Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий органов социальной защиты населения по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам
Документ от 11.08.2009, опубликован на сайте 24.08.2009 под номером 12671, 2-я гражданская, о признании действий незакон. и об обязании предоставления льгот, (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-***/2009 г.                                                     Судья  Горбунова И.Г.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

11 августа 2009 года                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Костенко А.П., Булгакова Г.М.

при секретаре Яковлевой Т.Ю.,

с участием прокурора Николаевой Н.А.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Департамента социальной защиты населения по Сенгилеевскому району Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать действия Управления Департамента социальной защиты населения по Сенгилеевскому району Ульяновской области по непредоставлению инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в домах без центрального отопления, мер социальной поддержки в виде скидки не ниже 50 процентов стоимости на оплату услуг по доставке топлива   незаконными.

Обязать Управление Департамента социальной защиты населения по Сенгилеевскому району Ульяновской области предоставлять инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в домах без центрального отопления, меры социальной поддержки в виде скидки не ниже 50 процентов стоимости на оплату услуг по доставке топлива.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Департамента социальной защиты населения по Сенгилеевскому району Ульяновской области (далее УДСЗН) о признании действий незаконными, а также о возложении обязанности предоставить льготы инвалидам.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения УДСЗН по Сенгилеевскому району Ульяновской области требований законодательства о социальной защите населения были выявлены нарушения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым установлена мера социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в виде скидки не ниже 50 процентов стоимости на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

До марта 2008 года доставка топлива указанной категории граждан оплачивалась ответчиком, а в 2009 году, на основании письма министра труда и социального развития Ульяновской области от 16.03.2009 года № 2347, стала предоставляться скидка в размере 50% исключительно лишь на розничную цену топлива, расходы льготников на доставку топлива ответчик прекратил компенсировать.

Прокурор находит действия ответчика в части отказа в компенсации транспортных расходов незаконными, противоречащими требованиям  как названного Закона, так и ст. 19 Конституции РФ. Полагает, что используемая названным Федеральным законом формулировка «скидка ... на оплату стоимости топлива»  во взаимосвязи с положениями ЖК РФ и отчетом расходования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2008 году, подразумевает не только компенсацию половины рыночной цены топлива, но и расходов на оплату по его доставке.

Прокурор просил признать действия УДСЗН незаконными и обязать Управление Департамента социальной защиты населения по Сенгилеевскому району Ульяновской области предоставлять инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в домах без центрального отопления, меры социальной поддержки в виде скидки не ниже 50 процентов стоимости на оплату услуг по доставке топлива.

Разрешив по существу заявленные прокурором требования, Сенгилеевский районный суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель УДСЗН просит отменить постановленное по делу решение в связи с неверным определением фактических обстоятельств дела, а также неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения  представителей УДСЗН Б***. и П***., поддержавших доводы жалобы, а также прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что Управлением Департамента социальной защиты населения по Сенгилеевскому району Ульяновской области по состоянию на 01.01.2009 г. не производится компенсация затрат, понесенных инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, на транспортировку топлива, приобретаемого в соответствии с законом  № 181-ФЗ от 24.11.1995 года.

Прокурором по делу заявлены требования о признании указанных действий УДСЗН незаконными.

Согласно ст. ст. 194, 195, 198 ГПК РФ постановленное по делу решение должно быть законным и обоснованным. В мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Удовлетворяя требования прокурора в полном объеме, суд в решении указал на то, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на льготы, предусмотренные (наделенные) субъектом РФ (Ульяновская область), в виде компенсации 50 % произведенной оплаты топлива  с учетом транспортных расходов.

При этом, в нарушение требований ст.198 ГПК РФ, суд в решении не сослался на законы, регулирующие порядок предоставления такой льготы.

Данные выводы суда, как и мотивы, по которым суд пришел к таковым суждениям, судебная коллегия находит безосновательными и противоречащими требованиям действующего законодательства.

Так, согласно ст. 17 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм для продажи населению.

Согласно положениям ст. 28.2 названного закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности,  за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов РФ, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за счет собственных средств.

Названными нормами федерального законодательства оспариваемые по делу меры социальной поддержки инвалидам в виде оплаты (компенсации) 50% стоимости транспортных услуг для доставки топлива не предусмотрены.

Субъектом РФ (Ульяновская область), как и органами местного самоуправления (Сенгилеевский район) данная мера социальной поддержки также не предусмотрена.

В действительности, оспариваемые по делу льготы (меры социальной поддержки) могут быть предоставлены при условии, если они прямо предусмотрены действующим законом, как например ветеранам войны в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Данным законом ветеранам ВОВ и приравненным к ним лицам предоставляется компенсация 50% стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, а также транспортных услуг для доставки этого топлива. Аналогичные льготы предусмотрены Федеральным законом №1244 в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно Приказу Комитета по урегулированию цен и тарифов Ульяновской области № 154 от 07.08.2007 года «О ценах на твердое топливо», цены на твердое топливо включают в себя расходы по заготовке, доставке, разгрузке на склад хозяйствующего субъекта, погрузке со склада в транспортное средство, поданное покупателем. Расходы по доставке твердого топлива до потребителя в цены твердого топлива не включаются и оплачиваются покупателем дополнительно. Услуги по транспортировке твердого топлива от склада поставщика до потребителя оплачиваются дополнительно по соглашению сторон.

Анализ приведенных выше норм права, его буквальное толкование, указывает на то, что формулировка Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению», имеет четкий и определенный объем предоставляемых мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и не может подразумевать оплату в размере 50% стоимости транспортных услуг для доставки топлива.

Данные меры осуществляются за счет средств федерального бюджета. Дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов РФ в виде оплаты транспортных услуг по доставке топлива на территории Ульяновской области не предусмотрены.

При удовлетворении требования иска суд, признавая установленной на территории Ульяновской области в качестве дополнительной меры социальной поддержки инвалидов компенсацию транспортных услуг по доставке топлива, сослался на Постановление Правительства Ульяновской области от 15 января 2007 года №4.

Между тем  данное постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении Порядка возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в Ульяновской области» предусматривает лишь процедуру и порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, гарантированных федеральным законодательством. Постановление определяет непосредственно сам механизм возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки, определенных федеральным законодательством.

Дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджета Ульяновской области в виде оплаты транспортных услуг по доставке топлива на территории Ульяновской области названным Постановлением не предусмотрены.

В частности, названным постановлением предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, с учетом транспортных расходов, предоставляются на территории Ульяновской области в безналичной форме в виде уменьшения оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги, приобретение и доставку топлива. Главным распорядителем средств, направляемых на реализацию законов, в том числе и ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», является Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной   поддержки, осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Правилами зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из бюджета в 2008-2010 годах бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 861 «Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 годах бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан».

По изложенным основаниям решение суда первой инстанции не может быть признано законным, оно подлежит отмене.

С учетом анализа приведенных выше норм права, судебная коллегия находит приведенные выше выводы суда не основанными на законе.

Неправильное применение судом норм материального права при разрешении спора по существу, в силу требований ст. 362 ГПК РФ, является безусловным основанием к отмене состоявшегося по делу решения.

Поскольку суд первой инстанции на основании представленных по делу доказательств полностью установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, судебная коллегия находит необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора подлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сенгилеевского районного суда от 10 июня 2009 года отменить.

По настоящему делу постановить новое решение:

В удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области о признании незаконными действий Управления Департамента социальной защиты населения по Сенгилеевскому району Ульяновской области по непредоставлению инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в домах без центрального отопления, мер социальной поддержки в виде скидки не ниже 50 процентов стоимости на оплату услуг по доставке топлива, а также о возложении обязанности на Управление Департамента социальной защиты населения по Сенгилеевскому району Ульяновской области по предоставлению инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в домах без центрального отопления, мер социальной поддержки в виде скидки не ниже 50 процентов стоимости на оплату услуг по доставке топлива – отказать.

 

Председательствующий

Судьи