Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о выдаче удостоверений лицам, пострадавшим при проведении испытаний на Семипалатинском полигоне
Документ от 28.07.2009, опубликован на сайте 14.08.2009 под номером 12652, 2-я гражданская, о признании подвергшимися радиационному воздействию, о возложении обязанности выдать удостоверение), без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

 

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело -33-***-2009                                                             Судья Елистратов А.М.       

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

28 июля    2009 года                                                                г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Маслюкова П.А.,             

судей Костенко А.П.,Булгакова Г.М.

при секретаре Яковлевой Т.Ю.  

рассмотрела   дело по кассационной жалобе  Р*** В*** и Р*** О***   на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 июня   2009 года, по которому суд решил:

В удовлетворении исковых требований Р*** В***, Р*** О*** к Департаменту социальной защиты населения Улья­новской области о возложении обязанности внести в Реестр учета граждан, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возложении обязанности выдать удостоверения, подтверждающие право на льготы, установленные ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», отказать.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Р*** В***., Р*** О*** обратились в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Департаменту со­циальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности внести в Реестр учета граждан, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, сведения о получении ими дозы облучения, превышающей 25 сЗв(бэр), к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возложении обязанности выдать удостоверения, подтверждающие право на льготы, установленные ст. 2 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Истцы мотивировали требования тем, что они родились в г. А*** бывшей Казахской ССР, а затем проживали там: Р*** В.*** - по 1967 год и с сентября 1978 года по июнь 1982 года; Р*** О.*** - по август 1968 года, с декабря 1969 года по сентябрь 1972 года и с сентября 1977 года по июнь 1982 года. В настоящее время являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают в г.Ульяновске. В Республике Казахстан им были выданы докумен­ты (удостоверения), подтверждающие получение при проживании на указанной выше территории бывшей Казахской ССР в период проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне доз облучения от 7 до 35 бэр. Данные документы выданы в соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испыта­ний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». Документы Рес­публики Казахстан принимаются на территории Российской Федерации без до­полнительного удостоверения и пользуются доказательственной силой офици­альных документов в соответствии со ст. 13 межгосударственной Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголов­ным делам. Таким образом, документально подтверждается получение ими  дозы облучения, превышающей 7 бэр. Несмотря на это в выдаче удостоверения на право получения льгот, установленных в Российской Федерации для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им было отказано. Полагают, что в соответствии с указанным выше Законом  суд вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на ра­диационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиа­ционных аварий оказались нарушенными.

Рассмотрев заявленные требования, суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе Р*** В.***., Р*** О*** просят решение отменить. Указывают, что суд вынес решение на основании отзыва Департамента социальной защиты населения Ульяновской области и отзыва МЧС России, которые вынесли заключение о том, что истцы получили суммарную дозу облучения менее 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний, которая не превышает определенное федеральным законодательством пороговое значение для признания права на меры социальной поддержки и компенсации в Российской Федерации. Однако истцами были представлены письменные доказательства - юридически значимые документы о факте проживания в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население до 35 бэр в г. А*** Семипалатинской области при проведении ядерных испытаний и получении суммарной эффективной дозы облучения свыше 5 бэр. Конституционное право на возмещение вреда за нахождение в зоне чрезвычайного риска гарантируется ст. 42 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Полагают, что решение суда ставит в неравное положение истцов с другими гражданами Российской Федерации и ставит под сомнение единообразие применения и толкования законов и определений вышестоящих судов.

Проверив  материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  выслушав Р*** В.***., Р*** О.***., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст.1 ФЗ №2-ФЗ от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949-1963гг. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ Перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 года № 634 утверждены Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Согласно  п.2 Правил отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Подтверждением отнесения граждан  к  категории  лиц,   подвергшихся   радиационному  воздействию   вследствие   ядерных  испытаний  на  Семипалатинском  полигоне, являются  удостоверения   единого  образца, выдаваемые Министерством   Российской Федерации   по  делам  гражданской  обороны, чрезвычайным  ситуациям   и  ликвидации последствий   стихийных  бедствий (п.5 Правил).

Согласно  части первой  статьи 5  Федерального  закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, получившим  суммарную (накопленную) эффективную дозу  облучения   более 5 сЗв (бэр), выдаются  удостоверения  единого  образца, которые дают право  на  получение  мер   социальной  поддержки   с  момента   их  предъявления;  порядок   выдачи  этих  удостоверений   определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство  Российской Федерации  Постановлением от 27.12.2004 года № 849  утвердило Правила  выдачи  удостоверений    единого   образца  гражданам, подвергшимся   радиационному  воздействию   вследствие  ядерных  испытаний   на Семипалатинском полигоне, пунктом 2 которых установлено, что   удостоверения  выдаются  гражданам  Российской Федерации, которые  проживали   в 1949-1963  годах  в населенных  пунктах на  территории  Российской Федерации  и  за  ее  пределами, включенных   в  утвержденные  Правительством Российской Федерации   перечни  населенных  пунктов, подвергшихся   радиационному  воздействию вследствие  ядерных  испытаний   на  Семипалатинском  полигоне, и  которые  получили   суммарную (накопленную) эффективную  дозу  облучения  более 5 сЗв (бэр).

Таким образом, возникновение права у  граждан   на  льготы  и  компенсации связывается  с проживанием  в  1949-1963  годах  в  определенных  населенных  пунктах  и  суммарной (накопленной)  эффективной  дозой   облучения  свыше  5 сЗв (бэр).           

Материалами дела установлено, что  истцы родились и проживали в г. А*** Семипа­латинской области бывшей Казахской ССР, в том числе, Р*** В.***. - с 1950 года по 1967 год и с сентября 1978 года по июнь 1982 года; Р*** О.*** - с 1951 года по август 1968 года, с декабря 1969 года по сентябрь 1972 года и с сентября 1977 года по июнь 1982 года.

Как следует из представленных удостоверений, выданных Аппаратом А*** А*** района, указанный населенный пункт законом  Республики  Казахстан «О  социальной   защите граждан, пострадавших   вследствие   ядерных  испытаний  на  Семипалатинском   испытательном  ядерном  полигоне» отнесен к  зоне по­вышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 07 до 35 бэр. В настоящее время истцы являются гражданами Российской Федерации, проживают в Ульяновской области.

Распоряжениями Правительства РФ от 15.03.1995 года  № 356-р был утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию   вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 года № 156-р).

Город А*** Семипалатинской области бывшей Казахской ССР в указан­ный Перечень не включен.

В обоснование размера индивидуально полученных доз облучения истцами представлены справки № *** от 05.03.2009г.: доза облучения составляет 29.7 сЗв (бэр) - выдана Р*** В.***., и справка № *** от 05.03.2009г. - доза облучения составляет 28.4 сЗв ( бэр) - выдана Р*** О.***.

В ходе рассмотрения дела для разрешения вопроса о размере доз облучения, полученных истцами, судом проведена экспертиза в краевом государственном учреждении «Научно-исследовательский институт медико-экологических проблем» главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Экспертами был сделан выводы о том, что истцы могли получить суммарную эффективную дозу не более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вывод обоснован тем, что  в г.А*** отсутствовали радиоактивные выпадения, которые могли бы сформировать суммарную эффективную дозу для населения более 5 сЗв.

Отказывая в удовлетворении требований Р***ых, районный суд обоснованно указал, что на Р***ых могут быть распространены соответствующие меры социальной поддержки только в случае подтверждения получения ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 с3в (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.       

Доводы кассаторов, изложенные в кассационной жалобе, о том, что истцами были представлены документы об их проживании в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население до 35 бэр в г. А*** Семипалатинской области и указанные документы являются юридически значимыми, являются несостоятельными.

В соответствии с указанной выше нормой закона, ст.1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Как следует из названного законоположения, с учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле,  меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр).

Объективных доказательств, свидетельствующих об определенном объеме вреда, причиненного истцам в результате проведения соответствующих ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ими представлено не было, не были добыты таковые и судом.

Другие доводы в кассационной жалобе были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь  отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы  судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л  А:

 

Решение Ленинского районного суда  города Ульяновска  от 18 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Р*** В***, Р*** О*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи