Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание отказа миграционной службы в постановке на миграционный учет
Документ от 28.07.2009, опубликован на сайте 11.08.2009 под номером 12629, 2-я гражданская, о признании незаконным действий УФМС РФ по Ульяновской и обязании поставить на миграционный учет по месту пребывания, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Авдонина В.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

28 июля 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                Николаевой Р.И. и Шлейкиной О.В.

при секретаре                  Покачайло Н.Ю.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 10 июня 2009 года, по которому постановлено:

Заявление Л*** *** удовлетворить.

Признать отказ Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в постановке Л*** *** на миграционный учет по месту пребывания незаконным.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области поставить Л*** *** на миграционный учет по месту пребывания без предоставления миграционной карты.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Л*** ***. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области.

В обоснование заявленных требований указал, что родился в 1982 году в г. Т*** Абхазской АССР и до 1993 года проживал там вместе с родителями: отцом Л*** ***. и матерью Л*** Л.***. После начала военных действий в Абхазии в 1993 году выехал с матерью сначала на Украину к ее родственникам, а затем в 1998 году к отцу в г. Ульяновск. С 1998 по 2004 гг. работал в АОЗТ «С***», ООО «В***», ООО «Се***», в настоящее время выполняет частные заказы по реставрации мебели.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 13.09.2005 установлен факт его постоянного проживания на территории РФ с марта 1998 года.

22.11.2005 заключением и.о. начальника УВД Заволжского района г. Ульяновска была установлена его личность и он был признан лицом без гражданства.

10.05.2006 решением рабочей группы УФМС России по Ульяновской области ему отказано в приеме документов на оформление вида на жительство в связи с отсутствием у него свидетельства о рождении. Справку о рождении из Т*** ЗАГСа Республики Абхазия он получил лишь 22.08.2008. Копиями паспортов родителей подтверждается, что его отцом является – Л*** А*** М***, матерью – Л*** Л*** ***.

31.07.2003 он (заявитель) был поставлен на налоговый учет в ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска. У него имеется также страховое свидетельство государственного пенсионного страхования РФ № ***, выданное на его имя.

21.05.2009 УФМС по Ульяновской области вновь отказало ему в постановке на миграционный учет по месту пребывания со ссылкой на то, что ему необходимо в судебном порядке установить факт его проживания на территории РФ с 13.09.2005 по настоящее время.

Просил признать незаконным отказ УФМС по Ульяновской области в постановке его на миграционный учет по месту пребывания и обязать поставить его на миграционный учет по месту пребывания.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УФМС по Ульяновской области не соглашается с решением суда и просит его отменить, как незаконное и необоснованное. При этом указывает, что Правилами о временной и постоянной регистрации граждан РФ по месту жительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995), распространявшимися также на бывших граждан СССР, предусматривалась обязательная регистрация гражданина по месту жительства в течение 3 дней. По правилам Федерального закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин может пребывать на территории России в течение срока действия выданной ему визы либо, если он прибыл в порядке, не требующем получения визы, в течение 90 суток по миграционной карте. Решение о сокращении или продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается органами Федеральной миграционной службы. Суд вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий, принимая решение об обязании поставить Л*** ***. на миграционный учет. При обращении с заявлением о постановке на миграционный учет Л*** ***. не представил свидетельство о рождении. Полученная им из Республики Абхазия справка о рождении таким документом не является. Поэтому решение суда о постановке заявителя на миграционный учет противоречит нормам материального права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя УФМС по Ульяновской области С*** О.Н., Л*** ***. и его представителя П*** Н.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, Л*** ***. родился ***.04.1982 в г. Т*** Абхазской АССР. Его родители: отец – Л*** А*** М***, мать – Л*** Л*** ***.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 13.09.2005 установлен факт постоянного проживания Л*** ***. на территории Российской Федерации с марта 1998 года по 13 сентября 2005 года. На основании данного решения Л*** ***. был поставлен на миграционный учет по месту пребывания с 17.02.2006 по 13.05.2006.

Заключением ПВУ УВД Заволжского района г. Ульяновска от 22.11.2005 Л*** ***. признан лицом без гражданства.

Сообщениями УФМС по Ульяновской области от 07.04.2009 и от 21.05.2009 Л*** *** отказано в постановке на миграционный учет со ссылкой на отсутствие решения суда, подтверждающего его законное проживание на территории Российской Федерации. В сообщении также указывается на необходимость представления миграционной карты и документа, подтверждающего личность.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Л*** ***. въехал на территорию Российской Федерации в 1998 году, когда действовали Правила  регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.

Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 290 действие данных Правил было распространено на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

Таким образом, в 1998 году не существовало каких-либо ограничений по перемещению бывших граждан СССР по территории Российской Федерации.

Миграционная карта для въезжающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства была введена Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», т.е. в тот период, когда Л*** ***. уже проживал в России, и в соответствии со ст. 37 Закона должна была быть выдана ему территориальным органом миграционной службы.

То обстоятельство, что в связи с утратой свидетельства о рождении Л*** ***. не получил миграционную карту, не является основанием к отказу в постановке его на миграционный учет, тем более  что в настоящее время он получил из Республики Абхазия выписку из актовой записи о рождении.

При таких  обстоятельствах, с учетом того, что Л*** ***. с 1998 года проживает в Ульяновской области, состоит на учете в налоговых и пенсионных органах, его отец – Л*** ***. является гражданином РФ, проживает в с. Б*** Чердаклинского района, суд первой инстанции обоснованно обязал УФМС по Ульяновской области поставить Л*** ***. на миграционный учет по месту пребывания без предоставления им миграционной карты.

Доводы, приведенные УФМС по Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

В частности, судом обоснованно принята во внимание правовая позиция, неоднократно изложенная в судебных постановлениях Конституционного Суда  РФ о том, что согласно международно-правовым предписаниям каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной безопасности, территориальной целостности, общественного порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения, удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола № 4 к ней).

Европейским Судом по правам человека отмечено, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

Положения п. 2 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о  постановке  на миграционный учел  на территории Российской Федерации.

Таким образом, Конституционный Суд РФ допускает решение вопроса о постановке на миграционный учет не только органами миграционной службы, но и судами. Поэтому довод кассационной жалобы о выходе судом за пределы полномочий при решении вопроса о постановке Л*** ***. на миграционный учет является необоснованным.

В ходе рассмотрения дела в суде кассационной инстанции представитель УФМС по Ульяновской области указал на отсутствие оснований для депортации Л*** ***. за пределы Российской Федерации. В соответствии с действующими нормативными актами в сфере миграции определение правового статуса лица и легализация его пребывания на территории России возможна только при условии его постановки на миграционный учет в территориальном органе миграционной службы.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что Л*** ***. родился на территории бывшего СССР и являлся гражданином СССР; въехал на территорию РФ в несовершеннолетнем возрасте и проживает в стране более 10 лет; за прошедшее время себя ничем не скомпрометировал и к какой-либо ответственности не привлекался; отец заявителя Л*** А.М. и другие его родственники, проживающие в Ульяновской области, являются гражданами РФ, суд принял правильное решение, обязывающее органы миграционной службы поставить Л*** ***. на миграционный учет для дальнейшего решения вопроса о легализации его пребывания на территории РФ.

Ссылку в кассационной жалобе на невозможность постановки Л*** ***. на миграционный учет в связи с отсутствием у него свидетельства о рождении судебная коллегия находит неубедительной.

Как видно из материалов дела, направленная из ЗАГСа Т*** района Республики Абхазия справка о рождении № *** от 22.08.2008 по существу является выпиской из актовой записи о рождении Л*** ***. № *** от ***.04.1982, которая содержит всю необходимую информацию, включаемую в свидетельство о рождении. 

Запись акта гражданского состояния в силу действующего законодательства является первичной по отношению к свидетельству о государственной регистрации акта гражданского состояния (ст. 47 ГК РФ). Поэтому выписка из актовой записи о рождении имеет равную со свидетельством о рождении юридическую силу.

В силу изложенного, судебная коллегия не усматривает препятствий к постановке Л*** ***. на миграционный учет и не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 10 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      

 

Судьи: