому десятимандатному избирательному округу.
Заслушав доклад
судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ч*** Р.А. обратился
в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной
комиссии муниципального образования «Мелекесский район» от 04 сентября 2009
года № ***, которым ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты
Совета депутатов муниципального образования «Николочеремшанское сельское
поселение» второго созыва по Николочеремшанскому десятимандатному
избирательному округу.
В обоснование
требований указал, что 21 августа 2009 года он подал в территориальную
избирательную комиссию муниципального образования «Мелекесский район» заявление
о желании баллотироваться в депутаты Совета депутатов муниципального
образования «Николочеремшанское сельское поселение» и представил все
необходимые для регистрации кандидата в депутаты документы. Постановлением
территориальной избирательной комиссии от 04 сентября 2009 года ему было
отказано в регистрации со ссылкой на непредставление предусмотренных законом документов.
Считает постановление незаконным, т.к. все установленные законом требования по
представлению документов для регистрации кандидатом в депутаты им выполнены в
полном объеме.
Рассмотрев заявление
по существу, суд принял приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Территориальная избирательная комиссия просит решение отменить. По
мнению автора жалобы, вывод суда о возможности разновременного представления
документов, необходимых для регистрации кандидата в период, установленный ч.4
ст. 44 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов
муниципальных образований», не соответствует
федеральному законодательству и законодательству Ульяновской области.
Исходя из смысла п. 5 ст. 44, ч.1 ст. 47, абз.3 ч.2 ст. 47 Закона Ульяновской
области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных
образований» п. 18 ст. 38, п.1-1 ст. 38 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» документы, представленные после начала течения сроков их
проверки, не могут быть приняты избирательной комиссией во внимание при решении
вопроса о регистрации кандидата. Возможность разновременного представления
документов нарушает течение указанных сроков. Делая вывод об отсутствии предусмотренных
законом оснований для отказа заявителю в регистрации кандидатом в депутаты, суд
не учел, что основанием для отказа комиссия указала отсутствие среди
документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых в
соответствии с Федеральным законом, Законом области для регистрации кандидата,
а не нарушение порядка представления документов.
В кассационном
представлении прокурор Мелекесского района Ульяновской области просит изменить
решение суда. В обоснование доводов представления указывает, что, признав
незаконным постановление территориальной избирательной комиссии и обязав
комиссию зарегистрировать Ч*** Р.А. кандидатом в депутаты, суд не отменил
оспариваемое постановление. Просит внести изменения в резолютивную часть, указав
вывод об отмене постановлении территориальной избирательной комиссии.
Проверив материалы
дела, выслушав представителя территориальной избирательной комиссии К*** М.Е.,
поддержавшую доводы кассационной жалобы, заявителя Ч*** Р.А., возражавшего
против удовлетворения жалобы, прокурора Логинова Д.А., поддержавшего доводы
кассационного представления и просившего оставить без удовлетворения
кассационную жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
приходит к следующему.
На 11 октября 2009
года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования
«Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области
второго созыва.
В порядке
самовыдвижения Ч*** Р.А. обратился в территориальную избирательную комиссию
муниципального образования «Мелекесский район» с заявлением о регистрации
кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования
«Николочеремшанское сельское поселение».
Постановлением
территориальной избирательной комиссии № *** от 04.09.2009 года заявителю
отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
В соответствии с
пунктом 3 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года
№ 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных
образований Ульяновской области» (с изменениями и дополнениями) одним из
оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов,
представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата,
документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации», настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или)
регистрации кандидата.
Документами,
представляемыми для регистрации, согласно частей 1 и 2 статьи 44 Закона
Ульяновской области являются: первый финансовый отчет; информация об изменениях
в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1-3
статьи 39 настоящего Закона; подписные листы; протокол об итогах сбора подписей
избирателей в двух экземплярах; документ, подтверждающий факт оплаты
изготовления подписных листов.
Из представленных
суду документов следует, что Ч*** Р.А. представил в территориальную
избирательную комиссию 25 августа 2009 года в 8.48 час. подписной лист с
подписями избирателей в поддержку его выдвижения от 24.08.2009 года, первый
финансовый отчет от 24.08.2009 года, протокол об итогах сбора подписей
избирателей от 24.08.2009 года, а 26.08.2009 года в 13.22 час. им представлены документы,
подтверждающие факт оплаты изготовления подписных листов: копия платежного
поручения № *** от 21.08.2009 года, копия мемориального ордера № *** от
21.08.2009 года, акт на услуги по изготовлению подписного листа от 24.08.2009
года. Указанные документы представлены заявителем до установленного предельного
срока, то есть до 18.00 часов 26 августа 2009 года.
Отказывая Ч*** Р.А.
в регистрации кандидатом в депутаты, территориальная избирательная комиссия
пришла к выводу о том, что не одновременное представление документов, а именно
представление документа об оплате изготовления подписных листов позже, является
отсутствием среди документов, представленных для регистрации кандидата,
документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, Законом области
для регистрации кандидата, что подпадает под пункт 3 части 3 статьи 47 Закона
Ульяновской области.
Исследовав
представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд первой инстанции
пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законодательством о
выборах оснований для отказа Ч*** Р.А. в регистрации кандидатом в депутаты.
Соглашаясь с
указанным выводом, судебная коллегия исходит из следующего.
Перечень оснований для
отказа в регистрации кандидата является исчерпывающим, что прямо предусмотрено
пунктом 27 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
РФ».
Статьей 44 Закона
Ульяновской области № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов
муниципальных образований Ульяновской области» предусмотрено, что необходимые
для регистрации документы представляются одновременно не ранее чем за 75 дней и
не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18.00 часов по местному
времени.
Такого основания для
отказа в регистрации, как неодновременное представление документов, поданных не
позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18.00 часов, ни Федеральный закон,
ни Закон Ульяновской области не содержат.
Федеральный закон №
67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» является основным законом,
регулирующим избирательные правоотношения.
Выборы депутатов
представительных органов муниципальных образований регулирует Закон Ульяновской
области № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных
образований Ульяновской области», который определяет процедуру выдвижения
кандидатов, порядок и сроки сдачи документов, а также их перечень.
Указание в статье 44
Закона области на одновременную подачу документов предусматривает порядок сдачи
документов, но не сроки. Сроки подачи
документов установлены: не ранее 75 и не позднее 45 дней до 18.00 часов до дня
голосования.
Несоблюдение порядка
представления документов, поданных в установленный срок, не предусмотрено
законом в качестве основания для отказа в регистрации. Оснований, позволяющих
расценивать неодновременное представление поданных в срок документов как их не
представление, также законом не предусмотрено.
В соответствии с
Разъяснением Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 года №
203/1272-4, кандидат не вправе дополнительно представлять документы,
необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не
были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для
уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата.
Таким образом,
основным требованием закона в указанной части является представление
необходимых для регистрации документов в срок.
Это требование Ч***
Р.А. выполнено.
Кроме того, из дела
следует, что неодновременная подача заявителем документов не повлекла негативных
последствий.
Федеральным законом
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан РФ» предусмотрено, что подписные листы должны
изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Факт изготовления
подписных листов за счет средств избирательного фонда подтвержден документами: копией
платежного поручения № *** от 21.08.2009 года, копией мемориального ордера № ***
от 21.08.2009 года, актом на услуги по изготовлению подписного листа от
24.08.2009 года.
Проверка
достоверности и действительности подписей избирателей в представленных Ч***
Р.А. подписных листах осуществлялась избирательной комиссией 30 августа 2009
года, т.е. после представления заявителем всех необходимых документов.
По мнению судебной
коллегии, при наличии таких обстоятельств, и учитывая, что непредставление
документа об оплате изготовления подписных листов одновременно с другими
документами для регистрации не является основанием для отказа в регистрации
кандидата, избирательная комиссия была не вправе принимать решение об отказе Ч***
Р.А. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального
образования «Николочеремшанское сельское поселение» второго созыва по
Николочеремшанскому десятимандатному избирательному округу.
Судебная коллегия находит
выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют
установленным по делу обстоятельствам и
требованиям действующего избирательного законодательства при его правильном
толковании. Доводы кассационной жалобы являются аналогичными возражениям представителя
избирательной комиссии в суде первой инстанции, которые являлись предметом
исследования суда, в решении им дана правильная оценка. Решение суда является
законным и отмене не подлежит.
Вместе с тем, судебная
коллегия находит заслуживающими внимания доводы кассационного представления о
необходимости отмены принятого с нарушением закона постановления избирательной
комиссии.
Учитывая, что суд
первой инстанции, признав незаконным оспариваемое постановление, не указал в
резолютивной части вывод о его отмене, судебная коллегия считает необходимым
изложить резолютивную часть решения суда в иной редакции.
Руководствуясь ст.
ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2009 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Территориальной избирательной комиссии
муниципального образования «Мелекесский район» - без удовлетворения.
Изложить
резолютивную часть решения в следующей редакции:
Постановление
территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский
район» № *** от 4 сентября 2009 года отменить.
Обязать
территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Мелекесский
район» зарегистрировать Ч*** Р*** А*** кандидатом в депутаты Совета депутатов
муниципального образования «Николочеремшанское сельское поселение» второго
созыва по Николочеремшанскому десятимандатному избирательному округу.
Председательствующий:
Судьи: