Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация морального вреда, причиненного в результате ДТП
Документ от 04.08.2009, опубликован на сайте 13.08.2009 под номером 12636, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Романова Г.Г.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

04 августа 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Шлейкиной О.В.

при секретаре                   Покачайло Н.Ю.,

с участием прокурора     Николаевой Н.А.

рассмотрела дело по кассационной жалобе ЗАО «А***» на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 июня 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования П*** удовлетворить частично.

Взыскать с закрытого акционерного общества «А***» в пользу П*** в возмещение морального вреда 80 000 руб.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

П*** обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «А***» о компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что 11.07.2008 на 8 км участка автодороги пос. М*** – с.т. Ю***  на территории с. А*** Чердаклинского района произошло дорожно-транспортное происшествие: О*** управляя автомобилем «Шевроле-Нива», г/н ***, принадлежащим ЗАО «А***», при выполнении левого поворота не убедился в безопасности маневра и совершил столкновение с двигавшимся в попутном направлении автомобилем ВАЗ 21124, г/н ***, под управлением О*** А.А.

Будучи пассажиром автомобиля ВАЗ 21124, он (истец) получил серьезные телесные повреждения и был госпитализирован в травматологическое отделение центральной городской больницы с диагнозом: закрытый оскольчатый перелом правой плечевой кости со смещением. При поступлении в больницу ему произвели скелетное вытяжение за локтевой сустав и закрытую репозицию отломков правой плечевой кости на вытяжении. На вытяжке, в неподвижном состоянии, он пролежал пять недель, затем был наложен гипс. После выписки из стационара 19.08.2008 он находился на амбулаторном лечении в Городской поликлинике № ***, где по истечении шести недель у него был снят гипс, а затем до 15.12.2008 проводились лечебные процедуры по восстановлению подвижности руки.

Постановлением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 02.03.2009 установлена вина О*** в совершении ДТП с назначением ему административного наказания.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от 31.10.2008 в результате ДТП ему был причинен вред здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья. Причинение физических и нравственных страданий в силу ст. 151 ГК РФ влечет выплату виновным лицом компенсации морального вреда.

Просил взыскать с владельца источника повышенной опасности и работодателя водителя О*** – ЗАО «А***» компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-го лица О*** и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ЗАО «А***» просит решение суда отменить, как незаконное, и снизить сумму удовлетворенных исковых требований. При этом указывает, что из представленных суду доказательств не усматривается, что П*** испытывал, кроме физических, нравственные страдания. Размер взысканной судом суммы компенсации морального вреда является завышенным и не отвечает сложившейся судебной практике, а также требованиям разумности и справедливости.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя истца П*** Т*** заключение прокурора, полагавшего решение правильным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, 11.07.2008 на 8 км участка автодороги пос. М*** – с.т. Ю***  на территории с. А*** Чердаклинского района произошло дорожно-транспортное происшествие – столкновение автомобиля «Шевроле-Нива», г/н ***, под управлением О*** и автомобиля ВАЗ 21124, г/н ***, под управлением О*** А.А.

В результате данного происшествия пассажиру автомобиля ВАЗ 21124 П*** причинен средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья.

Постановлением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 02.03.2009 О*** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 ч. 2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортным средством на 1 год и 6 месяцев.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, в силу ст. 1068 ГК РФ возмещается его работодателем.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, когда вред причинен здоровью гражданина источником повышенной опасности (ст. 1100 ГК РФ).

Обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, в силу ст. 1079 ГК РФ, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что собственником автомобиля «Шевроле-Нива», г/н ***, является ЗАО «А***», с которой водитель О*** на момент ДТП состоял в трудовых отношениях.

При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на ЗАО «А***» обязанность по компенсации причиненного П***. морального вреда.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Статьей 151 ГК РФ установлено, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

При определении размера компенсации вреда в силу ст. 1101 ГК РФ должны учитываться требования разумности и справедливости. При этом компенсация морального вреда должна носить реальный, а не символический характер.

Из материалов дела усматривается, что в результате ДТП П***. был причинен закрытый оскольчатый перелом диафиза правой плечевой кости со смещением, в связи с которым он с 11.07.2008 по 19.08.2008 находился на стационарном лечении, а затем до 15.12.2008 – на амбулаторном лечении.

При определении размера компенсации морального вреда судом были приняты во внимание характер полученных истцом телесных повреждений, а также степень перенесенных им физических и нравственных страданий. Судебная коллегия полагает, что компенсация морального вреда определена судом в разумных пределах и оснований к ее снижению не имеется.

Довод кассационной жалобы об отсутствии доказательств причинения П*** нравственных страданий, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку при причинении вреда здоровью в результате ДТП сочетаются физические и нравственные страдания и потерпевший испытывает не только физическую боль, но также испытывает чувство страха, унижения, беспомощности, что отнесено законодателем к нравственным страданиям.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО «А***» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: