Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о выдаче жилищного сертификата лицу, оставшемуся без попечения родителей
Документ от 23.06.2009, опубликован на сайте 02.07.2009 под номером 12398, 2-я гражданская, о возложении обязанности предоставления жилого помещения, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Елистратов А.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

23 июня 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Казаковой М.В. и Булгакова Г.М.

при секретаре                   Покачайло Н.Ю.

рассмотрела дело по кассационной жалобе М*** А.Т. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 мая 2009, которым

М*** А*** Т*** отказано в удовлетворении исковых требований к мэрии г. Ульяновска о компенсации морального вреда в сумме 500 000 руб., а также о возложении обязанности выдать жилищный сертификат.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

М*** А.Т. обратилась в суд с иском к мэрии г. Ульяновска, Министерству финансов Ульяновской области, Управлению образования мэрии г. Ульяновска о выдаче жилищного сертификата и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что она воспитывалась на полном государственном обеспечении в специальном (коррекционном) детском доме для детей с ограниченными возможностями «Д***» в г. Ульяновске с 1990 по 1995 гг. В июне 1995 года после окончания ПТУ № *** ее оставили проживать в детском доме в связи с отсутствием жилья. В декабре 1999 года она была поставлена на учет на получение жилья как воспитанница детского дома в г. Инза. Все эти годы она проживала в г. Ульяновске без регистрации, лишь в 2003 году ее зарегистрировал на своей жилплощади муж М*** В.В.

В 2008 году они с мужем оформили ипотечный кредит и приобрели в собственность в равных долях двухкомнатную квартиру № *** дома *** по ул. К*** в г. Ульяновске. После этого она узнала, что имела право на получение жилищного сертификата, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако администрация г. Инза сообщила ей, что она была снята с очереди в 2004 году, как ошибочно поставленная, поскольку в момент лишения ее матери родительских прав она не была зарегистрирована в г. Инза.

Право на получение жилья на основании норм Семейного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она имела еще в 1996 году после выхода из детского дома, однако была введена в заблуждение администрацией  г. Ульяновска и г. Инза.

Просила восстановить ее право на получение жилищного сертификата в г. Ульяновске как воспитанницы детского дома, обязать мэрию г. Ульяновска выдать ей жилищный сертификат для улучшения жилищных условий и взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц администрацию муниципального образования «Инзенское городское поселение», орган опеки и попечительства Управления образования МО «Инзенское городское поселение» и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе М*** А.Т. не соглашается с решением суда и просит его отменить. При этом ссылается на доводы, приведенные ею в исковом заявлении. Указывает также, что судом при разрешении спора нарушены  статья 40 Конституции РФ, предусматривающая, что каждый имеет право на жилище; статья 52 Конституции РФ, предусматривающая, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; статья 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц.

Суд не принял во внимание, что, несмотря на покупку квартиры за счет собственных средств, она имеет право на получение жилищного сертификата по Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ и использование этого сертификата для погашения ипотечного кредита. В связи с тем, что она с момента выпуска из детского дома безвыездно проживала и работала в г. Ульяновске, она имела право на получение жилья в г. Ульяновске. Мэрия г. Ульяновска, лишив ее данного права, причинила ей вред, который подлежит возмещению.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения истицы М*** А.И. и ее представителя М*** В.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрено также статьей 2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60-ЗО (ред. от 03.02.2009) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».

Согласно части 2 названной статьи право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим Законом возникает у лиц, указанных в части I настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями названных лиц согласно ст. 3 Закона осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области (в ред. Законов Ульяновской области от 06.12.2006 № 202-ЗО, от 03.04.2007 № 30-ЗО). Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона.

Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 № 1-П, предусмотрена реализация права детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями путем выделения субсидии на приобретение жилья, удостоверяющейся жилищным сертификатом.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что М*** А.Т. (до брака – З*** А.Т.) родилась ***.12.1976 в г. Ульяновске.

Решением Инзенского районного суда от 02.12.1985 мать истицы З*** Н.А. была лишена родительских прав. Отец истицы З*** Т.А. участия в воспитании дочери не принимал.

12.12.1990 решением Инзенского райисполкома № *** несовершеннолетняя З*** А.Т. была помещена в детское государственное учреждение и в период с 14.02.1990 по 18.08.1995 находилась на полном государственном обеспечении в специальном (коррекционном) детском доме для детей с ограниченными возможностями здоровья «Д***» по ул. В***, *** в г. Ульяновске, затем проживала в Ульяновском областном Д*** по адресу: г. Ульяновск, ул. О***, ***.

Жилым помещением за счет государства М*** А.Т. обеспечена не была.

В то же время судом установлено, что с 29.04.2008 М*** А.Т. и ее супруг М*** В.В. имеют на праве общей долевой собственности в равных долях двухкомнатную квартиру общей площадью 53,31 кв.м, расположенную по адресу: г. Ульяновск, ул. К***, д. *** кв. ***.

При таких обстоятельствах, поскольку М*** А.Т. в настоящее время обеспечена жилым помещением и не является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, суд пришел к правильному выводу, что оснований для удовлетворения заявленных ею исковых требований не имеется.

Доводы, приведенные истицей в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Как следует из приведенной выше статьи 3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60-ЗО (ред. от 03.02.2009) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», обеспечение данных лиц жилыми помещениями производится в соответствии с положениями федеральных законов, следовательно, прежде всего, в соответствии с требованиями Конституции РФ и Жилищного кодекса РФ.

Статьей 40 Конституции РФ установлено, что жилые помещения государственных и муниципальных жилищных фондов предоставляется бесплатно малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Нормами Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются только лицам, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим в пользовании или в собственности жилого помещения, соответствующего учетной норме.

Приведенным выше Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 № 1-П, предусмотрена выдача сертификата при наличии доказательств, подтверждающих отсутствие в собственности заявителя  жилого помещения.

К моменту заявления в суд иска о выдаче жилищного сертификата М*** А.Т. имела в собственности жилое помещение, площадью более учетной нормы, в связи с чем по правилам жилищного законодательства она не являлась нуждающейся в жилом помещении. При таких обстоятельствах, даже при том условии, что М*** А.Т. подпадает под категорию лиц, на которых распространяются нормы Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60-ЗО, права на получение жилищного сертификата она не имеет. Основания возникновения у истицы права собственности на жилое помещение значения для разрешения этого вопроса не имеют.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что действиями ли бездействием мэрии г. Ульяновска М*** А.Т. причинен вред, подлежащий возмещению по нормам гражданского законодательства, суд в ходе рассмотрения дела не получил, поэтому оснований для удовлетворения иска в этой части также не нашел.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 мая 2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу М*** А.Т. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: