УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Дело № 33-***/2009
Судья Агафонов С.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 августа 2009
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Бабойдо И.А.,
судей
Булгакова Г.М., Аладина П.К.
при
секретаре Чаплинской Н.В.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Павловском районе Ульяновской
области на решение Николаевского
районного суда Ульяновской области 23
июля 2009 года, которым постановлено:
Обязать
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском
районе Ульяновской области включить в стаж педагогической деятельности, дающей
право на досрочное назначении пенсии период работы П*** Л*** Ф*** в Х***
средней школе в должности старшей пионервожатой с 05.09.1979 года по 28.08.1980
года.
Обязать
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском
районе Ульяновской области назначить П*** Л*** Ф*** досрочную пенсию по старости
в связи с педагогической деятельностью с 04 мая 2009 года.
Заслушав
доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
П*** Л.Ф. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Павловском районе о включении периодов работы в трудовой стаж и назначении
пенсии.
Требования
мотивированы тем, что решением комиссии Управления Пенсионного фонда (ГУ) в
Павловском районе ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по
старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по причине
отсутствия необходимого специального стажа. Решением Комиссии отказано включить
в специальный педагогический стаж период ее работы в должности старшей пионервожатой
в Х*** средней школе с 05.09.1979 года по 11.01.1981 года. Считает решение
ответчика незаконным. Просила обязать Управление Пенсионного фонда засчитать
указанный период в стаж работы, дающий
право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначить пенсию.
Рассмотрев заявленные требования, суд
постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе УПФ РФ (ГУ) в Павловском районе
Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, указывая, что решение
постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального
законодательства. Суд применил закон, не подлежащий применению, и выборочно
взял из него лишь те положения, которые выгодны истице. Руководствуясь нормами,
предусмотренными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, суд
не принял во внимание, что условия назначения пенсии по данному постановлению
были менее благоприятными, чем по действующему в настоящее время законодательству.
Применение названного постановления могло бы иметь место, если бы до конца его
действия (01.10.1993) истица отработала бы весь предусмотренный законом
25-летний стаж.
Суд неправильно
истолковал Постановление Конституционного Суда РФ, признавшего
неконституционным п. «а» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от
20.11.1990 № 340-1, и не принял во внимание содержание постановления Минтруда
РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в
соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
РФ».
Изучив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В судебном заседании
установлено, что П*** Л.Ф., 14.07.1962 года рождения, 04.05.2009 года
обратилась в Управление ПФ РФ (ГУ) в Павловском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости
в связи с осуществлением
педагогической деятельности по
п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан от 14.05.2009 года П*** Л.Ф. было отказано в назначении
досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа для назначения
досрочной пенсии. На момент обращения истице были зачтены периоды ее работы на
педагогических должностях в Х*** средней школе,
Ш*** комплексе школы-сада, Ш*** средней общеобразовательной школе. Таким
образом, решением Комиссии УПФ (ГУ) в Павловском районе признано, что педагогическая деятельность П*** Л.В. на
04.05.2009 года составила 24 года 7
месяцев 26 дней. Не был включен в специальный стаж истицы период ее работы в
должности старшей пионервожатой в Х***
средней школе с 05.09.1979 года по 11.01.1981 года.
Данные
обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых
пенсиях в РФ» от 17.12.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего
Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с
указанной нормой закона постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №
781 (в редакции Постановления Правительства
от 26.05.2009 №449) утверждены: Список должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях
в РФ»; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей.
Таким образом, суд
на законных основаниях включил в специальный стаж истицы период ее работы на
педагогических должностях в Х*** средней школе,
Ш*** комплексе школы-сада, Ш*** средней общеобразовательной школе 24 года
7 месяцев 26 дней.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов
реализации пенсионных прав граждан УПФ (ГУ) РФ
в Павловском районе от 14.05.2009 П*** Л.Ф. отказано в назначении пенсии
со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.
При этом из протокола заседания комиссии
усматривается, что выслуга лет П*** Л.Ф. составляет 24 года 07 месяцев 26 дней.
Не засчитан в специальный стаж период работы в должности старшей пионервожатой
в средней Х*** средней школе с 05.09.1979года по 11.01.1981 года.
Положением о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О
пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского
хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж
работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах,
школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, на
законных основаниях суд включил в специальный стаж, дающий право на назначение
досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в
общеобразовательных учреждениях для детей период работы истицы с 05.09.1979 по 28.08.1980 в должности старшей пионервожатой в Х***
средней школе.
В кассационной
жалобе указывается на то, что правовых
оснований для включения периода работы истицы в качестве старшей пионервожатой в Х*** средней школе не было.
Указанные доводы не
могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неправильном
толковании закона.
Отказывая П*** Л.Ф.
во включении в педагогический стаж периода работы в должности старшей
пионервожатой в Х*** средней школе, ответчик сослался на то, что в настоящее
время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением
Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Однако оценку пенсионных прав истицы
необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в
спорный период.
Судом правильно указано в решении, что
положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей
18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую
определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в
сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники
соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия
своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе
действующего законодательства право будет уважаться властями и будет
реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию,
изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в
отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового
регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию
в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации,
действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией
лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ
от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1
ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей
работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах
и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам
ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным
Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.
В соответствии с п. 3 названного
Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками
сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие
до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Таким образом, поскольку в период работы П***
Л.Ф. в должности старшей пионервожатой работа в данной должности включалась в педагогический
стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959
№ 1397, она имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж
при назначении ей пенсии в настоящее время.
Иное толкование и применение пенсионного
законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное
обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55
Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение
федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Довод кассационной жалобы о том, что
применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 могло бы иметь место,
если бы до конца его действия истица
отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж, судебная коллегия находит
неубедительным и основанным на неправильном толковании правовых норм.
Названный нормативный акт содержал условие о
том, что период работы в должности пионервожатой может быть включен в
педагогический стаж в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для
назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях,
работа в которых дает право на эту пенсию. Утверждение ответчика, что эти 2/3
стажа должны быть выработаны в период действия данного нормативного акта, является
ошибочным. По смыслу приведенного положения, для включения периода работы в
должности пионервожатой в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту
назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего
педагогического стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании какого
законодательства решается вопрос о назначении пенсии.
Данное условие П*** Л.Ф. соблюдено, более 24
лет ее трудового стажа приходится на работу в должностях учителя и воспитателя,
т.е. работы, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с
педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих
в настоящее время правовых актов.
Ссылка в кассационной жалобе на постановление
Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых
пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в РФ» не может быть принята во внимание, поскольку названный
подзаконный нормативный акт действует лишь в той части, в какой он не
противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и толкованию закона,
данному в судебных постановлениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда
РФ.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Николаевского районного суда
Ульяновской области от 23 июля 2009 оставить без изменения, а кассационную
жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Павловском районе Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: