УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33- ***\2009
г. Судья Никитина Н.П.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2009
года г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Болбиной Л.В.,
судей Федоровой
Л.Г., Колобковой О.Б.
при секретаре Михайловой
О.Н.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе М*** Н*** В***, М*** В*** В*** на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 31 июля 2009 года, по которому
постановлено:
В иске М*** Н*** В***
и М*** В*** В*** к Управлению
Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по городу Димитровграду
и Мелекесскому району, Департаменту социальной защиты населения Ульяновской
области о понуждении принять заявление с приложенными документами для обмена
(выдачи) удостоверения единого образца как лицам, пострадавшим от радиационного
воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и к
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о понуждении к выдаче
удостоверения как лицам, пострадавшим от
радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне, с указанием полученной
суммарной эквивалентной эффективной дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр) отказать.
Заслушав доклад
судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
установила:
М*** Н. В. и М*** В.В. обратились в суд с иском к
Управлению Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по
городу Димитровграду и Мелекесскому району, Департаменту социальной защиты населения
Ульяновской области и Министерству Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий о выдаче им удостоверения пострадавшего
от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне.
В обоснование иска
указали, что с 1998 года они являются гражданами Российской Федерации. Ранее
они проживали на территории Республики Казахстан - М*** Н.В. проживала в г. У***
в период с августа 1958 года по декабрь 1965 года, а с января 1966 года по сентябрь
1985 года и с августа 1988 года по декабрь 1990 года проживала в г. С***; М***
В. В. проживал с августа 1959 года по декабрь 1965 года в Т*** районе В***
области, а с октября 1976 года по декабрь 1990 года в зоне повышенного риска в
г. С***.
В Республике
Казахстан им были выданы льготные
удостоверения пострадавших вследствие радиационного воздействия серии СП № ***
и серии СП № ***, а также выдали справки о дозе облучения в зонах
максимального и повышенного радиационного риска.
Полагая, что и на
территории Российской Федерации имеют аналогичные права, истцы обратились с
заявлением в органы, уполномоченные принимать и обменивать удостоверения, об
обмене названных удостоверений на удостоверения единого образца. Однако им было
в этом отказано.
Находят действия
ответчиков незаконными, противоречащими требованиям Постановления Правительства
РФ № 849 от 27.12.2004 года. Полагают, что ответчиком не учтены такие значимые
обстоятельства, как их проживание в населенных пунктах, подвергшихся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне, в зонах максимального и повышенного радиационного риска от 5 БЭР, а
также наличие у них ранее выданных удостоверений.
Истцы просили
обязать Департамент социальной защиты населения Ульяновской области принять у
них документы для обмена (выдачи) удостоверения единого образца как лицам,
пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также
обязать МЧС России выдать им удостоверение единого образца как лицам,
пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с
указанием полученной суммарной (накопленной) эквивалентной эффективной дозой
облучения свыше 25 сЗв ( бэр) в связи с проживанием в зонах максимальной и повышенной активности.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе М*** Н.В., М*** В.В. просят отменить постановленное по делу решение в
связи с неверным определением фактических обстоятельств дела, а также
неправильным применением норм материального законодательства.
При этом авторы
кассационной жалобы указывают, что Федеральные законы РФ, Соглашения государств
– участников СНГ от 24.12.1993года, положения материального права не были
правильно истолкованы и всесторонне рассмотрены судом.
В Конвенции о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск 22 января 1993) (с
изм. от 28.03.1997г.) в статье 13 указывается, что документы, которые на
территории одной из договаривающихся
Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то
уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и
скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся
сторон без какого-либо специального удостоверения.
Полагают, что суд
неправильно применил законодательные акты. Алтайский НИИ региональных
медико-экологических проблем не относится к радиационной медицине, а относится
к «ГлавАлтайСоцзащите» которая занимается медико-экологическими проблемами.
Само по себе невключение
населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию
вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный
Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении
мер социальной поддержки.
В судебную коллегию
истцы не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили,
документов, свидетельствующих об уважительности неявки, не представили.
В связи с
изложенным, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствии
истцов М***.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Судом установлено,
что истцы до 1998 года проживали в Республике Казахстан - М*** Н.В. проживала
в г. У*** в период с августа 1958 года по декабрь 1965 года, а с января 1966
года по сентябрь 1985 года и с августа 1988 года по декабрь 1990 года
проживала в г. С***; М*** В. В. проживал с августа 1959 года по декабрь 1965
года в Т*** области, а с октября 1976 года по декабрь 1990 года в г. С***.
В 1994 году
Администрацией Ленинского района г. С*** Республики Казахстан было выдано М***
Н.В., *** 1958 года рождения,
удостоверение СП № ***, которое подтверждает право истицы на льготы
пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как
проживавшей в г.У*** и в г. С***.
Аналогичное
удостоверение было выдано М*** В.В., 1959 года рождения, Администрацией
Ленинского района г. С*** в январе 1994 года, как проживавшему в Т*** районе и
г. С***.
Согласно справке № ***
от 3 марта 2009 года, суммарная эффективная эквивалентная доза М*** В.В.
составляет 0,14 Зв. (14,7 сЗв), а в соответствии со справкой № *** от 15 апреля
2009 года - суммарная эффективная эквивалентная доза М*** Н.В. составляет 0,15
Зв (15,4 сЗв).
В
настоящее время истцы являются гражданами Российской Федерации, проживают в Ульяновской области.
Согласно ст. 1
Федерального закона от 10 января 2002 г.
N2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (с
изменениями от 17 марта, 22 августа, 29 декабря 2004 г.) гражданам, которые
проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской
Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством
Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые
получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр),
а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных
граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на
одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные
настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 5
названного выше закона гражданам, получившим суммарную (накопленную)
эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются
удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной
поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений
определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
Правительство
Российской Федерации Постановлением от 27 декабря 2004 года № 849 утвердило
Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне, пунктом 2 которых в полном соответствии со статьей 1 названного
Федерального закона установлено, что удостоверения выдаются гражданам
Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах
на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные
Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения
более 5 сЗв (бэр).
Установление
причинной связи развившихся заболеваний с
последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
осуществляется межведомственными экспертными советами в порядке, определяемом
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
Следовательно,
возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с проживанием
в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и суммарной (накопленной)
эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр); у детей до 18 лет - с наличием
заболевания вследствие радиационного воздействия.
Распоряжением
Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-Р утвержден перечень населенных
пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, согласно которому вышеназванные
населенные пункты: г. У***, Т*** район и г. С*** – не отнесены к категории населенных пунктов,
жители которого подвергались радиационному воздействию.
Исходя
из правого содержания и смысла приведенных норм закона основанием для выдачи
гражданам удостоверения, дающего право
на получение мер социальных гарантий, является: проживание (нахождение)
в зоне повышенного радиационного риска и
получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 бер.
В
рамках данного гражданского дела судом назначалась экспертиза, проведенная краевым государственным учреждением
«Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем»
Главалтайсоцзащиты, из заключения которого (№ *** от 28.07.2009) следует, что М*** Н.В. при проживании в г. У***
с августа 1958 года по декабрь 1965 года, в г. С*** с января 1966 года по
сентябрь 1985 года и с августа 1988 года по декабрь 1990 года могла получить эффективную дозу не
более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод
подтверждается отсутствием радиоактивных
выпадений в г. У*** В*** области и г. С*** бывшей Казахской ССР в периоды
проживания там истицы, которые могли бы
сформировать суммарную эффективную дозу для населения более 5 сЗВ при
проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; М*** В.В. при
проживании в Т*** районе с августа 1959 года по декабрь 1965 года, в Та***
районе с января 1966 года по сентябрь 1976 года, в г. С*** с октября 1976 года
по декабрь 1990 года мог получить эффективную дозу не более 5 сЗв в результате
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Данный вывод подтверждается отсутствием радиоактивных
выпадений в Т*** районе, Та*** районе и г. С*** бывшей Казахской ССР в периоды
проживания там истца, которые могли бы
сформировать суммарную эффективную дозу для населения более 5 сЗв при
проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При
указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в
удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении требований М*** В.В., М*** Н.В., суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований истцов, не
установлено.
Приведенная в
решении суда мотивация указанных выводов согласуется с нормами материального
права, основана на доказательствах, представленных сторонами.
Доводы, приведенные
М*** Н.В. и В.В. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка.
В
кассационной жалобе истцы не согласны с заключением экспертов, поскольку, как
они указывают, Алтайский НИИ региональных медико-экологических проблем не
относится к радиационной медицине, однако с данным доводом судебная коллегия
согласиться не может.
В соответствии с ч.
3 ст. 86, 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему
убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном
исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие
доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает
относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности,
а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Рассматривая исковые
требования, суд обоснованно исходил из заключения эксперта № *** от 28.07. 2009
года, поскольку указанная экспертиза проводилась по назначению суда, с
соблюдением требований ст. ст. 79-86 ГПК РФ, является допустимым и достоверным
доказательством по данному делу.
Ссылка в
кассационной жалобе на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам от 1993 года не является основанием к
отмене решения суда, поскольку не дает права гражданам Российской Федерации
требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот,
установленных законодательством Республики Казахстан, на основании имеющихся у
них национальных удостоверений.
Другие доводы жалобы были предметом разбирательства в суде первой
инстанции и в решении им дана правильная юридическая оценка.
В силу ст. 347 ГПК
РФ судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность
оспариваемого решения суда в пределах доводов кассационной жалобы.
Нарушений норм
процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения
суда, судебная коллегия не усматривает. Материальный закон применен правильно.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 июля 2009 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу М*** Н*** В***, М*** В*** В*** –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи