У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2009 г.
Судья Рыбалко В.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 августа 2009 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И. и Кинчаровой О.Е.
при секретаре Покачайло Н.Ю.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе А***. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 июля 2009
года, по которому
оставлено без
удовлетворения заявление А*** о признании незаконными действий Управления
Федеральной миграционной службы по Ульяновской области, выразившихся в отказе в
принятии документов для получения гражданства Российской Федерации в упрощенном
порядке без предоставления документа, удостоверяющего личность.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
А*** обратилась в
суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной
службы по Ульяновской области.
В обоснование
заявленных требований указала, что родилась ***.1991 на Украине и в 1996 году
вместе с матерью А*** И.Н. переехала на постоянное жительство в г. Ульяновск. В
2008 году закончила среднюю школу № ***. Заключением УФМС по Ульяновской
области в Заволжском районе г. Ульяновска от 10.06.2008 установлена ее личность
и статус лица без гражданства.
Желая принять
гражданство России, чтобы иметь возможность в полной мере осуществлять свои
права и обязанности, она 15.05.2009 обратилась в УФМС по Ульяновской области с
заявлением о принятии ее в гражданство России в упрощенном порядке на основании
ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Однако
30.05.2009 получила уведомление о том, что ей необходимо обратиться по вопросу
оформления вида на жительство. Таким образом, миграционная служба в нарушение
закона предложила ей принять гражданство в общем порядке, ссылаясь на
отсутствие у нее документа, удостоверяющего личность.
Просила обязать УФМС
по Ульяновской области принять документы для оформления гражданства России в
упрощенном порядке в отсутствие документа, удостоверяющего личность лица без
гражданства.
Судом постановлено приведенное
выше решение.
В кассационной
жалобе А*** не соглашается с решением суда, просит его отменить, как
незаконное. При этом указывает, что суд неправильно применил нормы материального
права и неверно истолковал подпункт «е» пункта 14 Положения о порядке
рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом
Президента РФ от 14.11.2002 № 1325. Документом, удостоверяющим ее личность и
отсутствие другого гражданства, является заключение об установлении ее
личности, выданное отделом УФМС по Ульяновской области в Заволжском районе г.
Ульяновска. Суд неправомерно согласился с мнением представителя миграционной
службы о том, что перед обращением с заявлением о принятии документов для
получения гражданства в упрощенном порядке ей необходимо оформить вид на
жительство. Вид на жительство она оформить не может в связи с отсутствием
документов из посольства Республики Украина. В отсутствие паспорта она не может
заключить брак, устроиться на работу или учебу, заключать сделки, не может жить
полноценной жизнью.
При вынесении
решения суд не применил закон, подлежащий применению, в частности, пункт 6
статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», который
гласит, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской
Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской
Федерации.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения А***. и ее
представителя Н*** судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от
31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранным гражданам и
лицам без гражданства, имевшим гражданство СССР, прибывшим в Российскую
Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по месту
жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившим
разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на
жительство, предоставлено право на принятие в гражданство Российской Федерации
в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в»
и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля
2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (в
ред. Федеральных законов от 03.01.2006 № 5-ФЗ, от 01.12.2007 № 296-ФЗ, от
30.12.2008 № 301-ФЗ).
Указание о принятии в гражданство РФ без
соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи
13 названного Федерального закона, означает, что в отношении данных лиц не
требуется соблюдение пятилетнего срока проживания в России на основании вида на
жительство, от них не требуется подтверждение наличия законного источника
средств к существованию и не проверяется уровень знания русского языка.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что А***.
родилась ***.1991 в пос. Ч*** Васильевского района Днепропетровской области
Украинской ССР. Вместе с отцом А*** А.И., матерью А*** И.Н. заявительница
проживает и зарегистрирована с ***.04.1996 по настоящее время в квартире ***
дома *** по пр-ту С*** в г. Ульяновске. С 01.09.1998 по 16.06.2008 (с 1 по 11
класс) А*** обучалась в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ***» города
Ульяновска.
Заключением отдела УФМС РФ по Ульяновской
области в Заволжском районе г. Ульяновска от 10.06.2008 установлена личность А***
она признана лицом без гражданства.
Таким образом, А***. подпадает под категорию
лиц, имеющих право на принятие в гражданство России в упрощенном порядке на
основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Из содержания письма УФМС России по Ульяновской
области, направленного А*** 16.06.2009 № ***, следует, что в ответ на ее
обращение о приеме документов на оформление гражданства РФ в упрощенном порядке
ей предложено оформить вид на жительство.
Отказывая в удовлетворении заявления А*** об
оспаривании действий УФМС России по Ульяновской области, суд указал, что в
отсутствие документа, удостоверяющего личность, заявитель не имеет права на
принятие в гражданство в упрощенном порядке на основании ч. 4 ст. 14
Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Судебная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным
и основанным на неправильном толковании норм материального права.
Из содержания приведенной выше части 4 статьи
14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» следует, что право
на принятие в гражданство России в упрощенном порядке имеют бывшие граждане
СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР,
и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на
01.07.2002. При этом никаких ограничений по возрасту данная норма не содержит.
А*** родившаяся на территории бывшей союзной
республики, являвшаяся гражданкой СССР и переехавшая на постоянное жительство в
г. Ульяновск в 1996 году, полностью отвечает данным требованиям.
Отсутствие паспорта у заявительницы связано
лишь с тем обстоятельством, что она прибыла на территорию России в возрасте
пяти лет и, соответственно, не могла быть документирована. Однако само по себе
данное обстоятельство не может являться препятствием для осуществления ею
предусмотренного законом права на принятие в гражданство России в упрощенном
порядке.
Ссылку в решении суда на Положение о порядке
рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утв. Указом Президента
РФ от 14.11.2002 № 1325) как на доказательство невозможности принятия заявления
о принятии в гражданство РФ в упрощенном порядке в отсутствие паспорта либо
вида на жительство судебная коллегия
находит необоснованной.
Действительно, подпунктом «е» пункта 14 Положения
предусмотрено, что при подаче заявления о принятии в гражданство РФ на
основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»
заявитель представляет паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о
регистрации по месту жительства по состоянию на 01.07.2002.
Однако данное правило не распространяется на
несовершеннолетних граждан бывшего СССР, которые не получили паспорт гражданина
СССР образца 1974 года в силу возраста.
В данном случае миграционной службе следовало
руководствоваться правилами, определяющими порядок первоначального получения
паспорта достигшим 14-летнего возраста гражданином РФ, по которым им для
получения паспорта предоставляется свидетельство о рождении.
Свидетельство о рождении у А***. имеется.
Более того, отдел УФМС РФ по Ульяновской области в Заволжском районе г.
Ульяновска 10.06.2008 выдал заключение, которым установил личность А*** и
признал ее лицом без гражданства. Данные документы для заявительницы являются
документами, удостоверяющими личность, которые могут и должны быть приняты
органами миграционной службы для решения вопроса о принятии ее в гражданство в
упрощенном порядке.
Утверждение УФМС РФ по Ульяновской области о
том, что в отсутствие паспорта гражданина СССР образца 1974 года документом,
удостоверяющим личность, может служить только разрешение на временное
проживание либо вид на жительство,
является ошибочным и основано на неправильном толковании норм Федерального
закона «О гражданстве Российской Федерации» и Положения о порядке рассмотрения
вопросов гражданства Российской Федерации.
Подпунктом «е» пункта 14 названного Положения
предусмотрена возможность предъявления при подаче заявления о принятии в
гражданство РФ на основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве
Российской Федерации», наряду с паспортом гражданина СССР образца 1974 года,
документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без
гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию
на 01.07.2002, либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации,
либо вида на жительство.
Согласно буквальному толкованию названной
нормы разрешение на временное проживание или вид на жительство предъявляются
теми лицами, которые ко времени обращения с заявлением о принятии в гражданство
на основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской
Федерации» уже получили разрешение на временное проживание или вид на
жительство. Однако это не означает, что лица, которые по каким-либо объективным
причинам не имеют возможности представить паспорт гражданина СССР образца 1974
года, лишаются права на принятие в гражданство в упрощенном порядке, а должны
предварительно получить вид на жительство.
Подобное толкование приведенных норм, по
которому право на приобретение гражданства в упрощенном порядке на основании ч.
4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» ставится в
зависимость от возраста заявителя, противоречит конституционном принципу
равенства всех перед законом и недопустимости дискриминации по какому бы то ни
было основанию.
При изложенных обстоятельствах судебная
коллегия полагает необходимым решение суда отменить и, поскольку по делу
правильно и полно установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, но
неправильно применен материальный закон, постановить по делу новое решение,
которым заявленные А*** требования удовлетворить и обязать УФМС РФ по
Ульяновской области принять у нее документы для оформления гражданства России в
упрощенном порядке с принятием в качестве документов, удостоверяющих личность,
свидетельства о рождении и заключения отдела
УФМС РФ по Ульяновской области в Заволжском районе г. Ульяновска от
10.06.2008 об установлении личности А***
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 08 июля 2009 года отменить.
Заявление А*** удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной миграционной
службы России по Ульяновской области принять у А*** документы для оформления
гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке с принятием в качестве
документов, удостоверяющих личность, свидетельства о рождении и заключения отдела УФМС РФ по Ульяновской области в
Заволжском районе г. Ульяновска от 10.06.2008 об установлении личности А***.
Председательствующий
Судьи: