У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2009 г.
Судья Першина С.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 марта 2009 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И. и Казаковой М.В.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе М***. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 февраля
2009 года, по которому
исковые требования М***
к прокуратуре Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации,
Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о признании
действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда оставлены без
удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
М***. обратилась в
суд с иском к прокуратуре Ульяновской области о признании действий незаконными
и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование
заявленных требований указала, что начиная с 31.10.2007 она обращается в прокуратуру Ульяновской
области по вопросу захоронения радиоактивных отходов от аварии на Чернобыльской
АЭС на территории Ульяновской области, однако не получает надлежащего ответа.
15.12.2008 она вновь обратилась в прокуратуру с заявлением об истребовании у
компетентных органов сведений о том, в каком населенном пункте с наименованием
«Б***» были произведены радиационные захоронения, на которое 23.12.2008 получила
ответ, лишенный логики и смысла. Прокуратура переслала ее обращение другой
организации, хотя сама имела право запросить необходимые приходные документы,
подтверждающие радиационные захоронения в с. Б***, с тем, чтобы установить, в
каком населенном пункте с таким наименованием были произведены данные действия,
и включить данный населенный пункт в
Постановление Правительства РФ № 1582 от 12.12.1997.
Просила признать
действия прокуратуры Ульяновской области по всем ее обращениям незаконными, неквалифицированными
и некомпетентными, нарушающими ее права, и взыскать компенсацию морального
вреда в размере 50 000 руб.
Суд привлек к участию
в деле в качестве соответчиков Министерство финансов Российской Федерации,
Управление Федерального казначейства по Ульяновской области и постановил
приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе М***. не соглашается с решением суда и просит его отменить, как
незаконное и необоснованное. При этом указывает, что судья в нарушение
процессуального закона и без учета ее ходатайства рассмотрел дело единолично, а
не коллегиально, а также не привлек к участию в деле в качестве соответчика МЧС
по Ульяновской области. Суд фактически покрыл незаконные действия прокуратуры и
согласился с ответом прокуратуры, который не разрешил поставленный ею вопрос по
существу.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как видно из
материалов дела, М***. 15.12.2008 обратилась в прокуратуру Ульяновской области
с заявлением, в котором просила истребовать от руководителей соответствующих
служб подлинник приходного документа на захоронение радиационных отходов от
аварии на Чернобыльской АЭС на территории Ульяновской области, в частности, на
территории населенного пункта «Б***».
23.12.2008 указанное
обращение было направлено для разрешения по существу руководителю Управления
Роспотребнадзора России по Ульяновской области со ссылкой на п.п. 1, 5.12
Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
30.06.2004 № 322, а также ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации».
В соответствии с п. 1
ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично,
а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные
органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно ст. 8
закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот
государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному
лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в
компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или
должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в
соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию
которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением
гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая,
указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (если текст
письменного обращения не поддается прочтению).
В соответствии с п.
1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322
(ред. от 07.11.2008 № 814)) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в
сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты
прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п. 5 Положения Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет
надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства
Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского
рынка; государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением
санитарного законодательства; государственный контроль за соблюдением законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в
области защиты прав потребителей; регистрирует лиц, пострадавших от
радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате
чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов; устанавливает причины и выявляет условия
возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений); информирует органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления и население о
санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения; организует в
установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга; организует деятельность системы
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; организует
прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений
граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в
установленный законодательством Российской Федерации срок; осуществляет иные
функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации.
Поскольку
рассмотрение вопросов, постановленных М***. в своем обращении в прокуратуру
Ульяновской области, в соответствии с приведенными правовыми актами отнесено к
компетенции Управления Роспотребнадзора России по Ульяновской области, суд
пришел к правильному выводу, что действия прокуратуры Ульяновской области по
направлению обращения М***. руководителю данного государственного органа
соответствуют закону, прав и интересов истицы не нарушают, а потому отсутствуют
основания к удовлетворению заявленных ею исковых требований.
Доводы, приведенные М***.
в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Статьей
7 ГПК РФ предусмотрено, что гражданские дела в судах первой инстанции
рассматриваются судьями этих судов единолично. Коллегиальное рассмотрение
гражданских дел предусмотрено только в определенных федеральным законом случаях.
В
случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично
рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия,
судья действует от имени суда.
Поскольку
федеральным законом заявленный М***. иск не отнесен к категории дел, подлежащих
коллегиальному рассмотрению в суде первой инстанции, судья обоснованно
рассмотрел его единолично.
Таким
образом, поскольку вопрос единоличного или коллегиального рассмотрения
гражданских дел определяется законом и не зависит от желания истицы, довод
кассационной жалобы о нарушении судом процессуального закона единоличным
рассмотрением дела является необоснованным.
Привлечение
соответчиков к участию в деле по инициативе суда возможно в силу ч. 3 ст. 40
ГПК РФ только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика
или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения.
Поскольку
по данному делу суд таких обстоятельств не установил, он не усмотрел также
оснований к привлечению к участию в деле в качестве соответчика Управления МЧС
по Ульяновской области.
Ссылка в
кассационной жалобе М***. на то, что суд не дал оценки факту уклонения
прокуратуры от рассмотрения ее жалобы по существу, также является необоснованной
и не может служить основанием для отмены решения суда.
Суд
не подменяет собой государственные органы и в ходе рассмотрения подобного иска лишь
проверяет соответствие действий государственного органа требованиям закона,
регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан.
В
данном случае суд проверил соответствие действий прокуратуры Ульяновской
области по рассмотрению жалобы М***. требованиям Федеральных законов «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», «О прокуратуре Российской
Федерации».
Статья
8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» и п.п. 3.4, 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема
граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генерального
прокурора РФ от 26.12.2006 № 120 (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от
23.04.2007 № 65) в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации») предусматривают, что обращение, содержащее вопросы,
решение которых не входит в компетенцию прокуратуры, направляется в течение
семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему
должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в
обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о
переадресации обращения.
Поскольку
суд пришел к выводу, что разрешение поставленного М***. вопроса в компетенцию
прокуратуры не входит, он признал правильными действия прокуратуры по
направлению обращения М***. в компетентный орган – Управление Роспотребнадзора
России по Ульяновской области.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 24 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную
жалобу М***. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи