Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о праве на участие в подпрограмме по обеспечению жильем молодых семей
Документ от 04.08.2009, опубликован на сайте 24.08.2009 под номером 12692, 2-я гражданская, о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, признании недействительным решения комиссии, (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 33-***-2009 г.                                                             Судья Дементьев Н.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

04 августа 2009 года                                                                                город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Аладина П.К., Кинчаровой О.Е.

при секретаре судебного заседания Якуте М.Н.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Х*** и *** Р*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 июня 2009 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Х***, *** Р*** к муниципальному образованию «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании недействительным решения комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в муниципальном образовании «Чердаклинское городское поселение» от *** апреля 2009 года об исключении их из списка молодых семей на участие в данной программе, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с возложением на муниципальное учреждение – администрацию муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» обязанностей по включению в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и выдаче именного документа  (свидетельства) - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

*** Р.***. и Х***., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего *** А.***., обратились в суд с иском к муниципальному образованию «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (далее ответчик, МО «Чердаклинское городское поселение»), в котором просили:

- признать недействительным решение комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в МО «Чердаклинское городское поселение» от *** апреля 2009 года, об исключении их из списка молодых семей на участие в данной программе;

- признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий с возложением на МО «Чердаклинское городское поселение» обязанностей по включению в список участников программы с выдачей именного документа – свидетельства.

В обоснование своих требований истцы указали, что их семья состоит из трех человек. Проживают они в жилом помещении, собственниками которого являются *** Р.*** (истец), его родители *** М.З., *** А.А. и *** Р.М. (брат истца).  Жилой дом состоит из трех комнат общей площадью 91,40 кв. м, в том числе жилой - 49,58 кв. м. Таким образом, на долю истцов приходится 22,85 кв. м общей полезной площади. Х***. и несовершеннолетний сын в собственности жилого помещения не имеют. Постановлением главы МО «Чердаклинское городское поселение» от 14 мая 2008 года они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Однако решением комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в МО «Чердаклинское городское поселение» от *** апреля 2009 года они были исключены из списка молодых семей, участвующих в Программе по причине, что общая площадь занимаемого ими жилого помещения превышает учетную норму. Решение незаконно, поскольку на членов их семьи приходится менее 18 кв. м общей площади, установленной в Чердаклинском районе.

 

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение, которым в удовлетворении иска отказал.

 

В кассационной жалобе Х***. и *** Р.*** просят решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Жалоба мотивирована теми же доводами, которыми было мотивировано исковое заявление в суде первой инстанции. Авторы жалобы дополнительно указали, что не согласны с выводом суда о том, что истица намеренно ухудшила жилищные условия, поскольку причиной снятия её с регистрационного учёта по прежнему месту жительства явился её переезд к супругу, членом семьи которого она стала являться в связи с замужеством.

 

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав Х***., *** Р.***, их представителя М*** В.В., просивших удовлетворить жалобу по доводам, в ней изложенным, Г*** Ю.В., представляющую по доверенности интересы МО «Чердаклинского городское поселение», просившую отказать в удовлетворении жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, кассационная инстанция находит его подлежащим отмене.

 

Отказывая в удовлетворении требований истцов, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, имеющихся у истцов и членов их семей по договору социального найма и принадлежащих им на праве собственности, выше учетной нормы. Кроме того, судом был сделан вывод о том, что истица на момент принятия решения о включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 год совершила действия, которыми ухудшила свои жилищные условия, что исключает признание за ней права на улучшение жилищных условий  в течение пяти лет.

 

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку данные выводы не основаны на фактических обстоятельствах дела и противоречат нормам материального права.

 

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.

Основной целью входящей в нее подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, основной задачей подпрограммы – предоставление молодым семьям – участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Согласно постановлению Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, которыми установлено, что право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством, выдача которого осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно п. 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст, которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий при наличии у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 6 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

 

Согласно постановлению главы муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области учетная норма площади жилого помещения установлена в р.п. Чердаклы в размере 18 кв. м общей площади на одного человека.

 

Как усматривается из материалов дела, семья истцов состоит из трех человек, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: р.п. Чердаклы, ул. К***, д. ***.

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 10 апреля 2007 года, общая площадь домовладения № *** составляет 89,39 кв. м.

Из договора на передачу жилой площади в собственность граждан № *** от 19 февраля 1996 года следует, что Х*** М.З., Х*** А.А., *** Р.М. (отец, мать, брат истца) и *** Р.*** (истец) являются совместными собственниками жилого дома № ***.

Таким образом, на долю истца *** Р.*** (собственника 1\4), приходится часть жилого помещения общей площадью - 22,35 кв. м.

В доме Х*** М.З., Х*** А.А., *** Р.М. (брат истца) не проживают.

Следовательно, истцы не являются членами семьи указанных выше сособственников.

Поскольку истцы иных жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, не имеют, следовательно, уровень обеспеченности общей площадью этой семьи составляет 7,45 кв. м общей площади на одного человека, что ниже учетной нормы.

Следовательно, решение комиссии от 09 апреля 2009 года об исключении семьи истцов из списка молодых семей, участвующих в Программе по причине, что общая площадь занимаемого ими жилого помещения превышает учетную норму,  незаконно.

 

Как указано выше, Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Программы  предусматривают, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, в том числе признанные таковыми после 01 марта 2005 года, по основаниям, установленным статьёй 51 ЖК РФ. При этом ни Правила, ни статья 51 ЖК РФ не отсылает к статье 53 ЖК РФ, устанавливающей дополнительные требования для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Не учел суд первой инстанции, что Программа предусматривает еще одно обязательное требование - это наличие доходов либо иных денежных средств у молодых семей, а нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие граждане.

В связи с этим ссылка суда первой инстанции на положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации также не может быть признана обоснованной, поскольку суд применил норму права, не подлежащую применению в данном деле.

 

Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции необоснованно согласился с доводами ответчика и необоснованно отказал истцам в удовлетворении иска.

 

Поскольку по делу собраны необходимые доказательства, установлены все юридически значимые обстоятельства, суд кассационной инстанции считает возможным вынести новое решение, по которому исковые требования          *** Р.***. и Х***., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего *** А.***., удовлетворить в полном объеме.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 июня 2009 года отменить.

 

Постановить по делу новое решение, по которому исковые требования *** Р*** и Х***, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего *** А*** ***, удовлетворить.

 

Признать недействительным решение комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в муниципальном образовании «Чердаклинское городское поселение» от *** апреля 2009 года.

 

Признать Х***, *** Р*** *** и их несовершеннолетнего сына *** А*** *** нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 

Возложить на муниципальное учреждение - администрацию муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» обязанность включить Х***, *** Р*** и их несовершеннолетнего сына *** А*** в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

 

Возложить на муниципальное учреждение – администрацию муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» обязанность выдать именной документ – свидетельство.

 

Председательствующий

 

Судьи: