Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О мерах государственной социальной поддержки
Документ от 01.04.2009, опубликован на сайте 12.05.2009 под номером 12211, 1-я гражданская, о признании противоречащим законодательству пп.4 ч.1 ст. 4 Закона УО №086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области", отказано

Дело № 3-***/2009

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

01 апреля 2009 года                                                                город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Королёвой А.В.,

при секретаре Цветковой А.С.,

с участием прокурора Фазылзяновой А.М.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Г*** Э*** И*** и Ш*** М*** К*** о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 4 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области №086-ЗО от 30 ноября 2004 года «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области»,

 

у с т а н о в и л:

 

Г*** Э.И. и Ш*** М.К. обратились в Ульяновский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 4 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области №086-ЗО от 30 ноября 2004 года «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

 

Заявление мотивировали тем, что в соответствии со статьей 22 ФЗ «О ветеранах» в редакции от 12 января 1995 года ветераны труда имели право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта в любом городе, независимо от их места жительства. В нарушение преамбулы и статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года и статьи 55 Конституции РФ Закон Ульяновской области в оспариваемой части ухудшил их положение, поскольку льготу по проезду ограничил пределами своего региона. Льгота по бесплатному проезду во всех видах городского пассажирского транспорта в любом городе России не могла быть отменена без равноценной замены. Уровень социальной защищенности ветеранов труда не должен снижаться.

 

В судебном заседании Г*** Э.И. и Ш*** М.К. заявление поддержали. Пояснили, что оспаривают пункт 4 части 1 статьи 4 Закона области в связи с тем, что он не предусматривает право ветеранов труда на бесплатный проезд на общественном транспорте в любом городе России, которым они пользовались до 31 декабря 2004 года.

Заявитель Ш*** М.К. дополнительно указал, что не согласен с последней редакцией оспариваемого пункта, считает, что пункт 4 части 1 статьи 4 Закона области должен предусматривать право бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси) и автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси) как на территории региона, так и в любом городе России.

Представитель Законодательного Собрания Ульяновской области В*** Т.В., представитель Правительства Ульяновской области и губернатора Ульяновской области С*** Е.И. просили в удовлетворении заявления отказать. Пояснили, что оспариваемый закон области не противоречит федеральному законодательству. Меры государственной социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены в Ульяновской области в соответствии с изменениями, внесенными в законодательные акты Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года. Статья 13 Закона «О ветеранах» не предусматривает такой меры социальной поддержки, как бесплатный проезд на общественном городском транспорте, в том числе в любом городе России. Федеральный законодатель предоставил субъекту РФ право самостоятельно определить объем мер социальной поддержки ветеранов труда, что субъектом РФ и сделано в зависимости от бюджетной обеспеченности. Положения статьи 153 ФЗ-122 от 22 августа 2004 года при этом соблюдены, так как совокупный объем финансирования мер социальной поддержки данной категории граждан не уменьшился, а увеличился.  Процедура принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдена.

 

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Фазылзяновой А.М., просившей в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.

 

В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 

Судом установлено, что 29 ноября 2004 года Законодательным собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» № 086-ЗО. 30 ноября 2004 года закон подписан исполняющей обязанности главы администрации области Б*** М.Г. и официально опубликован в газете «Ульяновская правда» от 08 декабря 2004 года.

 

Процедура принятия оспариваемого закона Ульяновской области соответствовала Уставу Ульяновской области. Согласно представленному в материалах дела протоколу, из установленного числа  депутатов Законодательного Собрания области (количеством 30) на заседании 29 ноября 2004 года присутствовало – 23 депутата (не менее 2\3 от установленного числа), закон принят большинством голосов.

 

Подписан закон исполняющей обязанности главы администрации области Б*** Г.М., на которую распоряжением главы администрации области от 16 ноября 2004 года за № 314-рк были возложены соответствующие полномочия.

 

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» от 27 января 2004 года № 005-ЗО, действовавшего на момент принятия оспариваемого закона, официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в газетах «Народная газета» или «Ульяновская правда».

 

Таким образом, процедура принятия и официального опубликования оспариваемого закона была соблюдена.

 

Аналогичным образом приняты и опубликованы изменения в пункт 4 части 1 статьи 4 Закона области.  Последние изменения приняты на заседании Законодательного собрания Ульяновской области 25 января 2007 года, из 26 присутствовавших депутатов «за» принятие проекта закона о внесении изменений проголосовали 25 депутатов. Изменения официально опубликованы в газете «Ульяновская правда» от 31 января 2007 года.

 

Пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области № 086-ЗО от 30 ноября 2004 года «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» предусмотрена такая мера государственной социальной поддержки ветеранов труда, как ежемесячная выплата в размере стоимости социального проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных).

 

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, а также  социальное обеспечение.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации.

 

Нормами Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", вступившими в силу с 1 января 2005 года, предусмотрена система мер социальной поддержки ветеранов различных категорий.   В статье 13 в новой редакции отсутствует такая мера государственной социальной поддержки, как бесплатный проезд при пользовании всеми видами городского и пригородного транспорта.

 

Соответственно внесены изменения в статью 22 названного Федерального закона, согласно которой меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и в силу статьи 10 Закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

 

Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются субъектом Российской Федерации самостоятельно, исходя из перечня мер социальной поддержки, определенного статьей 13 Закона.

 

С вступлением в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся ветераны труда.

 

При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.

 

Ежемесячная выплата в размере стоимости социального проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных), предусмотренная пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области №086-ЗО от 30 ноября 2004 года,  не противоречит федеральному законодательству, поскольку ветераны труда с 01 января 2005 года не обладают правом бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта.  При этом не имеет значение пользование ветеранами транспортными услугами на территории региона своего проживания или в другом городе России, поскольку с 01 января 2005 года такой льготы нет.

 

Предусмотрев ежемесячную выплату в размере стоимости социального проездного билета, Ульяновская область как субъект Российской Федерации реализовала свое право, а не обязанность по установлению за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительной меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Из представленных Министерством финансов Ульяновской области данных усматривается, что совокупный объем финансирования для ветеранов после 01 января 2005 года не только не уменьшен, но увеличен (2004 год – в областном бюджете на реализацию ФЗ «О ветеранах» предусмотрено 113 207 000 рублей; 2005 год – из областного бюджета на реализацию Закона области от 30 ноября 2006 года № 086-ЗО перечислено 464 884 600 рублей; 2006 год – 684 402 400 рублей; 2007 год – 840 030 700 рублей, 2008 год – 1 146 352 000 рублей, по состоянию на 01 марта 2009 года – 161 473 000 рублей).

 

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии противоречия оспариваемого заявителями положения Закона Ульяновской области федеральному законодательству.

 

Заявителями неоднократно указывалось, что оспариваемый Закон области противоречит статье 55 Конституции РФ. Суд не рассматривает этот довод, так как такое рассмотрение отнесено к компетенции Конституционного Суда РФ.

 

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 

Требование заявителей фактически сводится к понуждению законодателя принять новую норму, не предусмотренную оспариваемым положением Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области», что невозможно в силу статьи 10 Конституции Российской Федерации, поскольку судам общей юрисдикции не предоставлены полномочия по понуждению органов законодательной власти  к принятию нового или изменению действующего законодательства. 

 

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Г*** Э.И. и Ш*** М.К. следует отказать.

 

Руководствуясь статьями 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

В удовлетворении заявления Г*** Э*** И*** и Ш*** М*** К*** о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 4 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области №086-ЗО от 30 ноября 2004 года «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» – отказать.

 

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационных жалоб и кассационного представления через Ульяновский областной суд.

 

Судья                                                                                                       Королёва А.В.