У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-***-2009
Судья Савкин И.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 сентября 2009
год город Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Аладина П.К.,
Кинчаровой О.Е.
при секретаре Рабчук
Л.Ю.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе М*** А*** В*** на решение Сенгилеевского районного суда
Ульяновской области от 28 июля 2009 года, по которому постановлено:
В иске М*** А*** В***
к Управлению Федеральной миграционной службы по Ульяновской области о принятии
документов на получение гражданства РФ отказать.
Заслушав доклад
судьи Аладина П.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
М*** А.В. обратилась
в суд с заявлением, в котором просила обязать Управление Федеральной
миграционной службы по Ульяновской области принять у нее документы для
получения гражданства РФ в упрощенном порядке.
Заявление
мотивировала тем, что в 1994 году она с мужем и малолетними детьми приехала в
Россию из А***. По приезду они были зарегистрированы в Самарской области, где в
1994 году родилась третья дочь. В 1997 году ее семья переехала в село М*** Т***
района Ульяновской области, где и проживает по настоящее время. Она получает пособие на детей, пользуется льготами
как многодетная мать. В 2004
году она утратила паспорт гражданина СССР, неоднократно обращалась в ТП УФМС по
Тереньгульскому району для получения паспорта гражданина РФ, но ей отказывали в
приеме документов из-за отсутствия какого-либо документа. Она не согласна с ответом
УФМС о том, что при представлении необходимого пакета документов она может
получить вид на жительство, а далее – сдать документы на принятие в гражданство
РФ. Полагает, что у нее сразу же должны принять документы на получение
гражданства РФ в упрощенном порядке, её отец – инвалид 2 группы является
гражданином РФ.
Рассмотрев дело по
существу, суд вынес решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе М*** А.В. просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Жалоба мотивирована теми же доводами, которыми она мотивировала свою позицию в
суде первой инстанции.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав М*** А.В., поддержавшую
доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим
отмене.
Решение полномочного
органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении
заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в
суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ст. 39 Федерального закона от 31 мая 2002 года №
62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 62-ФЗ)).
Отказ в рассмотрении
заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие
порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок
исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия
должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской
Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности
должностному лицу либо в суд (ст. 40 Федерального закона № 62-ФЗ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде
решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального
служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из заявления М***
А.В. следует, что ею оспариваются действия УФМС России по Ульяновской области.
Вместо этого суд
рассмотрел заявление М*** А.В. в исковом порядке. При этом суд не учёл, что между лицом, оспаривающим правомерность
отказа в оформлении документов на приобретение гражданства, и миграционным
органом, в компетенцию которого входит оформление таких документов и принятие
по ним решений, отсутствует материально-правовой спор.
Анализ приведенных
положений Федерального закона № 62-ФЗ и ст. 254 ГПК РФ позволяет сделать вывод
о том, что бремя доказывания факта
нарушения права, исходя из положений статей 56, 249 ГПК РФ, а также
характера рассматриваемых правоотношений,
лежит на заявителе, который обязан доказать факт обращения в территориальный
пункт УФМС либо в УФМС с письменным
заявлением по вопросу приема в гражданство, а также то обстоятельство, что решением, действием (бездействием) этого органа нарушены его права.
Следовательно, юридически
значимыми обстоятельствами по делам указанной категории будут факт обращения к
должностным лицам полномочных органов с заявлением по вопросам гражданства
Российской Федерации и наличие отказа, поскольку в силу ст. 254 ГПК РФ проверка
законности и обоснованности действий должностных лиц требует установления и
оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для обращения
заявителей в суд. Именно при рассмотрении дела в суде должен быть решен вопрос,
какая конкретно норма Федерального закона № 62-ФЗ и в каком объеме подлежит
применению в деле заявителя.
В
связи с этим, применительно к настоящему делу, суд должен был возложить
обязанность на М*** А.В. представить письменный отказ по результатам рассмотрения её обращения
в территориальный пункт УФМС или УФМС либо иные доказательства, подтверждающие обращение в полномочные органы. В свою
очередь, государственный орган должен был доказать
законность отказа в удовлетворении обращения заявителя.
Однако в материалах
настоящего дела отсутствуют документы, подтверждающие, что М*** А.В. обращалась
в полномочный орган с заявлением о приеме её в гражданство Российской Федерации
и на основании какой нормы Федерального закона № 62-ФЗ. Вместе с тем из
возражений УФМС, направленных в суд 23 июля 2009 года, усматривается, что М***
А.В. 19 марта 2009 года обращалась в полномочный орган по вопросу приема
документов на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном
порядке на основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 62-ФЗ.
Судом не истребованы
указанные выше документы, т.е. судом не были установлены все юридически
значимые по делу обстоятельства, установление которых было прямо предусмотрено
нормами Федерального закона № 62-ФЗ и нормами процессуального права.
Следовательно, судом
не была дана правовая оценка законности отказа УФМС в удовлетворении обращения
М*** А.В., что в силу п. 1 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ является основанием для отмены
решения суда в кассационном порядке.
В связи с изложенным
выше, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о том, что у М***
А.В. отсутствуют основания для подачи документов на получение гражданства
Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку ей вначале необходимо
получить вид на жительство, преждевременным и необоснованным.
В силу ч. 4 ст. 14
Федерального закона № 62-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства,
имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств,
входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской
Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на
временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются
в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий,
предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального
закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести
гражданство Российской Федерации.
Исходя из сведений,
содержащихся в возражениях УФМС, М*** А.В. является лицом без гражданства,
прибыла в Российскую Федерацию из государства, входившего в состав СССР (А***),
имеет регистрацию по месту жительства на 01 июля 2002 года, обратилась в
миграционный орган до 01 июля 2009 года.
Приведенные выше
обстоятельства в силу действовавших в момент прибытия в Российскую Федерацию
заявительницы норм материального права (Закон Российской Федерации от 28 ноября
1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», Постановление
Правительства РФ от 12 марта 1997 года «О распространении действий Правил
регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и
месту жительства в пределах РФ на граждан бывшего СССР, прибывающих из
государств - участников СНГ и государств Балтии») предполагают, что нахождение М***
А.В. в Российской Федерации не может свидетельствовать об отсутствии у нее законного основания для
такого нахождения. При этом наличие постоянной регистрации на территории
Российской Федерации М*** А.В. с 1994 года по настоящее время, в том числе и на
01 июля 2002 года, подтверждено материалами дела и не оспаривается УФМС.
В связи с этим суду
следовало дать оценку правомерности требований УФМС об оформлении М*** А.В.
вида на жительство.
Кроме того, суду
следовало дать оценку требованиям УФМС от М*** А.В. представить документ,
удостоверяющий её личность (национальный паспорт либо справку посольства А***
об отсутствии гражданства этого государства), притом, что факт утери паспорта
гражданина СССР в 2004 году подтвержден полномочным органом, а её личность
установлена заключением руководителя ТП УФМС.
В связи с тем, что
по делу не были правильно определены и установлены все юридически значимые
обстоятельства, судом дело не рассмотрено по правилам Главы 25 ГПК РФ, суд
кассационной инстанции, отменяя состоявшееся по делу решение, не выносит
нового, а направляет дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь
статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 июля 2009 года
отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи: