Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 10.03.2009, опубликован на сайте 25.03.2009 под номером 11981, 2-я гражданская, о назначении досрочной тр.пенсии по старости в связи с педагог.деятельностью, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело № 33 - *** - 2009                                                              Судья Богушевская Н.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

10 марта 2009 год                                                                                    город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Аладина П.К. и Гурьяновой О.В.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 03 февраля 2009 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования С*** С*** А*** удовлетворить в полном объеме.

 

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска включить в педагогический стаж С*** С*** А*** период работы с 07 сентября 1981 года по 31 августа 1985 года (03 года 11 месяцев 24 дня) в качестве старшей пионервожатой в средней школе № *** города Ульяновска и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 21 февраля 2008 года.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

С*** С.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (далее УПФ РФ), в котором просила обязать ответчика:

- включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее работы с 07 сентября 1981 года по 31 августа 1985 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № *** города Ульяновска;

- назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 21 февраля 2008 года.

Свои требования С*** С.А. мотивировала тем, что ответчик отказал в удовлетворении ее заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. Отказ мотивирован тем, что она не имеет специальный стаж, равный 25 годам. При этом ответчик ей не засчитал период работы в качестве старшей пионервожатой в средней школе № *** города Ульяновска с 07 сентября 1981 года по 31 августа 1985 года, поскольку должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена Списком должностей, дающих право для зачета в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии. Отказ не может быть признан законным, так как ее работа в спорный период была связана с педагогической деятельностью, поскольку она целый день работала с детьми, и должность соответствовала действовавшему в тот период времени Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе УПФ РФ не соглашается с решением суда, считая его постановленным с существенным нарушением норм материального права. При этом указывает, что суд применил нормативный акт, не подлежащий применению - Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Право на включение периода работы в должности старшей пионервожатой в специальный стаж могло быть у истицы только в том случае, если бы на момент действия указанного Постановления (до 01.10.1993 г.) она выработала весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

При рассмотрении дела районный суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

 

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к обоснованному выводу о безусловном наличии у С*** С.А. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку с учетом спорного периода она выработала 25 лет специального (педагогического) стажа.

 

Указанный вывод полностью соответствует требованиям норм материального права.

 

Доводы, приведенные УПФ РФ в кассационной жалобе, являются необоснованными и не могут повлечь отмену решения суда.

 

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

 

Согласно п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

 

В спорный период времени действовал Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (действовало до 01 октября 1993 года).

 

В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного названным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

 

С*** С.А. в спорный период занимала штатную должность старшей пионервожатой в средней школе № *** города Ульяновска.

 

Как указано выше, работа в должности штатного пионервожатого подлежала включению в стаж при условии, что учитель либо иной работник просвещения имел не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.

 

Данное условие С*** С.А. соблюдено.

 

На момент обращения в УПФ РФ с письменным заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» выслуга С*** С.А., без учета спорного периода, составила 22 года 04 месяца 01 день.

 

Иными словами, С*** С.А. к моменту обращения к ответчику имела более 22 лет трудового стажа работы в качестве учителя, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов.

 

Ссылка в кассационной жалобе УПФ РФ на постановление Минтруда РФ  от 17 октября 2003 года № 70 судом кассационной инстанции не может быть принята во внимание.

 

Названный подзаконный нормативный акт не может нарушать конституционных норм (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) и норм гражданского законодательства (ст. 4 ГК РФ). Применение этого подзаконного акта будет свидетельствовать об ухудшении положения С*** С.А. по сравнению с другими гражданами, которым были зачтены периоды работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых в период действия Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

 

В связи с этим подзаконный акт, на который ссылается УПФ РФ, может действовать лишь в той части, в какой он не противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и толкованию закона, данному в судебных постановлениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2 - П статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1), Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных переделах предвидеть последствия поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

 

В связи с этим утверждение ответчика о том, что стаж должен быть выработан в период действия нормативного акта от 17 декабря 1959 года № 1397, правильно судом первой инстанции признан ошибочным.

 

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 03 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи