Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перерасчет страховой части пенсии
Документ от 31.03.2009, опубликован на сайте 07.04.2009 под номером 12080, 2-я гражданская, о перерасчете пенсии, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело  33 –***/2009 г.                                                                 Судья Царапкина Е.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

31 марта  2009 года                                                                     г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего                       Жаднова Ю.М.,

судей                                                       Трифоновой Т.П.  и  Бабойдо И.А.

рассмотрела дело по кассационной жалобе В*** Е*** А***  на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 05 марта 2009 года, которым постановлено:

В иске В*** Е*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации  (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о перерасчете пенсии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

В*** Е.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска о перерасчете пенсии. Иск мотивирован тем, что с 08.08.1977 по 29.10.2004 она работала на Ульяновском *** заводе. 16.05.2005 ей была назначена трудовая пенсия по старости. Ответчик произвел ей расчет страховой части пенсии не из начисленных, а из фактически перечисленных работодателем страховых взносов, что противоречит ст. 3 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п.1 ст. 15 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Её заявление к ответчику о перерасчете пенсии с учетом начисленных страховых взносов было оставлено без удовлетворения. Отказ считает незаконным, поскольку обязанность по взысканию недоимки по страховым взносам и пеней возложена на органы Пенсионного фонда РФ. В связи с этим истица просила обязать ответчика произвести перерасчет страховой части её трудовой пенсии по старости исходя из начисленных страховых взносов за период с 16.05.2005 по 09.07.2007 с учетом индексации.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе В*** Е.А. не соглашается с решением суда.  Считает, что её требования должны быть удовлетворены в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п.1 ст. 10 названного Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Приведенная выше норма п.1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. При этом Конституционный Суд РФ обязал государство впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10 июля 2007 года № 9-П.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 08.08.1977 по 29.10.2004 В*** Е.А. работала на Ульяновском *** заводе. С 16 мая 2005 года ей назначена трудовая пенсия по старости. При назначении истице пенсии и подсчете её размера Пенсионный фонд учел фактически уплаченные работодателем истицы страховые взносы за период с 01.01.2002 по 15.05.2005.

Руководствуясь вышеприведенным Постановлением Конституционного Суда РФ № 9-П Пенсионный фонд в апреле 2008 года пересмотрел размер страховой части трудовой пенсии истицы с 10.07.2007 года,  исходя из всей суммы начисленных на эту дату страховых взносов в ПФР, и произвел истице доплату к пенсии за период  с 10.07.2007 по 30.04.2008.

В настоящее время истица также получает пенсию с учетом начисленных (а не фактически уплаченных работодателем)  страховых взносов в ПФР.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что право истицы на перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом периода её работы, за который работодателем не были перечислены страховые взносы в территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации, возникло лишь с момента принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П, то есть с 10 июля 2007 г. 

В соответствии с вышеизложенным Постановлением Конституционного Суда РФ и его определением от 20 ноября 2007 г. N 798-0-0 "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. № 9-П"  Постановление от 10 июля 2007 года N 9-П на основании части первой статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" вступило в силу с момента провозглашения, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок его вступления в силу и срок исполнения. Кроме того, в определении от 20 ноября 2007 г. N 798-0-0 указывается на то, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года).

Следовательно, пересмотр размера страховой части назначенных трудовых пенсий с учетом периодов, за которые не уплачивались страховые взносы, должен осуществляться с 10 июля 2007 г., то есть с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 10 июля 2007 года N 9-П. Причем к моменту этого пересмотра размер страховой части пенсии должен составлять сумму, которую застрахованное лицо получало бы, если бы страховые взносы были уплачены работодателем (страхователем) полностью.

Поскольку при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения районного суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 05 марта 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу В*** Е*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи