Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 25.08.2009, опубликован на сайте 11.09.2009 под номером 12809, 2-я гражданская, об обязательстве назначения досроч.труд.пенсии, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***/2009                  

Судья Агафонов С.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

25 августа 2009 года                                                                            г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бабойдо И.А.,

судей Булгакова Г.М., Аладина П.К.

при секретаре  Чаплинской Н.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Павловском районе Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области 23 июля 2009 года, которым постановлено:

 

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Ульяновской области включить в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначении пенсии период работы П*** Л*** Ф*** в Х*** средней школе в должности старшей пионервожатой с 05.09.1979 года по 28.08.1980 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Ульяновской области назначить П*** Л*** Ф*** досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 04 мая 2009 года.

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

П*** Л.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Павловском районе о включении периодов работы в трудовой стаж и назначении пенсии.

Требования мотивированы тем, что решением комиссии Управления Пенсионного фонда (ГУ) в Павловском районе ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по причине отсутствия необходимого специального стажа. Решением Комиссии отказано включить в специальный педагогический стаж период ее работы в должности старшей пионервожатой в Х*** средней школе с 05.09.1979 года по 11.01.1981 года. Считает решение ответчика незаконным. Просила обязать Управление Пенсионного фонда засчитать указанный  период в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначить пенсию.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Павловском районе  Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить, указывая, что решение постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального законодательства. Суд применил закон, не подлежащий применению, и выборочно взял из него лишь те положения, которые выгодны истице. Руководствуясь нормами, предусмотренными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, суд не принял во внимание, что условия назначения пенсии по данному постановлению были менее благоприятными, чем по действующему в настоящее время законодательству. Применение названного постановления могло бы иметь место, если бы до конца его действия (01.10.1993) истица отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж.

Суд неправильно истолковал Постановление Конституционного Суда РФ, признавшего неконституционным п. «а» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 № 340-1, и не принял во внимание содержание постановления Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что П*** Л.Ф., 14.07.1962 года рождения, 04.05.2009 года обратилась в Управление ПФ РФ (ГУ) в Павловском районе Ульяновской области  с заявлением о назначении  досрочной трудовой пенсии  по старости   в связи с осуществлением  педагогической деятельности  по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.05.2009 года П*** Л.Ф. было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной пенсии. На момент обращения истице были зачтены периоды ее работы на педагогических должностях в Х*** средней школе,  Ш*** комплексе школы-сада, Ш*** средней общеобразовательной школе. Таким образом, решением Комиссии УПФ (ГУ) в Павловском районе признано, что  педагогическая деятельность П*** Л.В. на 04.05.2009 года составила  24 года 7 месяцев 26 дней. Не был включен в специальный стаж истицы период ее работы в должности старшей пионервожатой  в Х*** средней школе с 05.09.1979 года по 11.01.1981 года.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001  N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с указанной нормой закона постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства  от 26.05.2009 №449) утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Таким образом, суд на законных основаниях включил в специальный стаж истицы период ее работы на педагогических должностях в Х*** средней школе,  Ш*** комплексе школы-сада, Ш*** средней общеобразовательной школе 24 года 7 месяцев 26 дней.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ (ГУ) РФ  в Павловском районе от 14.05.2009 П*** Л.Ф. отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

При этом из протокола заседания комиссии усматривается, что выслуга лет П*** Л.Ф. составляет 24 года 07 месяцев 26 дней. Не засчитан в специальный стаж период работы в должности старшей пионервожатой в средней Х*** средней школе с 05.09.1979года по 11.01.1981 года.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, на законных основаниях суд включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях для детей период  работы истицы с 05.09.1979 по 28.08.1980  в должности старшей пионервожатой в Х*** средней школе.

В кассационной жалобе  указывается на то, что правовых оснований для включения периода работы истицы в качестве старшей пионервожатой  в Х*** средней школе не было.

Указанные доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

Отказывая П*** Л.Ф. во включении в педагогический стаж периода работы в должности старшей пионервожатой в Х*** средней школе, ответчик сослался на то, что в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Однако оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Судом правильно указано в решении, что положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

В соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, поскольку в период работы П*** Л.Ф. в должности старшей пионервожатой  работа в данной должности включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным  Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж при назначении ей пенсии в настоящее время.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Довод кассационной жалобы о том, что применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 могло бы иметь место, если бы до конца его действия  истица отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж, судебная коллегия находит неубедительным и основанным на неправильном толковании правовых норм.

Названный нормативный акт содержал условие о том, что период работы в должности пионервожатой может быть включен в педагогический стаж в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Утверждение ответчика, что эти 2/3 стажа должны быть выработаны в период действия данного нормативного акта, является ошибочным. По смыслу приведенного положения, для включения периода работы в должности пионервожатой в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего педагогического стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.

Данное условие П*** Л.Ф. соблюдено, более 24 лет ее трудового стажа приходится на работу в должностях учителя и воспитателя, т.е. работы, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов.

Ссылка в кассационной жалобе на постановление Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не может быть принята во внимание, поскольку названный подзаконный нормативный акт действует лишь в той части, в какой он не противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и толкованию закона, данному в судебных постановлениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 23 июля 2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Павловском  районе Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: