Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Документ от 22.09.2009, опубликован на сайте 07.10.2009 под номером 12970, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСНОЙ СУД

 

Дело №33-***/2009

Судья Усовой В.Е.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2009 год                                             город Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Булгакова Г.М., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Рабчук Л.Ю.

рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе  Управления Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 13 августа 2009 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Н*** Т*** В*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании отказа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный стаж незаконным, включении в медицинский стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить.

Признать отказ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о зачете периода работы Н*** Т*** В*** с 29.12.1995 года по 31.05.2004 года в должности медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра в ЗАО «Авиакомпания ***» в медицинский стаж, выраженный в Протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № *** от 11.06.2009 года, незаконным.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области включить Н*** Т*** В*** в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период ее работы с 29.12.1995 года по 31.05.2004 года в должности медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра в ЗАО «Авиакомпания ***» и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 24.04.2009 года.

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия

Установила:

 

Н*** Т*** В*** обратилась в суд с иском  к  Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г.Ульяновска  о  признании решения Комиссии об отказе во включении в специальный стаж периода ее работы в качестве медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра ООО «Авиакомпания ***» с 29.12.1995 г. по 31.05.2004 года незаконным, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 24.04.2009 года.

Требования мотивированы тем, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.06.2009 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей  было отказано. Считает решение Комиссии незаконным. По мнению автора жалобы, спорный период должен засчитываться в специальный стаж на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, утвердившим Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, в соответствии с которым право на включение в специальный стаж имели медицинские работники независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Рассмотрев иск, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Автор жалобы полагает, что истица не имеет права на досрочную трудовую пенсию по старости  в соответствии с нормами Закона «О трудовых пенсиях РФ» поскольку ООО «Авиакомпания «***» учреждением здравоохранения не является. Кроме того, в жалобе указывается на то, что иск  Н*** Т.В. не мог быть рассмотрен по существу, дело подлежало прекращению, поскольку аналогичного содержания спор был уже рассмотрен судом и решением Заволжского районного суда от 27.07.2005 г., вступившим в законную силу, истице уже  было отказано во включении данного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  заслушав пояснения Н*** Т.В., представителя  ООО «Авиакомпания ***» А*** Р.С., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что Н*** Т.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе  24.04.2009 года с заявлением на назначении  ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в  Заволжском районе г. Ульяновска от 11.06.2009 года в специальный медицинский стаж истицы засчитано 26 лет 08 месяцев 04 дня. Однако период работы  с 29.12.1995 г. по 31.05.2004 г. (8 лет 05 мес.02 дня) в должности медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра ООО «Авиакомпания «***» в специальный медицинский стаж истицы не включен в связи с тем, что ООО Авиакомпания «***» не входит в Список учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно  подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в  РФ»  № 173-ФЗ  от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только  в  городах,  независимо  от  их  возраста.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 36.05.2009 № 449) утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения  в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно вышепоименованному Списку должность медицинской сестры больниц всех наименований входила в перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости.

По смыслу приведенных выше норм, право на досрочное назначение пенсии по старости  имеют лица, осуществляющие лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения во всех учреждениях здравоохранения независимо от их форм собственности. 

Материалами дела установлено, что Н*** Т.В. решением комиссии ГУ УПФ  в Заволжском районе г. Ульяновска от 11.06.2009 года в специальный медицинский стаж истицы засчитано 26 лет 08 месяцев 04 дня. Период работы  с 29.12.1995 г. по 31.05.2004 г. в должности медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра ООО «Авиакомпания «***» в специальный медицинский стаж истицы не включен, в связи с тем, что ООО «Авиакомпания «***» не входит в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Из материалов дела следует, что лечебно-оздоровительный центр ООО «Авиакомпания «***» создан для оказания медицинской помощи работникам авиакомпании и членам их семей, являлся структурным подразделением ООО «Авиакомпания «***» и относился к субъекту частной системы здравоохранения.

Таким образом, в период работы Н***  Т.В. в должности медицинской сестры лечебно-оздоровительного центра ООО «Авиакомпания «***»  данный центр  занимался медицинской деятельностью и, следовательно, являлся  учреждением здравоохранения.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 своего Постановления «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005 г. N 25 указал, что при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (ранее действующая редакция), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ранее действующая редакция), производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ранее действующая редакция), независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно зачел период работы истицы в качестве медсестры в лечебно-оздоровительном  центре (поликлинике) ООО «Авиакомпания «***» в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Поскольку в общей сложности у  истицы на момент обращения в органы Пенсионного фонда  имелся необходимый стаж для назначения пенсии, то суд правомерно возложил обязанность на ответчика по назначению ей пенсии. 

В кассационной жалобе указывается на то, что  поскольку решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27.07.2005 г., вступившим в законную силу, истице было отказано в удовлетворении аналогичных требований, то суд  не праве был повторно рассматривать данный спор. Производство по делу подлежало прекращению.

Указанные доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального законодательства.

Согласно ст. 220 ГПК РФ  суд прекращает производство по делу, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

Однако из материалов дела следует, что истицей в 2005 году оспаривалось в суде решение Комиссии Управления Пенсионного фонда  от 29.05.2005 года. В настоящее время истицы оспаривала решение Комиссии Управления от 11.06.2009 года.

Таким образом, предметы спорных правоотношений, рассматриваемых судом,  были различны.  Поэтому правовых оснований для прекращения производства по делу у суда не имелось.

Другие доводы жалобы были предметом разбирательства в суде первой инстанции и в решении им дана правильная юридическая оценка.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда,  не имеется.

Материальный закон применен правильно.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 августа 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска   – без удовлетворения.

 

Председательствующий: 

Судьи: