Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение в специальный трудовой стаж периода службы в ВС СССР
Документ от 17.03.2009, опубликован на сайте 25.03.2009 под номером 11996, 2-я гражданская, о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагог.деятельностью, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело-33-*** -2009                                                                    Судья Дементьева Н.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

17 марта 2009 года                                                                           г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Казаковой М.В., Булгакова Г.М.

рассмотрела  дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области на  решение Кузоватовского районного суда Ульяновской области от 11 февраля 2009 года, по которому суд решил:

Исковые  требования С*** Ю*** Н*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Кузоватовскому району Ульяновской области  об отмене решения от 05 ноября 2008 года об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении в специальный стаж работы периода нахождения в Вооруженных силах СССР, периода учебы в учебном заседании и досрочном назначении трудовой пенсии по старости  удовлетворить частично.

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Кузоватовскому району Ульяновской области от 05 ноября 2008 года отменить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Кузоватовском району Ульяновской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи  с осуществлением педагогической деятельности, период службы С*** Ю*** Н*** в составе Вооруженных сил СССР с 27 мая 1984 года по 24 июня 1986 года (2 года 28 дней).

В удовлетворении остальной части требований С*** Ю*** Н*** отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

установила:

 

С*** Ю.Н. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование иска указал, что решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области от 05.11.2008 г. ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия достаточного педагогического стажа. В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи  с осуществлением педагогической деятельности, не включен период прохождения им службы по призыву в рядах Вооруженных сил СССР с 27.05.1984 года по 24.06.1986 года из расчета один день за два дня работы, а также период его обучения в С*** педагогическом училище с 01.09.1983 года по 26.05.1984 года  и с 25.061986 года по 27.06.1987 года. С решением не согласен, поскольку возможность включения указанных периодов в специальный стаж была предусмотрена действующим ранее законодательством, а именно  Постановлением Совета Министров ССР от 17.12.1959 года № 1397. Просил решение комиссии отменить, включить  спорные периоды в специальный стаж, обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости.

Судом постановлено вышеприведенное решение.         

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить, в  удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что период нахождения ответчика в рядах Вооруженных сил СССР не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку не предусмотрен Списками  и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года. Кроме того, в пункте 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397,  которым   руководствовался суд при вынесении решения, предусмотрено, что обязательным условием зачета спорных периодов в специальный стаж являлось наличие у гражданина по состоянию на 01.10.1993 года (отмены постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397)  2/3 специального стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.  Так как истец отработал в должности преподавателя на 01.10.1993 года менее (16 лет 8 месяцев), права на включение периода прохождения военной службы по призыву в специальный стаж он не приобрел.

Проверив  материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. 

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона  «О трудовых пенсиях  в  Российской Федерации»  трудовая  пенсия  по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях  для  детей,  независимо  от  возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы  и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением комиссии при УПФ РФ (ГУ) по Кузоватовскому району Ульяновской области от 05 ноября 2008 года в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи  с осуществлением педагогической деятельности, засчитано 21 год 2 месяца 14 дней. В назначении досрочной трудовой пенсии отказано из-за отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию. В специальный стаж  С*** Ю.Н.  не включен период его нахождения на военной службе по призыву в Вооруженных силах СССР с 27.05.1984 года по 24.06.1986 года, а также период обучения в С*** педагогическом училище с 01.09.1983 года по 26.05.1984 года  и с 25.061986 года по 27.06.1987 года.

Разрешая заявленные С*** Ю.Н. требования о включении периода службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж, суд пришел к правильному выводу об их обоснованности.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи  с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период службы истца в армии  действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет  работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.

В ходе рассмотрения дела установлено, что С*** Ю.Н. проходил службу в Вооруженных силах СССР в период с 27.05.1984 года по 24.06.1986 года, поэтому данный период обоснованно включен судом в стаж педагогической работы истца.

Доводы жалобы о том, что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, не подлежащее применению в настоящее время, не могут являться основанием для отмены решения.

Вышеуказанное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П  в отношении граждан, приобретших  пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие у истца по состоянию на 01.10.1993 года 2/3 специального стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (16 лет 8 месяцев), судебная коллегия находит несостоятельными.  Толкование пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет  работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, приводимое ответчиком в кассационной жалобе, является ошибочным и не может повлечь отмену решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение  Кузоватовского районного  суда Ульяновской области от 11 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи